Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоселовская средняя общеобразовательная школа»

Новоселовского района Красноярского края

Сценарий внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

для учащихся 10-11 классов

Подготовили

Славкина Лариса Яковлевна

Гилязова Рушана Ринатовна

учителя английского языка

с. Новоселово

2014год

Сценарий

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Эпиграф:

«Пусть будущие славят поколенья…»

(фанфары, экран — фото У. Шекспира)

1вед: All the world’s a stage, And all the men and women merely players; They have their exits and their entrances; And one man in his time plays many parts

2 вед: (Die ganze Welt — das Theater. Bei den Männern und Frauen — sindalleSchauspieler. Sietreten auf und gehenwieder ab, und man istnichtein Spiel.)

1 вед: Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры,

У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

2вед: Эти слова, принадлежащие великому драматургу У.Шекспиру, известны почти каждому. Сегодняшнее мероприятие даст вам возможность прикоснуться к миру шекспировского театра и в очередной раз убедиться в том, что этот мир не ограничивается страницами книги, а выходит далеко за рамки времени и пространства.

1 вед: Итак, мы рады приветствовать вас наинтеллектуальной игре «умники и умницы», посвященной 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.

(фанфары)

Прежде чем приступить к интеллектуальным соревнованиям, позвольте напомнить ход игры. Первое ваше испытание-это отборочный тур, по итогам которого определятся теоретики и практики. Участники-практики выходят на дорожки и играют 3 круга вопросов. В случае отсутствия ответа у участника-практика, вопрос адресуется теоретикам. Отдельным конкурсом пройдет конкурс чтения сонетов. Оценивать ваши знания будет ареопаг, и я с удовольствием представляю вам наших судей.

Начинаем интеллектуальную игру «умники и умницы»

(фанфары)

  1. Отборочный тур

Участники занимают свободные места — листочки с вопросами + фломастеры. (все уже лежит на местах)

1 вед: Ребята! Надеемся, вы хорошо подготовились, прочитали биографию и творчество великого поэта и драматурга. Предлагаем вам выполнить тест, время которого ограничено 3минутами.

Вопросы отборочного тура.

  1. В каком городе родился Шекспир?

А) Лондон Б) Стратфорд В) Париж

  1. Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира?

А) военный Б) певец любви и юности В) потрясатель копья

  1. Сколько лет было Шекспиру, когда он переехал в Лондон?

А) 21-23 Б) 15-18 В) 30-35

  1. Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир?

А) «Сфера» Б) «Глобус» В) «Лондонский театр»

  1. Где похоронен Шекспир?

А) Стратфорд Б) Лондон В) Париж

  1. В каких жанрах писал Шекспир свои произведения?

А) комедии, рассказы, трагедии Б) комедии, трагедии, хроники В) комедии, трагедии

7. В какую эпоху жил и творил У.Шекспир?

А) Ренессанс Б) Романтизм В) Классицизм

8. Какая пьеса принесла Шекспиру первый успех?

А) «Венера и Адонис» Б) «Ромео и Джульетта» В) «Комедия ошибок»

9. Какая трагедия считается самой кровавой?

А) «Гамлет» Б) «Отелло» В) «Тит Андроник»

10. Кто произносит знаменитые слова «Весь мир театр»?

А) Гамлет, трагедия «Гамлет» Б) Король Лир, трагедия «Король Лир» В) Жак, комедия «Как вам это понравится».

Выполненные тесты сдают для проверки членам жюри.

Жюри подсчитывает ответы и оглашает 3 участников агона.

2 вед: Выбрав дорожки в порядке мест, занятых по результатам первого конкурса, участники один за другим выбирают комедию, которые предлагаются сразу всем списком, предоставляя участникам свободу выбора. Если вопрос не находит ответа на дорожке, он переадресовывается зрителям. Правильный, полный ответ зрителя поощряется медалью. (Напомнить зрителям правила поведения).

Выбор дорожек.

  1. Пролог.

Конкурс красноречия.Уважаемые победители отборочного тура, за 1 минуту вы должны убедительно рассказать о значении творчества У. Шекспира для современных подростков и просто любых людей нашего тысячелетия.

Ответ на вопрос: какое значение имеет творчество У.Шекспира для современного поколения? 1 минута.

