Технологическая карта урока
5 класс
Раздел: «Создание изделий из текстильных волокон».
Тема урока: «Производство текстильных материалов».
Цель урока:
-
Раскрыть содержание понятий: классификация текстильных волокон, ткацкие переплетения, рапорт, прядильное, ткацкое производство.
-
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
-
Воспитать культуру общения при работе в группе, сформировать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: образцы тканей, карточки с заданиями, лупа, проектор, компьютер, презентация, видеофильм.
Планируемые результаты |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | ||
Предметные |
УУД | ||||
1. Организационный момент |
Умение организовать рабочее место |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте.
|
– Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу! Проверите, все ли необходимое есть на вашем рабочем месте. (Настраивает учащихся на работу). |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, Организуют рабочее место. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Понимание и определение понятий цель и задачи урока |
Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Ответьте на вопросы: — Ребята, вы узнали сказку? — Вы можете прочитать строчки данного произведения? — Что делают героини нашей сказки? — Где, наш взгляд, можно использовать пряжу? Что из нее делают? (слайд 2) — Вы готовы в этом разобраться? — Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? — Какова же цель нашей работы на уроке? — Для чего нам это необходимо? Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (слайд 3). |
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации иллюстрации к сказке «О царе Солтане» (слайд 1) Подводит учащихся к осознанию целей и задач. — «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Давайте вместе попробуем вспомнить кто автор этих прекрасных строк? Задает наводящие вопросы. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.
|
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. |
3. Актуализация опорных знаний. |
|
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
Ответьте на вопросы: – Поднимите, пожалуйста, руку, кто помнит, какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах? — Что, на ваш взгляд, служит сырьем для производства тканей? — Из каких растений получают волокна для изготовления тканей? — Какие из них растут в нашем регионе? |
Предлагает ответить на вопросы. — Давайте вместе подведём итог собранной информации (слайды 4-5) Информирует учащихся о классификации текстильных волокон (слайд 6) Рассказывает о растениях, из которых получают текстильные волокна. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вопрос: как производят ткань из текстильных волокон? |
Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Умеют давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности изготовления ткани, ее отделки, определять лицевую сторону ткани. |
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Ответьте на вопросы: — Как в старину из волокон получали нить? — Как называется машина, производящая ткань?
— Как нити в ткани могут переплетаться между собой?
— Как называются ткацкие переплетения?
— Как вы думаете, для чего суровую ткань отбеливают, окрашивают, а иногда наносят набивной рисунок?
— Как вы считаете, по каким признакам можно определить лицевую сторону ткани? |
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Задает вопросы. Демонстрирует презентацию: (слайд 7 «Прялка»); (слайд 8 «Ткацкий станок»). Демонстрирует филь «Современное ткацкое производство». Знакомит учащихся с профессией ткач. — Обратите внимание на высокую скорость работы ткацкого станка. Думаю, не все сумели разглядеть процесс ткачества. Давайте откроем учебник на стр. 85 и внимательно рассмотрим схему 42. «Получение ткани на ткацком станке» Показывает учащимся нити основы и утка, объясняет их различие. Демонстрирует макеты ткацких переплетений. Раскрывает содержание понятия раппорт (слайд 9) Демонстрирует образцы тканей с различными ткацкими переплетениями. (слайд 10 «Переплетения»). — Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Затем она проходит отделку (слайд 11,12 «Отделка ткани», «Ассортимент тканей»). Демонстрирует приемы определения нитей основы и утка. — Если вы научитесь, правильно определять нить основы, то в дальнейшем, сможете безошибочно раскроить любое изделие! Знакомит с правилами определения лицевой стороны ткани (слайд 13) |
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. |
5. Первичная проверка и закрепление полученных знаний. |
Умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, умение работать в группе. Познавательные: применять полученные знания. |
Заполните карточки-задания. Ответьте на вопросы: — Где выращивают…? — Что необходимо растению для нормального роста? — В какой части растения находятся текстильные волокна? — Дайте характеристику волоку… (внешний вид). — Определите направление долевой нити. — Определите лицевую сторону ткани. Аргументируйте ваш выбор. |
Проводит инструктаж по ПТБ. Предлагает задание на «новое» знание. — А теперь давайте выполним небольшую Лабораторную работу. Делит класс на группы: «Знатоки хлопчатника» «Знатоки льна». Раздает карточки-задания, образцы х/б и льняной ткани, лупы. Знакомит учащихся с содержанием лабораторной работы |
Самостоятельно работают с учебником. Заполняют карточки-задания. Осуществляют учебные действия по намеченному плану Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют.
|
6. Практическая работа |
Умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: умение позитивно сотрудничать с учителем. Познавательные: применять полученные знания. |
— Используя технологические карты, опираясь на макеты ткацких переплетений, частично изготовьте образцы: полотняного, саржевого, сатинового и атласного переплетений.
|
Предлагает задание на «новое» знание. Знакомит учащихся с алгоритмом выполнения практической работы. Раздает макеты ткацких переплетений и технологические карты. Показывает технологию изготовления различных видов ткацких переплетений. В ходе практической работы, при необходимости, оказывает учащимся индивидуальную помощь. |
Используя технологические карты, самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному алгоритму. Частично выполняют образцы ткацких переплетений.
|
7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
-Давайте обсудим результаты выполненных лабораторной и практической работ.
|
Предлагает учащимся обсудить результаты выполненных лабораторной и практической работ. Консультирует, советует, помогает Обучает способам контроля и самооценки деятельности |
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, индивидуальной практической работы. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
|
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Умение самостоятельно применять полученные знания. |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
— Ребята, для того чтобы закрепить умения, полученные на сегодняшнем уроке, дома продолжите выполнение макетов ткацких переплетений. Эстетично оформите выполненную работу в форме панно, аппликации и др..
|
Организовывает обсуждение и запись домашнего задания. Показывает варианты оформления работ. |
Записывают домашнее задание |
9. Рефлексия деятельности |
|
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |
Ответьте на вопросы: — Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? — Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания? Для чего нужно знать направление долевой нити? Какие затруднения у вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. |
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |