Зимние посиделки.
Празднично-игровая программа проводится для детей 3-5х классов специальной коррекционной школы 8 вида сразу после Нового года. Её участниками могут быть:
— классные коллективы одной параллели;
— учащиеся разных классов (создаются команды девочек и мальчиков);
Цель:
Продолжаем знакомить детей с традициями русского народа, фольклорами, играми, забавами;
Задачи:
— создать ситуации для раскрытия творческих способностей подростков;
— развивать память, внимание.
Форма: «Русские посиделки».
Как должны проходить «Зимние посиделки».
Так как на посиделки молодёжь собиралась, чтобы отдохнуть, на других посмотреть, да и себя показать, здесь не должно быть жюри и команд-победительниц.
По ходу праздника ребятам предлагаются различные конкурсы и задания.
В качестве приза, всякий раз команды получают один из элементов костюма Деда Мороза или Снегурочки: мальчики – искусственную бороду, посох, валенки, шапку, тулуп, варежки, кушак: девочки – сапожки, шапку, варежки, сарафан. К концу игры у команд собирается полный костюм основных героев новогоднего праздника: Деда Мороза и Снегурочки.
Эти костюмы одевают капитаны команд и от их лица приветствуют собравшихся на «Посиделках».
Этим процессом руководит ВЕДУЩАЯ, одетая в русский национальный костюм.
Оформление зала: обязательным атрибутам праздника является украшенная ёлка, элементы русского стиля.
Оборудование: 2 колечка на блюдечке, стол со скатертью, фотоальбом, игрушечный музыкальный инструмент, чашка, почтовый набор, линейка, воздушный шарик, хлопушка, бенгальские свечи, мишура, мягкая игрушка, костюмы Деда Мороза и Снегурочки, костюм Петуха, шарф, магнитофон, фонограммы с мелодиями русских народных песен, мешок с подарками, материалы для оформления сцены и зала, 2 мольберта 2 листа ватмана. фломастеры и маркеры (20 штук), заготовки с фрагментами пословиц, карточки с ответами для конкурса «Весёлая чепуха», карточки с текстом новогодних песен, поздравительные открытки с текстом поздравления Деда Мороза и Снегурочки.
Сценарий мероприятия.
Ведущая:
Добрый день дорогие друзья! Становится хорошей традицией отмечать «Зимние посиделки» и приглашать гостей. Сегодня у нас в гостях: (перечислить, кто пришёл на посиделки).
Уважаемые гости, вас приветствую участники «Посиделок», болельщики.
Для того чтобы знакомство прошло быстрее, мы предлагаем Вам принять участие в шуточных конкурсах, посидеть за чайным столом, повеселиться у новогодней ёлки.
В давние времена на посиделках девушки и парни устраивали весёлые развлечения, соревновались в находчивости и остроумии, пели, танцевали, отгадывали загадки, «красовались» друг перед другом. Мы тоже не будем отступать от этой традиции. Для участия в конкурсах и играх на наших «Посиделках» приглашаю на сцену команды девочек и мальчиков.
(Звучит музыка. Выбираются 2 команды, и участники выходят на сцену).
Ведущая: Прежде, чем начать игровую программу необходимо выбрать ребят в роли Деда Мороза и Снегурочки. Для этого я предлагаю старинную игру «Колечко». Мне потребуются помощники. (Ведущая из зала приглашает 2х ребят, даёт им по колечку).
Ведущая:
Под музыку участники должны будут передавать колечко из рук в руки. Когда остановится музыка, и у кого в руках окажется колечко, тот и будет Дедом Морозом и Снегурочкой.
(Идёт игра: мальчик играет с командой девочек, а девочка с командой мальчиков).
Ведущая:
Дед Мороз и Снегурочка, без них не обходится Новый год. Они не только самые любимые герои, но и самые весёлые. Я приглашаю тех, кому выпала удача сыграть эти роли (К ведущей подходят мальчик, и девочка, у которых оказались колечки).
Задание, предлагаемое вам, называется «Весёлая чепуха»
Правила:
У меня в руках два набора полосок бумаги. Я держу в левой руке полоски с вопросами, а в правой – с ответами Вы по очереди вытаскиваете и зачитываете вслух, то вопрос, то ответ. (Идёт конкурс)
Конкурс «Весёлая чепуха»
Вопросы:
Вы читаете чужие письма?
Вы спите спокойно?
Вы слушаете чужие разговоры?
Бьёте ли вы со злости посуду?
Можете ли вы подложить свинью приятелю?
Пишите ли вы анонимные письма?
Вы распространяете сплетни?
Имеете ли вы привычку обещание не выполнять?
Бываете ли вы в своих действиях грубыми?
Ответы:
Это моё любимое занятие.
Изредка, ради шутки.
Только в летние ночи.
Когда кошелёк пустой.
Только без свидетелей.
Особенно в чужом доме.
Это моя давняя мечта.
Нет, я очень стеснительный человек.
Я никогда не отказываюсь от такой возможности.
Ведущая:
Ну, что ж, Вы замечательные Дед Мороз и Снегурочка! Но вот костюмов у вас пока нет. Придётся вашим товарищам вам помочь. За каждый правильный ответ, удачное выступление команды будут получать деталь костюмов: то рукавицу, то валенок, то кушак, то корону, и т. д.
Ведущая:
Внимание! Предлагаю первое задание для команд- участниц.
У всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1-е января. Первый календарь, в котором год начинается с 1 января, ввёл римский император Юлий Цезарь, в 46 г. до. н.э. В России Новый год до 1700 г. Праздновался 1 сентября, когда завершались основные работы по уборке урожая.