(Подведение итогов сразу.Слово жюри)

2 вед:Участникам предлагаются 3 “дорожки”:

красная – с двумя этапами и без права на ошибку

желтая – с тремя этапами и возможностью ошибиться один раз

зелёная – 4 этапа и возможность ошибиться 2 раза.

При неверном ответе на красной дорожке можно попытаться сыграть “блиц”, который, в случае верного ответа, даст право продолжать борьбу. Побеждает тот, кто первым пройдет дорожку до конца.

Начинаем игру первого круга по теме «Комедии В. Шекспира».

1 вед: На пиру веселья и остроумия, который Шекспир создает в своих комедиях, надо наслаждаться. Шекспировская комедия — игра интеллектуальных сил, дающая человеку ощущение внутренней свободы. В этом вообще суть радости, которую доставляет искусство. Оно пробуждает дремлющие духовные способности, возбуждает их активность, поднимает человека над уровнем будничного существования, дает огромные заряды душевных сил для труда и борьбы. В этом секрет неумирающей прелести комедий Шекспира.

  1. Вопросы первого круга. Комедии

«Сон в летнюю ночь»

  1. Что символизирует змея, увиденная во сне Гермией?

  2. В кого влюбилась Титания, проснувшись после того, как Оберон смазал ей веки нектаром любви?

  3. Какова причина ссоры Титании и Оберона?

  4. Какое место в комедии занимает веселая трагедия про Пирама и Фисбу?

  5. Похожи ли были Гермия и Елена? Пояснить.

«Укрощение строптивой»

  1. Как укрощал Петруччо сварливую и упрямую Катарину?

  2. Какую роль в комедии играет медник Кристофер Слай?

  3. Как меняется характер Бьянки на всем протяжении комедии?

  4. Каким способом признался в любви ЛюченциоБьянке?

  5. Что стало последним доказательством покорности Катарины своему мужу?

«Комедия ошибок»

  1. По какой причине герцог собирался казнить сиракузского купца Эгеона?

  2. Как аллегорически Шекспир изображает страны Европы в комедии?

  3. По какой причине Антифол Эфесский был посажен в тюрьму?

Все трагические герои  у Шекспира имеют способности и к добру, и ко злу. Драматург следует доктрине свободной воли: герою всегда предоставлена возможность выпутаться из ситуации и искупить грехи. Однако он не замечает этой возможности и идёт навстречу року.

  1. Вопросы второго круга «Трагедии»

«Король Лир»

  1. К чему привел отказ короля Лира от престола?

  2. Как меняется характер главного героя Короля Лира от начала к концу трагедии?

  3. Одной из основных тем «Короля Лира» является прославление верности. Какие герои трагедии остаются до конца верными королю Лиру?

  4. Чьи это слова и по какому поводу произносит их герой или героиня трагедии «Король Лир»?

«Не стоишь пыли ты, 

Которой зря тебя осыпал ветер…

Все корень знает свой, а если нет, 

То гибнет, как сухая ветвь без соков»?

Не дочери, а сущие тигрицы. 

Отца в годах, которого стопы 

Медведь бы стал лизать благоговейно, 

До сумасшествия довели! 

Уродство сатаны 

Ничто предзлобной женщины уродством…»

  1. Какая роль шута в трагедии Шекспира «Король Лир»?

  2. Назовите имена дочерей короля Лира. Что означают их имена?

  3. Эпоха Шекспира была отмечена чудовищным обнищанием народных масс. В какой момент трагедии Лир постигает всю глубину, весь ужас народного страдания?

«Ромео и Джульетта»

  1. Какую роль в судьбе Джульетты сыграли ветка розмарина и кинжал?

  2. Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джульетты. Кто и каким образом помогает влюбленным как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семей?

  3. «Всему конец! Надежды больше нет!» — безжизненно говорит Джульетта, когда остаётся наедине с монахом. Какие события произошли в жизни юной девушки, что она была в отчаянии?

  4. Опишите сцену происходящего, когда Ромео произносит эти слова?

«Добра не жду. Неведомое что-то, 

Что спрятано пока ещё во тьме, 

Но зародится с нынешнего бала, 

Безвременно укоротит мне жизнь 

Виной каких-то странных обстоятельств. 

Но тот, кто направляет мой корабль, 

Уж поднял парус…»

  1. Какое сомнения терзают Джульетту перед тем, как она решается выпить сонное зелье?

  2. Кто подводит итог кровавой истории, и какими словами заканчивается трагедия «Ромео и Джульетта?

«Гамлет»

  1. Как Гамлет называет мир? Что он говорит о Дании?

  2. После убийства Полония король отправляет Гамлета в Англию в сопровождении друзей-предателей Розенкранца и Гильдестерна, которым вручает тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Как Гамлету удается избежать смертного приговора?

  3. Каким образом Гамлету удается убедиться в том, что король Клавдий убил его отца?

(можно подсказать слова Гамлета:«Зрелище — петля, чтоб заарканить совесть короля»)

  1. Какую черту характера презирает в себе Гамлет? О чем эти слова: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

  2. Гамлет идет в покои матери, чтобы отомстить убийце отца — королю и предательнице матери. Королева умоляет Гамлета о пощаде:

«Ты мне глаза направил прямо в душу,

И в ней я вижу столько чёрных пятен, 

Что их ничем не вывести…»

Кто или что спасает королеву?

  1. Гамлету свойственна сила воли, способность увлекаться борьбой, характерная для людей Возрождения. Разгадав заговор своих врагов, он говорит:
        …Ну, что ж, пускай; 
        В том и забава, чтобы землекопа 
        Взорвать его же миной; плохо будет, 
        Коль я не вроюсь глубже их аршином, 
        Чтоб их пустить к луне. Есть прелесть в том, 
        Когда две хитрости столкнутся …!

Кому он говорит эти слова? И какое слово недосказано в последней строчке?

  1. Содержание трагедии «Гамлет» составляет два конфликта: внешний и внутренний. В чём заключаются конфликты?

ВОПРОСЫ ДЛЯ «БЛИЦ — ОТВЕТА» (для практика на красной дорожке)

  1. Какие события у Шекспира совпали по дате (23апреля-дата его рождения и смерти)

  2. Какой герой и из какого произведения говорит: «Подгнило что-то в датском королевстве» (Гамлет)

  3. В каком году ценители творчества Шекспира будут отмечать 400 -летие со дня смерти великого драматурга (2016)

  1. Вопросы третьего круга. Цитаты.

Отрывки из трагедии

«Ромео и Джульетта»

  1. Сударыня! Сударыня! Вставай!

Пора вставать! Ай-ай, какая соня!

Ну, погоди! Вот я её, козу,

Вот я её! Как, так-таки ни слова?

Да ладно, ладно. Спи, пока дают.

Спи про запас. Твой граф себя забудет,

А спать тебе не даст.

Вот крепкий сон. Однако разбужу её.

Ответ: кормилица Джульетты из трагедии «Ромео и Джульетта».

  1. Но я с тобою, юный ветрогон.

Я к вам обоим вот чем привлечён:

Мне видится в твоей второй зазнобе

Развязка вашего междоусобья.

Ответ: Брат Лоренцо из трагедии «Ромео и Джульетта».

  1. Его там часто по утрам видали.

Он бродить и росистый пар лугов

Парами слёз и дымкой вздохов множит.

Однако, только солнце распахнёт

Постельный полог в замке у Авроры,

Мой сын угрюмо тащится домой,

Кидается в свой потаённый угол

И занавесками средь бела дня

Заводит в нём искусственную полночь.

Ответ: Ромео из трагедии «Ромео и Джульетта».

Отрывки из комедии

«Сон в летнюю ночь»

  1. Вижу я их плутни! Они

хотят осла из меня сделать.

Настращать меня! Кабы могли…

А я и с места не сдвинусь, что бы они не вытворяли.

Буду здесь разгуливать да песни петь

Ответ: Основа – ремесленник из комедии «Сон в летнюю ночь».

  1. Добывши этот сок,

Титанию застигну спящей я,

В глаза ей брызну жидкостью волшебной,

И первый, на кого она посмотрит,

Проснувшись, — будь то лев, медведь, иль волк,

Иль бык, иль хлопотливая мартышка, —

За ним она душою устремится,

И раньше, чем с неё сниму я чары

(Что я могу другой травою сделать),

Она сама мне мальчика отдаст!

Ответ: Оберон из комедии «Сон в летнюю ночь».

  1. В шутах у Оберона я служу:

То перед сытым жеребцом заржу,

Как кобылица; то ещё дурачусь:

Вдруг яблоком печёным в кружку спрячусь,

И лишь сберётьсякумушка хлебнуть,

Оттуда я к ней в губы – скок! И грудь

Обвислую всю окачу ей пивом.

Иль тётке, что ведёт рассказ плаксиво,

Трёхногим стулом покажусь в углу:

Вдруг выскользну – тррах! – тётка на полу.

Ответ: ПЭК – добрый малый Робин из комедии «Сон в летнюю ночь».

Отрывки трагедии

«Гамлет»

  1. ……..Пожалуйста, стряхни

Свою печаль и нас считай отныне

Своим отцом. Пусто знает мир, что ты

Ближайший к трону и к тебе питают

Любовь не меньшей пылкости, какой

Что до надежд вернуться в Виттенберг

И продолжать ученье, эти планы

Нам положительно не по душе,

И я прошу, раздумай и останься

Пред нами, здесь, под лаской наших глаз,

Как первый в роде, сын и наш сановник.

Ответ: Клавдий из трагедии Шекспира «Гамлет».

  1. Эпилог.

1 вед: «Душа нашего века, чудо нашей страны, он принадлежит не одному веку, но всем временам», — писал о Шекспире его младший современник, английский драматург Бен Джонсон.«Шекспир неизменно интересен, и причина в одном — он для нас абсолютно живой. Потому, как со старым приятелем, с ним просто, он, даже и на пьедестале, все равно приятель, а стало быть, манит открытой доступностью..» слова Беллы Ахмадулиной.

Игра с теоретиками(зрительный зал)

  1. Раскройте понятие «Шекспировский вопрос».

  2. Раскройте понятие «Шекспировский канон».

  3. Кому были адресованы сонеты Шекспира?

Дополнительные вопросы для игры со зрительным залом

  1. Какой символ в котором есть сила и яд одновременно, характерен для творчества Шекспира, его героев.

  2. Лишь та любовь-любовь, которая чуждается расчета.

(Король Лир)

  1. Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата.

 («Гамлет», Полоний)

  1. В уме нечутком не место шуткам.

 («Гамлет», Гамлет)

  1. Век вывихнут. 

(«Гамлет», Гамлет)

  1. Великие в желаниях не властны.

 («Гамлет»)

  1. Время обнаруживает, что прячут складки коварства. 

(«Король Лир», Корделия)

  1. Гремит лишь то, что пусто изнутри.

 («Король Лир», Кент)

  1. Земля, природы мать, — её же и могила: Что породила, то и схоронила.

 («Ромео и Джульетта», Брат Лоренцо)

  1. Каменные ограды остановить любовь не могут. 

(«Ромео и Джульетта», Ромео)

  1. Любовь смотрит не глазами, а сердцем; поэтому слепым и изображают крылатого Купидона.

 («Сон в летнюю ночь», Елена)

  1. Молодости свойственно грешить поспешностью.

 («Гамлет», Полоний)

  1. Не давай языка необдуманным мыслям и никакой необдуманной мысли не приводи в исполнение.

(«Гамлет», Полоний)

  1. Не хватайся за колесо, когда оно вниз катится: шею сломишь понапрасну. Вот если оно вверх идет, держись за него: сам наверху будешь. 

(«Король Лир», Шут)

  1. О, женщины, вам имя — вероломство!

(«Гамлет», Гамлет)

  1. Природа всегда возьмёт своё. 

(«Гамлет», Лаэрт)

  1. Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. 

(«Ромео и Джульетта», Джульетта)

  1. Любовь способна низкое прощать,
    И в доблести пороки  превращать,
    И не глазами — сердцем выбирает:
    За то её слепой изображают.

(Елена, Сон в летнюю ночь).

  1. Увы! Я никогда ещё не слышал
    И не читал — в истории ли, в сказке ль, —
    Чтоб гладким был путь  истинной любви .

(«Сон в летнюю ночь» Лизандр).

  1. Но если для влюбленных неизбежно

Страданье и таков закон судьбы,

Так будем в испытаньях терпеливы:

Ведь это для любви обычной крест,

Приличный ей, — мечты, томленья, слезы,

Желанья, сны — любви несчастной свита!

