Медведева Любовь Михайловна
ГБСКОУ №613 г. Санкт-Петербурга
учитель русского языка
Сценарий внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…»
для учащихся 5-10 классов коррекционной школы 8 вида
Цель мероприятия: Формирование у учащихся понимания того, что Родина – это не только большая страна, но это и их дом, улица, город, в котором они живут; это и школа, где они учатся; это и люди, это и самый главный человек в их жизни – мама.
Задачи:
образовательные –
-
систематизировать представления учащихся о своей большой и малой родине, о значении матери в жизни каждого человека через знакомство с произведениями русских поэтов 19 и 20 веков;
-
формировать умение воспринимать поэтические произведения;
коррекционно-развивающие —
-
формировать и развивать положительные мотивы познавательной деятельности;
-
формировать у учащихся понимание себя, своих близких как части родины;
-
развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;
-
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;
-
развивать творческие способности;
-
обогащать словарный запас;
воспитательные —
-
воспитывать чувство любви и уважение к Родине, своему городу, близким людям;
-
воспитывать бережное, ответственное отношение к жизни своих близких, своей малой и большой родины.
Оборудование:
магнитная доска с лучшими сочинениями учащихся на тему « Родина моя»,
музыкальный центр, микрофон, диск.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Ведущие – учащиеся 9 класса.
Стихи читают наизусть ученики 5-10 классов.
Музыкальное сопровождение – учитель музыки.
Заключительное слово – учитель русского языка.
Вед. 1: Родина, Отчизна, Россия… Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, о любви к ней обыкновенными словами.
Вед. 2: Мы собрались сегодня на нашу литературно-музыкальную встречу накануне Всемирного дня поэзии, поэтому мы будем говорить о Родине стихами.
Вед. 1: Будем читать стихи русских поэтов, живших в разное время, даже в разные века. Но есть одно общее, что всех их объединяет, — это любовь к своему Отечеству.
Ученица:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца…
Матусовский Михаил
Ученик:
Люблю берёзку русскую,
то светлую, то грустную,
в белёном сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
с красивыми застёжками,
с зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
родную, ненаглядную,
то ясную, кипучую,
то грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
она всегда с подружками,
под ветром низко клонится
и гнётся, — но не ломится!
Прокофьев Александр
Песня «Берёзы». Сл. М.Андреева, муз. И. Матвиенко. Исп. уч-ся школы.
Ученик:
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Никитин Иван
П
есня «Вижу чудное приволье…», ст. Савинова Ф.,муз. А. Полячек Исп. ученик 8 кл. Каменский Олег.
Вед. 2: Россия — самая красивая, самая загадочная страна в мире. Только в России, особенно в сельской местности, любого путника посадят за стол, накормят досыта, напоят чистейшей колодезной водой и заведут неторопливую беседу.
Вед. 1: Много испытаний выпало на долю России. Вот и сейчас мы живём в очень непростое время.
Вед. 2: И тем больше мы переживаем за её судьбу, любим её и верим в неё.
Ученик:
Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов
Аудиозапись песни «Моя Россия». Исп. А. Малинин. Ст. Н. Зиновьева, муз. А. Гарнизова.
Ученик:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Есенин С.
Вед. 1: Но Родина для нас — это не только огромная страна Россия. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей.
Ученик:
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Дом, и улица, и город —
РОДИНОЙ зовётся.
Посмотри:
Как хорош
Город тот,
Где ты живёшь.
Энтин Ю.
Вед. 2: Я — дитя большого города Санкт-Петербурга и свой город обожаю. Его соборы, памятники, старые дома, каждый из которых — история моей страны, каналы, музеи и, конечно, Нева. Это тоже моя Родина, моё Отечество.
ПЕСНЯ «Санкт-Петербург», сл. и муз. Павловой Е. Исп. уч-ся школы.
Вед. 1: Моя Родина — это и Московский район. Здесь я родился, живу и учусь. Здесь на моих глазах выросло здание Национальной библиотеки. Здесь замечательный парк Победы, красивый в любое время года. Здесь площадь Победы. И здесь же начинается дорога на Москву — столицу нашей Родины.
Ученик:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
А. Пушкин.
Вед. 2: Моя страна — это бескрайние просторы, леса и моря, города и сёла, но прежде всего это люди, без которых я не представляю свою жизнь. И самый главный человек — МАМА. Рядом с мамой нам ничего не страшно, мы спокойны.
Ученик:
Колыбельная песня.
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани :
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»
Майков А.
Вед. 1: Мама — наш первый учитель, самый близкий и верный друг.
Вед. 2: Наши мамы — это душа семьи. Они несут свет и тепло нам, детям.
Ученик:
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало.
И всё-таки лучше всех на земле — МАМА. Моя мама.
Рождественский Р.
ПЕСНЯ о МАМЕ. (Кубинская нар.) Исп. уч-ся школы.
Ученик:
Трудно жить, навеки
Мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза Маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова,
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от чёрных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрёт, и не изгладить шрамы,
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!
Гамзатов Р. Отрывок из поэмы «Слово о матери».
Песня «Солнечный круг». Сл. М. Андреева, муз. Л. Ошанина. Исп. уч-ся школы.
Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Учитель русского языка: Вот и заканчивается наша литературно-музыкальная встреча. В заключение хочу прочитать вам высказывание великого русского педагога, настоящего гражданина, который жил в 19 веке. Это Константин Дмитриевич Ушинский. Почти 140 лет назад он написал: «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».
Рефлексия: Подведение итогов школьного конкурса сочинений «Родина моя», награждение победителей.
Литература:
Есенин С. Гой ты, Русь моя родная…// Лучшие стихи русских поэтов о Родине и России. Харвест, 2010.
Никитин И. Русь. // Лучшие стихи русских поэтов о Родине и России. Харвест, 2010.
Пушкин А.С. Медный всадник// Сочинения. В 3-х т. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1986.
Рубцов Н. Видения на холме.//Тихая моя родина. Стихотворения.- М.: Эксмо, 2007.
Интернет-ресурсы:
Гамзатов Р. Слово о матери. http://www.gamzatov.ru/books.html?Submit=%E8%F1%EA%E0%F2%FC
Матусовский М. С чего начинается Родина. http://er3ed.qrz.ru/matusovsky.htm
Майков А. Колыбельная песня. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/maykov65.html
Прокофьев А. Люблю березку русскую… http://zanimatika.narod.ru/RF13.htm
Рождественский Р. Здравствуй, мама! http://www.rogdestvenskij.ru/066.html
Энтин Ю. Мы играем возле дома. http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-rodine-dlja-mladshih-shkolnikov.html