Медведева Любовь Михайловна

ГБСКОУ №613 г. Санкт-Петербурга

учитель русского языка

Сценарий внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…»

для учащихся 5-10 классов коррекционной школы 8 вида

Цель мероприятия: Формирование у учащихся понимания того, что Родина – это не только большая страна, но это и их дом, улица, город, в котором они живут; это и школа, где они учатся; это и люди, это и самый главный человек в их жизни – мама.

Задачи:

образовательные –

  • систематизировать представления учащихся о своей большой и малой родине, о значении матери в жизни каждого человека через знакомство с произведениями русских поэтов 19 и 20 веков;

  • формировать умение воспринимать поэтические произведения;

коррекционно-развивающие —

  • формировать и развивать положительные мотивы познавательной деятельности;

  • формировать у учащихся понимание себя, своих близких как части родины;

  • развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;

  • развивать творческие способности;

  • обогащать словарный запас;

воспитательные —

  • воспитывать чувство любви и уважение к Родине, своему городу, близким людям;

  • воспитывать бережное, ответственное отношение к жизни своих близких, своей малой и большой родины.

Оборудование:

магнитная доска с лучшими сочинениями учащихся на тему « Родина моя»,

музыкальный центр, микрофон, диск.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

Ведущие – учащиеся 9 класса.

Стихи читают наизусть ученики 5-10 классов.

Музыкальное сопровождение – учитель музыки.

Заключительное слово – учитель русского языка.

Вед. 1: Родина, Отчизна, Россия… Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, о любви к ней обыкновенными словами.

Вед. 2: Мы собрались сегодня на нашу литературно-музыкальную встречу накануне Всемирного дня поэзии, поэтому мы будем говорить о Родине стихами.

Вед. 1: Будем читать стихи русских поэтов, живших в разное время, даже в разные века. Но есть одно общее, что всех их объединяет, — это любовь к своему Отечеству.

Ученица:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца…

Матусовский Михаил

Сценарий внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…» для учащихся 5-10 классов

Ученик:

Люблю берёзку русскую,

то светлую, то грустную,

в белёном сарафанчике,

с платочками в карманчиках,

с красивыми застёжками,

с зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

родную, ненаглядную,

то ясную, кипучую,

то грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

она всегда с подружками,

под ветром низко клонится

и гнётся, — но не ломится!

Прокофьев Александр

Песня «Берёзы». Сл. М.Андреева, муз. И. Матвиенко. Исп. уч-ся школы.

Ученик:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Никитин Иван

ПСценарий внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…» для учащихся 5-10 классов
есня
«Вижу чудное приволье…», ст. Савинова Ф.,муз. А. Полячек Исп. ученик 8 кл. Каменский Олег.

Вед. 2: Россия — самая красивая, самая загадочная страна в мире. Только в России, особенно в сельской местности, любого путника посадят за стол, накормят досыта, напоят чистейшей колодезной водой и заведут неторопливую беседу.

Вед. 1: Много испытаний выпало на долю России. Вот и сейчас мы живём в очень непростое время.

Вед. 2: И тем больше мы переживаем за её судьбу, любим её и верим в неё.

Ученик:

Россия, Русь — куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов

Аудиозапись песни «Моя Россия». Исп. А. Малинин. Ст. Н. Зиновьева, муз. А. Гарнизова.

Ученик:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Есенин С.

Вед. 1: Но Родина для нас — это не только огромная страна Россия. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей.

Ученик:

Мы играем возле дома

И зимой, и летом.

Все давным-давно знакомы

В милом доме этом!

Слышишь, улица родная,

Нет тебя чудесней!

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней!

Дом, и улица, и город —

РОДИНОЙ зовётся.

Посмотри:

Как хорош

Город тот,

Где ты живёшь.

Энтин Ю.

Вед. 2: Я — дитя большого города Санкт-Петербурга и свой город обожаю. Его соборы, памятники, старые дома, каждый из которых — история моей страны, каналы, музеи и, конечно, Нева. Это тоже моя Родина, моё Отечество.

ПЕСНЯ «Санкт-Петербург», сл. и муз. Павловой Е. Исп. уч-ся школы.

Сценарий внеклассного мероприятия «С чего начинается Родина…» для учащихся 5-10 классов

Вед. 1: Моя Родина — это и Московский район. Здесь я родился, живу и учусь. Здесь на моих глазах выросло здание Национальной библиотеки. Здесь замечательный парк Победы, красивый в любое время года. Здесь площадь Победы. И здесь же начинается дорога на Москву — столицу нашей Родины.

Ученик:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

А. Пушкин.

Вед. 2: Моя страна — это бескрайние просторы, леса и моря, города и сёла, но прежде всего это люди, без которых я не представляю свою жизнь. И самый главный человек — МАМА. Рядом с мамой нам ничего не страшно, мы спокойны.

Ученик:

Колыбельная песня.

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани :

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трёх ночей,

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звёзды воевал?

Али волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелочку качал!»

Майков А.

Вед. 1: Мама — наш первый учитель, самый близкий и верный друг.

Вед. 2: Наши мамы — это душа семьи. Они несут свет и тепло нам, детям.

Ученик:

На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало.

И всё-таки лучше всех на земле — МАМА. Моя мама.

Рождественский Р.

ПЕСНЯ о МАМЕ. (Кубинская нар.) Исп. уч-ся школы.

Ученик:

Трудно жить, навеки

Мать утратив,

Нет счастливей нас, чья мать жива.

Именем моих погибших братьев

Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза Маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте Маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите Мать от злого слова,

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши Матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны.

Берегите их от чёрных шалей,

Берегите женщин от войны!

Мать умрёт, и не изгладить шрамы,

Мать умрёт, и боли не унять.

Заклинаю: берегите Маму,

Дети мира, берегите Мать!

Гамзатов Р. Отрывок из поэмы «Слово о матери».

Песня «Солнечный круг». Сл. М. Андреева, муз. Л. Ошанина. Исп. уч-ся школы.

Солнечный круг, небо вокруг —

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Учитель русского языка: Вот и заканчивается наша литературно-музыкальная встреча. В заключение хочу прочитать вам высказывание великого русского педагога, настоящего гражданина, который жил в 19 веке. Это Константин Дмитриевич Ушинский. Почти 140 лет назад он написал: «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

Рефлексия: Подведение итогов школьного конкурса сочинений «Родина моя», награждение победителей.

Литература:

Есенин С. Гой ты, Русь моя родная…// Лучшие стихи русских поэтов о Родине и России. Харвест, 2010.

Никитин И. Русь. // Лучшие стихи русских поэтов о Родине и России. Харвест, 2010.

Пушкин А.С. Медный всадник// Сочинения. В 3-х т. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1986.

Рубцов Н. Видения на холме.//Тихая моя родина. Стихотворения.- М.: Эксмо, 2007.

Интернет-ресурсы:

Гамзатов Р. Слово о матери. http://www.gamzatov.ru/books.html?Submit=%E8%F1%EA%E0%F2%FC

Матусовский М. С чего начинается Родина. http://er3ed.qrz.ru/matusovsky.htm

Майков А. Колыбельная песня. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/maykov65.html

Прокофьев А. Люблю березку русскую… http://zanimatika.narod.ru/RF13.htm

Рождественский Р. Здравствуй, мама! http://www.rogdestvenskij.ru/066.html

Энтин Ю. Мы играем возле дома. http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-rodine-dlja-mladshih-shkolnikov.html

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here