(«Сон в летнюю ночь», Гермия)

  1. Ну да, я — Добрый Малый Робин,

Веселый дух, ночной бродяга шалый.

В шутах у Оберона я служу…

То перед сытым жеребцом заржу?

Как кобылица; то еще дурачусь:

Вдруг яблоком печеным в кружку спрячусь,

И лишь сберется кумушка хлебнуть,

Оттуда я к ней в губы прыг…

(«Сон в летнюю ночь», Пэк)

  1. Ах, ты давно обиды мне наносишь

Везде — во храме, в городе и в поле.

Стыдись! Во мне ты оскорбил всех женщин.

Нам не пристало за любовь сражаться:

Нас молят, ваше дело — умолять.

Я не отстану. Ад бывает раем,

Коль от руки любимых умираем.

(«Сон в летнюю ночь», Елена беседует с Деметрием)

Подведение итогов среди теоретиков.

  1. Конкурс сонетов

2 вед: Как литературная форма сонет пришёл из Италии и Франции.Сам термин произошёл от итальянского слова, которое в буквальном переводе означает «маленькая песенка».

 Если читать сонеты один за другим, то можно проследить определённый сюжет – воспевание молодого друга, его увлечение смуглой леди, благословление их лирическим героем и как итог – радость и красота любви. Однако и каждый сонет сам по себе представляет законченное стихотворение. 

  1. Общее подведение итогов

Грамоты: победитель среди практиков, победители среди теоретиков , победитель среди чтецов.

(Во времяработы жюри по подведению итогов ребята смотрят видео о Шекспире).

Вручение грамот, призов

1 вед:  Когда отмечалось трёхсотлетие Шекспира, И.С. Тургенев сказал в своей речи: «Мы, русские, празднуем память Шекспира, и мы имеем право её праздновать. Для нас Шекспир не одно только громкое имя, которому мы поклоняемся, он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь». И сегодня его творения не перестают потрясать людские сердца и волновать умы, помогают постигать тайны вселенной человеческих чувств.

2вед:Настойчивое стремление проникнуть в самую суть внутреннего мира своих героев и исторических эпох, в которых они жили, обусловило глубокую жизненность шекспировского творчества, оно принадлежит теперь не только эпохе Возрождения, не только Англии, но всем временам и всему миру.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. http://to-name.ru/biography/uiljam-shekspir.htm

  2. http://www.stratford.ru/quotes.php?id=27

  3. http://cbs-uz.ru/node/2169

  4. http://library.fa.ru/exhib.asp?id=70

  5. http://faners.ru/temy/staryi-spor-i-vechno-zhivye-voprosy-iz-serii-gamlet-na-urokah-literatury/

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. http://www.w-shakespeare.ru/library/shekspir-nash-sovremennik11.html

  8. http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-komedii-shekspira-son-v-letnyuyu-noch.html

  9. http://dominia-fc.ru/atmosfera-prazdnichnosti-v-komediyax-shekspira/

  10. http://www.litmir.net/a/?id=30463

  11. http://lib.ru/SHAKESPEARE/to_be_or_not_to_be.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ответы.

Вопросы и ответы отборочного тура.

1.В каком городе родился Шекспир?

А) Лондон Б) Стратфорд В) Париж

2. Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира?

А) военный Б) певец любви и юности В) потрясатель копья

3.Сколько лет было Шекспиру, когда он переехал в Лондон?

А) 21-23 Б) 15-18 В) 30-35

4.Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир?

А) «Сфера» Б) «Глобус» В) «Лондонский театр»

5.Где похоронен Шекспир?

А) Стратфорд Б) Лондон В) Париж

6.В каких жанрах писал Шекспир свои произведения?

А) комедии, рассказы, трагедии Б) комедии, трагедии, хроники В) комедии, трагедии

7. В какую эпоху жил и творил У.Шекспир?

А) Ренессанс Б) Романтизм В) Классицизм

8. Какая пьеса принесла Шекспиру первый успех?

А) «Венера и Адонис» Б) «Ромео и Джульетта» В) «Комедия ошибок»

9. Какая трагедия считается самой кровавой?