Вопрос команде мальчиков:
Какой царь ввёл праздник Нового года в России 1 января? Помогать отвечать на вопросы могут взрослые, если дети затрудняются с ответом. (Ответ: Петр 1).
Вопрос команде девочек.
Сколько раз в 31 декабря на территории России можно встретить Новый год? (Ответ: 11 раз! На карту нашей страны, нанесены 11 часовых поясов).
Ведущая:
Крестьяне только зимой освобождались от всевозможных сезонных работ. Как зимушку скоротать? Надо весёлые свадебки играть. А для этого собирались парни и девчата на посиделки, пересмеивались, пели, играли, танцевали. На посиделках приглядывали себе суженных.
Вопрос команде мальчиков.
Какое время на селе считалось порою свадеб? (Ответ: зима).
Вопрос команде девочек:
На чём катались юноши и девушки во время свадебной процессии?
(Ответ: на тройках лошадей).
Ведущая:
Зима не лето – в шубу одета.
Слышите, я уже поговорками заговорила, а много ли вы знаете поговорок о зиме? Сейчас мы это проверим.
Следующее задание для наших команд.
Каждой команде я дам карточки, но не полностью, а частично. Ваша задача составить поговорки. (Участники под музыку составляют поговорки, а затем зачитывают их вслух).
Ведущая:
На посиделках и стар, и млад – любили исполнять русские народные песни.
(Обращаясь к залу)
Может быть, кто – то назовёт несколько русских народных песен?
(Из зала выкрикивают названия или первые строчки русских народных песен).
(Обращаясь к командам)
В наше время много придумано песен о зиме, о ёлочке, о Новогоднем празднике. Командам я предлагаю не исполнить новогоднюю песенку, а инсценировать её.
(Капитаны вытягивают карточку с текстом известной песни и готовятся к выступлению).
Ведущая:
Пока наши участники готовятся к выступлению, я предлагаю болельщикам тоже немножко поиграть. Мы с вами инсценируем небольшой зимний рассказ. Я буду читать текст, а вы его сразу обыгрывать.
«Под ногами хрустел снег… За окном раздавались непонятные звуки… Это квакали лягушки… Нет, какие же лягушки зимой, это каркали вороны…. В углу что-то зашуршало… Там запищала мышь… Совсем рядом замяукали коты… И вдруг что-то упало… Это упала ёлочная игрушка… Раздался свист… петарды… Пришёл… Новый год… Раздался крик… Ура!!!»
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Теперь похлопайте себе громко, громко.
Наши команды готовы показать инсценировки песен? Посмотрим и послушаем их. ( Команды по очереди исполняют песни).
Ведущая:
Чтобы наши посиделки мы помнили долго, долго, вспоминали друг дружку чаще, командам необходимо выполнить ещё одно творческое задание, придумать праздничное послание, для этого вам нужно будет нарисовать праздничную открытку.
(На сцене стоят мольберты. Команды рисуют фломастерами открытки, пишут пожелания. Звучит музыка).
Ведущая:
Вы уже знаете, что в ночь с 6 на 7 января православные люди празднуют Рождество, а 19 января – Крещение. Одним из развлечений у молодёжи в Древней Руси в эти праздничные дни было – гадание.
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи под окном.
Слушали, кормили
Счётным курицу зерном,
Яркий воск топили…».
(Обращается к болельщикам) Какие способы гадания вы знаете?
Ведущая:
На Руси был известен такой способ гадания, когда в ночь под Рождество с насеста брала девушка сонного петуха, приносила его в избу, где в углу заранее было насыпано зерно, поставлено блюдечко с водой, положены кусочек хлеба, уголь, кольцо, серьги, ножницы, рассыпанная зола.
Девушка с замиранием сердца наблюдала, к чему раньше подойдёт петух.
Если к воде – быть ей замужем за пьяницей.
К зерну, к хлебу – быть богатой.
Подойдёт к ножницам – быть жениху портным.
К золе – муж будет заядлым курильщиком.
Ну, а если начнёт с угля, увы, сидеть в девках до следующего года.
Ведущая:
У нас тоже есть «Петух», правда, шуточный, и гадание наше будет шуточным.
На столе лежат вещи закрытые скатертью. Мальчик в образе «Петуха» с завязанными глазами выбирает любую вещь. Ведущая, при этом комментирует, что ожидает команду мальчиков в новом году, и команду девочек. (На столе могут лежать фотоальбом, игрушечный музыкальный инструмент, почтовый набор, и т. д. Тем временем учащиеся выбранные на роль Деда Мороза и Снегурочки наряжаются в их костюмы).
Ведущая:
Скажите, бывает праздник без танцев? Что же танцевали на Руси? Хороводы водили, частушки пели, да весело отплясывали у ёлки.
Концертный номер.
Ведущая:
Вот и закончились наши Зимние посиделки.
Уважаемый Дедушка Мороз и Снегурочка. Откройте мешок и поздравьте всех присутствующих в этом зале с праздником.
(Дед Мороз и Снегурочка открывают мешок, достают поздравительные открытки и читают новогодние поздравления).
Поздравление Деда Мороза и Снегурочки.
Снегурочка: Всем, кто любит праздник зимний
Запах ёлки, скрип снежка.
Дед Мороз: И когда в морозец сильный
Зарумянится щека,
Снегурочка: Все, кто любит пляски, пенье
И гирлянд весёлый свет,
Дед Мороз: Всем, кто ждал нас с нетерпеньем,
Все друзьям моим — привет!
Снегурочка; За весной приходит лето,
А за осенью – зима.
Дед Мороз: Нас по кругу мчит планета
И вращается сама.
Снегурочка: Год прошёл, а это значит.
Скоро всем нам принесёт.
Дед Мороз: Счастье, радость и удачу.
Все вместе: Новый, Новый, Новый год!