Технологическая карта урока

5 класс

Раздел: «Создание изделий из текстильных волокон».

Тема урока: «Производство текстильных материалов».

Цель урока:

  1. Раскрыть содержание понятий: классификация текстильных волокон, ткацкие переплетения, рапорт, прядильное, ткацкое производство.

  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  3. Воспитать культуру общения при работе в группе, сформировать эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: образцы тканей, карточки с заданиями, лупа, проектор, компьютер, презентация, видеофильм.

Структурные элементы урока

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные

УУД

1. Организационный момент

Умение организовать рабочее место

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте.

– Добрый день!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу!

Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте.

(Настраивает учащихся на работу).

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку,

Организуют рабочее место.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Понимание и определение понятий цель и задачи урока

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Ответьте на вопросы:

— Ребята, вы узнали сказку?

— Вы можете прочитать строчки данного произведения?

— Что делают героини нашей сказки?

— Где, наш взгляд, можно использовать пряжу? Что из нее делают? (слайд 2)

— Вы готовы в этом разобраться? — Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

— Какова же цель нашей работы на уроке?

— Для чего нам это необходимо?

Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить?

(слайд 3).

– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации иллюстрации к сказке «О царе Солтане» (слайд 1)

Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

— «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Давайте вместе попробуем вспомнить кто автор этих прекрасных строк?

Задает наводящие вопросы.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

3.

Актуализация

опорных

знаний.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Ответьте на вопросы:

– Поднимите, пожалуйста, руку, кто помнит, какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?

— Что, на ваш взгляд, служит сырьем для производства тканей?

— Из каких растений получают волокна для изготовления тканей?

— Какие из них растут в нашем регионе?

Предлагает ответить на вопросы.

— Давайте вместе подведём итог собранной информации

(слайды 4-5)

Информирует учащихся о классификации текстильных волокон

(слайд 6)

Рассказывает о растениях, из которых получают текстильные волокна.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Вопрос: как производят ткань из текстильных волокон?

Представляют результаты исследования.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

Умеют давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности изготовления ткани, ее отделки, определять лицевую сторону ткани.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ответьте на вопросы:

— Как в старину из волокон получали нить?

— Как называется машина, производящая ткань?

— Как нити в ткани могут переплетаться между собой?

— Как называются ткацкие переплетения?

— Как вы думаете, для чего суровую ткань отбеливают, окрашивают, а иногда наносят набивной рисунок?

— Как вы считаете, по каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Задает вопросы.

Демонстрирует презентацию:

(слайд 7 «Прялка»);

(слайд 8 «Ткацкий станок»).

Демонстрирует филь «Современное ткацкое производство».

Знакомит учащихся с профессией ткач.

— Обратите внимание на высокую скорость работы ткацкого станка. Думаю, не все сумели разглядеть процесс ткачества. Давайте откроем учебник на стр. 85 и внимательно рассмотрим схему 42. «Получение ткани на ткацком станке»

Показывает учащимся нити основы и утка, объясняет их различие.

Демонстрирует макеты ткацких переплетений. Раскрывает содержание понятия раппорт

(слайд 9)

Демонстрирует образцы тканей с различными ткацкими переплетениями.

(слайд 10 «Переплетения»).

— Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой.

Затем она проходит отделку (слайд 11,12 «Отделка ткани», «Ассортимент тканей»).

Демонстрирует приемы определения нитей основы и утка.

— Если вы научитесь, правильно определять нить основы, то в дальнейшем, сможете безошибочно раскроить любое изделие!

Знакомит с правилами определения лицевой стороны ткани

(слайд 13)

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

5.

Первичная проверка и закрепление полученных знаний.

Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, умение работать в группе.

Познавательные: применять полученные знания.

Заполните карточки-задания. Ответьте на вопросы:

— Где выращивают…?

— Что необходимо растению для нормального роста?

— В какой части растения находятся текстильные волокна?

— Дайте характеристику волоку… (внешний вид).

— Определите направление долевой нити.

— Определите лицевую сторону ткани. Аргументируйте ваш выбор.

Проводит инструктаж по ПТБ.

Предлагает задание на «новое» знание.

— А теперь давайте выполним небольшую Лабораторную работу.

Делит класс на группы:

«Знатоки хлопчатника»

«Знатоки льна».

Раздает карточки-задания, образцы х/б и льняной ткани, лупы.

Знакомит учащихся с содержанием лабораторной работы

Самостоятельно работают с учебником. Заполняют карточки-задания.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют.

6.

Практическая работа

Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: умение позитивно сотрудничать с учителем.

Познавательные: применять полученные знания.

— Используя технологические карты, опираясь на макеты ткацких переплетений, частично изготовьте образцы:

полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений.

Предлагает задание на «новое» знание.

Знакомит учащихся с алгоритмом выполнения практической работы.

Раздает макеты ткацких переплетений и технологические карты.

Показывает технологию изготовления различных видов ткацких переплетений.

В ходе практической работы, при необходимости, оказывает учащимся индивидуальную помощь.

Используя технологические карты, самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному алгоритму. Частично выполняют образцы ткацких переплетений.

7.

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

-Давайте обсудим результаты выполненных лабораторной и практической работ.

Предлагает учащимся обсудить результаты выполненных лабораторной и практической работ.

Консультирует, советует, помогает

Обучает способам контроля и самооценки деятельности

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, индивидуальной практической работы. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Умение самостоятельно применять полученные знания.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

— Ребята, для того чтобы закрепить умения, полученные на сегодняшнем уроке, дома продолжите выполнение макетов ткацких переплетений.

Эстетично оформите выполненную работу в форме панно, аппликации и др..

Организовывает обсуждение и запись домашнего задания.

Показывает варианты оформления работ.

Записывают домашнее задание

9.

Рефлексия деятельности

Регулятивные:

умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

осознавать успешность своей деятельности.

Ответьте на вопросы:

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать направление долевой нити?

Какие затруднения у вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here