А) «Гамлет» Б) «Отелло» В) «Тит Андроник»

10. Кто произносит знаменитые слова «Весь мир театр»?

А) Гамлет, трагедия «Гамлет» Б) Король Лир, трагедия «Король Лир» В) Жак, комедия «Как вам это понравится».

11. Какая пьеса из истории Англии была написана раньше других

А) «Генрих V» Б) «Ричард III»В) «Генрих VI»

12. Что буквально означает слово «сонет»?

А) «страстный стих» Б) «маленькая песенка» В) «большие страдания»

Комедии

«Сон в летнюю ночь»

  1. Что символизирует змея, увиденная во сне Гермией?

Измена любимого с ее подругой.

  1. В кого влюбилась Титания, проснувшись после того, как Оберон смазал ей веки нектаром любви?

В ремесленника Основу с ослиной головой.

  1. Какова причина ссоры Титании и Оберона?

Ревность Титании к Оберону из-за того, что он тайком покинул волшебный край и пел стихи любви Ипполите- амазонке.

  1. Какое место в комедии занимает веселая трагедия про Пирама и Фисбу?

Пьеса, поставленная ремесленниками города как подарок на свадьбу Тезею, была сыграна на свадьбах Лизандра и Гермии и Деметрия и Елены ,чтобы скоротать время и развлечь гостей.

  1. Похожи ли были Гермия и Елена? Опишите их.

Нет. Елена – высокая блондинка со светлой кожей. Гермия – черноволосая, смуглая, низкого роста.

«Укрощения строптивой»

1.Как укрощал Петруччо сварливую и упрямую Катарину?

Голодом и отсутствием сна.

2.Какую роль в комедии играет медник Кристофер Слай?

Поддельный лорд, является зрителем пьесы о Катарине и Бьянке, поставленной бродячими актерами специально для него.

3.Как меняется характер Бьянки на всем протяжении комедии?

Сначала кроткая, послушная девушка, после замужества – строптивая, гордая, не подчиняется мужу.

4.Каким способом признался в любви ЛюченциоБьянке?

Люченцио в роли учителя читает с Бьянкой латынь и при переводе предложений открывает свою тайну и признается в любви.

5.Что стало последним доказательством покорности Катарины своему мужу?

Шапочка, которую Петруччо попросил скинуть при всех на пол.

«Комедия ошибок»

1.По какой причине герцог собирался казнить сиракузского купца Эгеона?

Герцог Сиракузский назначил слишком высокий налог для эфесских купцов на ввоз товара – или деньги или смертная казнь. В следствие этой обиды герцог Эфесский тоже решил казнить сиракузских купцов.

2.Как аллегорически Шекспир изображает страны Европы в комедии?

На теле очень толстой женщины. Каждая ее часть обозначает отдельную страну Европы.

3.По какой причине Антифол Эфесский был посажен в тюрьму?

Причина: ювелир предоставил ему счет за золотую цепь, которую он не брал, но не смог этого доказать, так как ее забрал его брат-близнец, о существовании которого тоже никто не знал.

Трагедии

«Король Лир»

1.К чему привел отказ короля Лира от престола?

К торжеству злых сил – дочерей (Регана и Гонерилья). Не успел Лир сойти с престола, как мы уже слышим о готовящейся междоусобной войне между герцогом Корнуэльским и герцогом Альбанским.

2.Как меняется характер главного героя Короля Лира от начала к концу трагедии?

Лир прежде никогда не думал о народе. Мы видим его в начале трагедии в пышном замке, гордым и своевольным деспотом, который сравнивает сам себя в минуту гнева с разъяренным драконом. Он решил отказаться от власти. С юных лет он, «венчанный богом» король, привык к своеволию. Каждая его прихоть — для него закон. И вот ему захотелось потешить себя на старости лет: он «благодетельствует» дочерей, и они — думает Лир — так и будут покорно стоять перед ним и вечно произносить благодарные речи. Лир слепой человек, который не видит и не хочет видеть жизни и который даже не удосужился присмотреться к собственным своим дочерям. Поступок Лира является капризом, самодурством. В начале трагедии каждый шаг Лира вызывает в нас чувство негодования. С шутом он обращается, как с животным: «Берегись, каналья! Видишь плетку?» Но вот Лир бродит по мрачной степи, вспоминает впервые в жизни о «бездомных, нагих горемыках». Это другой Лир, это Лир, начинающий прозревать. И теперь он видит и в шуте человека: «Иди вперед, дружок. Ты нищ, без крова».

3.Одной из основных тем «Короля Лира» является прославление верности. Какие герои трагедии остаются до конца верными королю Лиру?

До конца непоколебимо верными остаются Корделия, сын графа Глостера — Эдгар, шут и Кент.

4.Чьи это слова и по какому поводу произносит их герой или героиня трагедии «Король Лир»?

«Не стоишь пыли ты, 

Которой зря тебя осыпал ветер…

Все корень знает свой, а если нет, 

То гибнет, как сухая ветвь без соков»?

Не дочери, а сущие тигрицы. 

Отца в годах, которого стопы 

Медведь бы стал лизать благоговейно, 

До сумасшествия довели! 

Уродство сатаны 

Ничто предзлобной женщины уродством…»

Муж Гонерильи Герцог Альбанский, узнав, как бесчеловечно поступили сестры со своим царственным отцом.

5.Какая роль шута в трагедии Шекспира «Король Лир»?

Шут появляется только в тот момент, когда Лир впервые начинает видеть, что все вокруг него не совсем так, как он предполагал. Когда же прозрение Лира достигает своего завершения, шут исчезает. Он порой смотрит на события со стороны, комментируя их и беря на себя функцию, отчасти близкую функции хора в античной трагедии. Этот спутник Лира воплощает народную мудрость. Ему давно известна горькая истина, которую Лир постигает лишь путем тяжелого страдания.

Шут не только созерцатель, но и сатирик. В одной из своих песенок шут рассказывает о том времени, когда из жизни исчезнет всякая мерзость и когда «сделается общей модой ходить ногами» («Вся жизнь кругом неестественно вывернута», — хочет сказать шут).

6.Назовите имена дочерей короля Лира. Что означают их имена?

Корделия-от латинского cor, cordis — сердце. Имя Гонерильи происходит от имени Венеры, богини красоты; имя Регана перекликается с латинским словом regina — королева;

7.Эпоха Шекспира была отмечена чудовищным обнищанием народных масс. В какой момент трагедии Лир постигает всю глубину, весь ужас народного страдания?

Художественным отображением народного страдания является сцена бури в «Короле Лире», когда в голой степи, в непогоду, двое бездомных путников подходят к шалашу, в котором ютится нищий бродяга. Это центральный момент трагедии: Лир в этот миг постигает всю глубину, весь ужас народного страдания. «Как я мало думал об этом прежде», — говорит он.

«Ромео и Джульетта»

1. Какую роль в судьбе Джульетты сыграли ветка розмарина и кинжал?

С кинжалом на устах и с кинжалом в руках была эта решительная любящая девушка: с кинжалом явилась на «исповедь» к брату Лоренцо, угрожая убить себя, если священник не поможет ей, с кинжалом на всякий случай пила зелье, кинжалом Ромео оборвала свою жизнь.
Розмарин же, символ верности, фигурировал в стихах, которые она сочиняла про Ромео, уснувшую Джульетту брат Лоренцо велел усыпать розмарином

2.Гуманистическая идея этой трагедии воплощена не только в образах Ромео и Джульетты. Кто и каким образом помогает влюбленным как мудрый старший друг, стремится прекратить вражду семей?

Их поверенными становятся монах Лоренцо, духовник Ромео. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их — он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюблённые переполнены счастьем.

3.«Всему конец! Надежды больше нет!» — безжизненно говорит Джульетта, когда остаётся наедине с монахом. Какие события произошли в жизни юной девушки, что она была в отчаянии?

Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Или немедленная свадьба с Парисом — или «тебе тогда я больше не отец».

Она была уже тайно обвенчана с Ромео, который находился в изгнании или его ждала смертная казнь, за то, что он убил на поединке Тибальта-двоюродного брата Джульетты.

4.Опишите сцену происходящего, когда Ромео произносит эти слова?

«Добра не жду. Неведомое что-то, 

Что спрятано пока ещё во тьме, 

Но зародится с нынешнего бала, 

Безвременно укоротит мне жизнь 

Виной каких-то странных обстоятельств.

