Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Овечкинская средняя общеобразовательная школа
Завьяловского района» Алтайского края
Целевая воспитательная программа для учащихся 7-9 классов
Я — гражданин России
Учитель математики, классный руководитель
Белоусова Ирина Геннадьевна
2014г
Пояснительная записка.
Социально-политические и экономические проблемы современного общества требуют пересмотра, переосмысления некоторых сторон в системе воспитательной работы классного руководителя.
Воспитание – это целенаправленное вхождение ребенка в современное общество, развитие его способностей для достойной жизни в нем, ценностное отношение к окружающему миру. Поэтому главным результатом воспитания будет Личность, которая способна строить жизнь, достойную Человека.
Считаю, что основой педагогической позиции в воспитании должна стать принятие ребенка как личности, признание его индивидуальных способностей, проявления собственного «Я».
Отсюда вытекает, что должна меняться методика работы с детьми. Она должна ориентироваться на индивидуальное развитие личности ребенка с учетом новых технологий в воспитании. Во главу угла становятся развитие таких внутренних качеств человека, как гражданственность и патриотизм, чувство справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. Все вышесказанное учитывалось при составлении воспитательной программы «Я — гражданин России», рассчитанной на три года (7,8,9 классы).
Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному дому, что является одним из главных принципов государственной политики в области образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. На мой взгляд, воспитание гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и гражданина своей страны. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
Цель программы.
— создание необходимых условий по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетентности как условия формирования гражданственности.
Данная цель обеспечивается решением следующих задач:
Воспитание любви к школе, селу, родному краю, Отечеству.
Стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям.
Создание условий для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов ценностей.
Развитие способностей к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе.
Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся с использованием новых технологий и методик воспитательной работы.
Укрепление ученического самоуправления в классе.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы:
Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;
Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
Принцип завершенности в обучении и воспитании;
Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;
Принцип включения родителей в педагогический процесс.
Ожидаемый педагогический прогноз по завершению воспитательной программы «Я – гражданин России»:
Знает свои «корни».
Уважительно относится к старшим.
Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.
Умеет жить настоящей полноценной жизнь, вести достойный образ жизни.
Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.
Готов к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.
Умеет быть гуманным ко всему живому.
Умеет уважительно относиться к культурным ценностям своей Родины, воспринимать накопленный положительный опыт.
Структурная модель воспитательной программы
«Я – гражданин России».
Воспитательные задачи | Основное содержание | Основные формы | |
Я сам | -Выявление и развитие у учащихся способностей, стремлений к самореализации; -воспитание ответственности и гражданской позиции; -приобщение к духовным ценностям. | Приобщение учащихся к творчеству; -развитие спортивных способностей; -развитие интеллектуальных способностей. | -беседы; -деловая игра; -классные часы; -кружки; -секции; -конкурсы. |
Моя семья | -Осознание важности семьи в жизни; Воспитание любви и чуткости к родителям; -осознание обязанностей в семье. | -Знакомство с профессиями родителей; -сохранение лучших традиций в семье; -изучение родословной. | -праздники; -походы; -встречи с интересными людьми; родительские собрания. |
Мои друзья | -Воспитание уважения к ближним; -осознание себя в коллективе; -развитие инициативы и активности. | -Выявление актива класса; -привлечение всех к общественным мероприятиям; -работа по сплочению коллектива. | -Классные часы; -праздники; -диспуты; -беседы. |
Моя школа | -Воспитание любви к школе; -воспитание и развитие духовных ценностей на примере выпускников школы. | -Работа по благоустройству школы; -соблюдение традиций школы; -изучение истории школы; -участие в школьных мероприятиях. | -различные школьные мероприятия; -субботники, трудовые десанты,
|
Мое село | -Приобщение детей к насущным заботам села, к его экологическим проблемам; -воспитание гордости и любви к родному селу, уважение к его истории и жителям. | -Знакомство с историей села; -изучение военной и трудовой истории села; -работа по благоустройству села | -Встречи с интересными людьми; -классные часы; -субботники. |
Мой край | -Воспитание понимания малой Родины как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями; -развитие интереса к истории и культуре края; -воспитание гордости и любви за свой край. | -Знакомство с историей Алтайского края, его культурой; -изучение национальных традиций;
| -Классные часы; -праздники; -встречи с интересными людьми. |
Моя Россия | -Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность. | -Знакомство с историей России, ее культурой; -изучение культуры других национальностей, населяющих Россию; -участие во Всероссийских конкурсах. | Классные часы; -праздники; -встречи с интересными людьми |
Циклограмма основных мероприятий воспитательной программы
«Я – гражданин России».
«Я сам».
Вид мероприятий | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «Как поступить»
«Мои увлечения» «Что для меня ценно?» «Мои права и обязанности» | Отношение к честности и принципиальности на основе школьных ситуаций. Отслеживание кружковой деятельности учащихся. Анкета-перспектива планирования воспитательной работы. Воспитание правовой культуры | 7-9 кл.
7-9 кл.
7-9 кл.
9 кл. |
2 | Беседа | «Кто я?»
«Золотое правило» | Анкетирование с целью выявления интересов в свободное время. Отношение подростков к классному коллективу. | 7-9 кл.
7-9 кл.
|
3 | Деловая игра | «Я – лидер»
«Этикет для меня» «Ох уж этот переходный возраст» | Развитие интеллектуальных и нравственных способностей самоанализа. Привитие навыков общения и поведения в социуме. Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций. | 8 кл.
9 кл. 8 кл.
|
«Моя семья»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «Я и моя семья» «Мои обязанности дома» | Анкетирование с целью выяснения отношения в семье. Привитие навыков труда, бережное отношение к родителям. | 7 кл.
8 кл. |
2 | Конкурс сочинений | «Мой счастливый день с семьей» | Сохранение и приумножение семейных традиций. | 9 кл. |
3 |
Праздник
|
«Пусть всегда будет мама» «Путешествие в детство наших бабушек» «Наши родители – выпускники нашей школы» |
Чествование матерей, бережное к ним отношение. Знание истории семьи, семейных традиций.
Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций. |
7-9 кл.
8 кл.
7-9 кл. |
4 | Выставка
| «Семейный альбом» «Мой папа – солдат»
«Моя родословная» «Делаем и мастерим с семьей» | Воспитание любви к родителям, гордости за семью. Воспитание гражданского долга.
Знание семейной истории, связь поколений.
Совместное творчество детей и родителей. | 8 кл.
9 кл.
8 кл.
8-9 кл.
|
5 | Встречи с интересными людьми | «Профессия моих родителей» | Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям. | 8-9 кл. |
6 | Поход | «Ура! Каникулы!» «Роща золотая» «В зимнем царстве» |
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическое воспитание. |
7-9кл. |
7 | Родительское собрание | «На чашку чая» «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
| Выборы родительского комитета.
Подведение итогов года. | 7-9 кл.
7-9 кл. |
«Мои друзья»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «Я+ТЫ= МЫ» «Этот дружный класс»
«Мальчик с девочкой дружил»
«Мои друзья» | Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся. Воспитание качеств товарищества, взаимопомощи.
Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек. Отношения в классе между одноклассниками. | 7-9 кл.
7-9 кл.
8 кл.
8-9 кл. |
2 | Праздники
| «Мои друзья со мной» | Чествование именинников, воспитание коллективизма и сплоченности. | 1 раз в четверть. |
3 | Диспут | «Друг и враг»
«Ты знаешь – я рядом» «Экзамен на зрелость» | Представление о нравственных понятиях добра и справедливости.
Умение быть в хороших отношениях со всеми.
Оценка личной общественной активности выпускников. | 8 кл.
8-9 кл.
9 кл. |
4 | Игра | «Законы класса» | Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам. | 7-9 кл. |
«Моя школа»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «Школьные кружки»
«Они сражались за Родину» | Привлечение учащихся в кружки, секции по интересам.
Встречи с воинами, воспитание патриотических чувств. | 7-9 кл.
7-9 кл.
|
2 | Беседа | «Школьные традиции» | Ознакомление со школьными традициями, связь поколений. | 7-9кл. |
3 |
Встречи с интересными людьми Конкурс «Интервью с интересным человеком» |
«Все работы хороши»» |
Сохранение школьных традиций, воспитание уважения к старшему поколению. |
7-9 кл. |
6 | Субботник | «Добрая память» | Любовь к труду, бережное отношение к школьному имуществу. | 7-9 кл. |
«Мое село»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «О людях, прославивших наше село» «Почему так названа улица?» | Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции. Навыки поисковой деятельности, ознакомление с историей села. | 7-9 кл.
7-9 кл. |
2 | Экскурсия
«Творческая работа» | «Мое село»
«Мое село: прошлое, настоящее и будущее» | Воспитание патриотических чувств и любви к прекрасному. Развивать интерес к истории своего села, жителям и традициям. | 7-9 кл.
8-9 кл.
|
3 | Субботник | «Посади дерево»
«Мое село» | Воспитание любви и бережного отношения к природе, к труду. Экологическое воспитание. | 7-9 кл.
7-9 кл. |
«Мой край»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час | «Что ты знаешь об истории своего края?»
«Они прославили наш край»
«Чтобы помнили» | Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
На примере деятелей культуры края воспитывать эстетические качества.
Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны. | 7-9 кл.
7-9 кл.
7-9 кл. |
«Моя Россия»
Вид мероприятия | Название | Цели | Сроки | |
1 | Классный час
Конкурс стихов о Родине | «Что ты знаешь об истории земли русской?»
«Они прославили Родину»
«Суровые годы войны»
«Я люблю тебя, Родина!» | Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества .
На примере деятелей культуры разных народов России воспитывать эстетические качества. Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны. Сбор информации об экологических проблемах России. | 7-9 кл.
7-9 кл.
7-9 кл.
7-9 кл.
|
2 | Диспут | «Читайте, завидуйте — я гражданин…» | Воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения. | 9 кл. |
Литература.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» — школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.
Целевая воспитательная программа
«Я – гражданин России»
Для 7 – 9 классов.
Классный руководитель
Белоусова И. Г.