Но тот, кто направляет мой корабль, 

Уж поднял парус…»

На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря — в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой. В толчее бала взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь

5.Какое сомнения терзают Джульетту перед тем, как она решается выпить сонное зелье?

Ее мучает вопрос, не дал ли ей монах настоящего яда, но потом гонит от себя коварную мысль. Джульетта пугается, что приснется раньше, чем придет Ромео, и она задохнется в склепе. Потом она представляет ужасные видения, что она может увидеть Тибальда, гниющего в склепе. Но самое страшное ей представляется, что тень Тибальдаможет накинется на Ромео. От этой мысли Джульетта холодеет и выпивает кубок со словами: «Ромео, Иду к тебе! Пью – за тебя!»

6.Кто подводит итог кровавой истории, и какими словами заканчивается трагедия «Ромео и Джульетта?

Герцог, взглянув на бледный рассвет, подводит печальный итог кровавой трагедии:

«Идем, рассудим обо всем, что было. Одних-прощенье, кара ждет других. Но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»

Гамлет

1.Как Гамлет называет мир? Что он говорит о Дании?

Гамлет называет мир «буйным садом», плодящим лишь дикое и злое семя; он заявляет своим приехавшим товарищам, что Дания — тюрьма и весь мир — тюрьма.

2.После убийства Полония король отправляет Гамлета в Англию в сопровождении друзей-предателей Розенкранца и Гильдестерна, которым вручает тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Как Гамлету удается избежать смертного приговора?

3.Каким образом Гамлету удается убедиться в том, что король Клавдий убил его отца? («Зрелище — петля, чтоб заарканить совесть короля»)

Гамлет узнает, что приехали актёры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актёров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актёрами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище — петля, чтоб заарканить совесть короля».

4.Какую черту характера презирает в себе Гамлет? О чем эти слова: «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Нерешительность. Он хочет мстить за отравленного отца.

5.Гамлет идет в покои матери, чтобы отомстить убийце отца — королю и предательнице матери. Королева умоляет Гамлета о пощаде:

«Ты мне глаза направил прямо в душу,

И в ней я вижу столько чёрных пятен, 

Что их ничем не вывести…»

Кто или что спасает королеву?

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

6.Гамлету свойственна сила воли, способность увлекаться борьбой, характерная для людей Возрождения. Разгадав заговор своих врагов, он говорит:
    …Ну, что ж, пускай; 
    В том и забава, чтобы землекопа 
    Взорвать его же миной; плохо будет, 
    Коль я не вроюсь глубже их аршином, 
    Чтоб их пустить к луне. Есть прелесть в том, 
    Когда две хитрости столкнутся …!

Кому он говорит эти слова? И какое слово недосказано в последней строчке?

Говорит своей матери. …лбом

7.Содержание трагедии «Гамлет» составляет два конфликта: внешний и внутренний. В чём заключаются конфликты?

1-й конфликт – Гамлет – датский двор, 2-й конфликт – внутренний конфликт Гамлета, его душевная борьба

Эпилог (игра с теоретиками)

1.Раскройте понятие «Шекспировский вопрос».

Шекспировский вопрос — проблема авторства корпуса произведений, известных под именем Уильяма Шекспира. Название возникло по аналогии с гомеровским вопросом.

О жизни Шекспира мало что известно, как и о большинстве других английских драматургов эпохи правления Елизаветы I, личной жизнью которых современники не интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которой отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц (скорее всего, с ведома реального Шекспира из Стратфорда). При этом, учитывая, что ряд современников приписывают шекспировские произведения именно Шекспиру из Стратфорда, обычно эти версии включают в себя ту или иную теорию заговора.

2.Раскройте понятие «Шекспировский канон».

При жизни Шекспира его произведения не были собраны воедино. Отдельно печатались поэмы, сборники сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с искаженным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти книги получили название кварто. После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров было подготовлено первое полное собрание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое «первое фолио». Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

«Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм.

3.Кому были адресованы сонеты Шекспира?

Из текста опубликованных сонетов явствовало, что большая их часть адресована безымянному молодому человеку, которого впоследствии в литературе о шекспировских сонетах стали называть «Другом». Другая, меньшая часть была адресована женщине, также неизвестной, за которой закрепилось именование «Смуглая (Темная) Леди». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here