Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Овечкинская средняя общеобразовательная школа

Завьяловского района» Алтайского края

Целевая воспитательная программа для учащихся 7-9 классов

Я — гражданин России

Учитель математики, классный руководитель

Белоусова Ирина Геннадьевна

2014г

Пояснительная записка.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества требуют пересмотра, переосмысления некоторых сторон в системе воспитательной работы классного руководителя.

Воспитание – это целенаправленное вхождение ребенка в современное общество, развитие его способностей для достойной жизни в нем, ценностное отношение к окружающему миру. Поэтому главным результатом воспитания будет Личность, которая способна строить жизнь, достойную Человека.

Считаю, что основой педагогической позиции в воспитании должна стать принятие ребенка как личности, признание его индивидуальных способностей, проявления собственного «Я».

Отсюда вытекает, что должна меняться методика работы с детьми. Она должна ориентироваться на индивидуальное развитие личности ребенка с учетом новых технологий в воспитании. Во главу угла становятся развитие таких внутренних качеств человека, как гражданственность и патриотизм, чувство справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. Все вышесказанное учитывалось при составлении воспитательной программы «Я — гражданин России», рассчитанной на три года (7,8,9 классы).

Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному дому, что является одним из главных принципов государственной политики в области образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации. На мой взгляд, воспитание гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и гражданина своей страны. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.

Цель программы.

создание необходимых условий по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетентности как условия формирования гражданственности.

Данная цель обеспечивается решением следующих задач:

Воспитание любви к школе, селу, родному краю, Отечеству.

Стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям.

Создание условий для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов ценностей.

Развитие способностей к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся с использованием новых технологий и методик воспитательной работы.

Укрепление ученического самоуправления в классе.

В основу программы были положены следующие педагогические принципы:

Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;

Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;

Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;

Принцип завершенности в обучении и воспитании;

Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;

Принцип включения родителей в педагогический процесс.

Ожидаемый педагогический прогноз по завершению воспитательной программы «Я – гражданин России»:

Знает свои «корни».

Уважительно относится к старшим.

Уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям.

Умеет жить настоящей полноценной жизнь, вести достойный образ жизни.

Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается.

Готов к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.

Умеет быть гуманным ко всему живому.

Умеет уважительно относиться к культурным ценностям своей Родины, воспринимать накопленный положительный опыт.

Структурная модель воспитательной программы

«Я – гражданин России».

Блоки

Воспитательные задачи

Основное содержание

Основные формы

Я сам

-Выявление и развитие у учащихся способностей, стремлений к самореализации;

-воспитание ответственности и гражданской позиции;

-приобщение к духовным ценностям.

Приобщение учащихся к творчеству;

-развитие спортивных способностей;

-развитие интеллектуальных способностей.

-беседы;

-деловая игра;

-классные часы;

-кружки;

-секции;

-конкурсы.

Моя семья

-Осознание важности семьи в жизни;

Воспитание любви и чуткости к родителям;

-осознание обязанностей в семье.

-Знакомство с профессиями родителей;

-сохранение лучших традиций в семье;

-изучение родословной.

-праздники;

-походы;

-встречи с интересными людьми;

родительские собрания.

Мои друзья

-Воспитание уважения к ближним;

-осознание себя в коллективе;

-развитие инициативы и активности.

-Выявление актива класса;

-привлечение всех к общественным мероприятиям;

-работа по сплочению коллектива.

-Классные часы;

-праздники;

-диспуты;

-беседы.

Моя школа

-Воспитание любви к школе;

-воспитание и развитие духовных ценностей на примере выпускников школы.

-Работа по благоустройству школы;

-соблюдение традиций школы;

-изучение истории школы;

-участие в школьных мероприятиях.

-различные школьные мероприятия;

-субботники, трудовые десанты,

Мое село

-Приобщение детей к насущным заботам села, к его экологическим проблемам;

-воспитание гордости и любви к родному селу, уважение к его истории и жителям.

-Знакомство с историей села;

-изучение военной и трудовой истории села;

-работа

по благоустройству села

-Встречи с интересными людьми;

-классные часы;

-субботники.

Мой край

-Воспитание понимания малой Родины как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

-развитие интереса к истории и культуре края;

-воспитание гордости и любви за свой край.

-Знакомство с историей Алтайского края, его культурой;

-изучение национальных традиций;

-Классные часы;

-праздники;

-встречи с интересными людьми.

Моя Россия

-Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность.

-Знакомство с историей России, ее культурой;

-изучение культуры других национальностей, населяющих Россию;

-участие во Всероссийских конкурсах.

Классные часы;

-праздники;

-встречи с интересными людьми

Циклограмма основных мероприятий воспитательной программы

«Я – гражданин России».

«Я сам».

Вид мероприятий

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«Как поступить»

«Мои увлечения»

«Что для меня ценно?»

«Мои права и обязанности»

Отношение к честности и принципиальности на основе школьных ситуаций.

Отслеживание кружковой деятельности учащихся.

Анкета-перспектива планирования воспитательной работы.

Воспитание правовой культуры

7-9 кл.

7-9 кл.

7-9 кл.

9 кл.

2

Беседа

«Кто я?»

«Золотое правило»

Анкетирование с целью выявления интересов в свободное время.

Отношение подростков к классному коллективу.

7-9 кл.

7-9 кл.

3

Деловая игра

«Я – лидер»

«Этикет для меня»

«Ох уж этот переходный возраст»

Развитие интеллектуальных и нравственных способностей самоанализа.

Привитие навыков общения и поведения в социуме.

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

«Моя семья»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«Я и моя семья»

«Мои обязанности дома»

Анкетирование с целью выяснения отношения в семье.

Привитие навыков труда, бережное отношение к родителям.

7 кл.

8 кл.

2

Конкурс сочинений

«Мой счастливый день с семьей»

Сохранение и приумножение семейных традиций.

9 кл.

3

Праздник

«Пусть всегда будет мама»

«Путешествие в детство наших бабушек»

«Наши родители – выпускники нашей школы»

Чествование матерей, бережное к ним отношение.

Знание истории семьи, семейных традиций.

Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.

7-9 кл.

8 кл.

7-9 кл.

4

Выставка

«Семейный альбом»

«Мой папа – солдат»

«Моя родословная»

«Делаем и мастерим с семьей»

Воспитание любви к родителям, гордости за семью.

Воспитание гражданского долга.

Знание семейной истории, связь поколений.

Совместное творчество детей и родителей.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

8-9 кл.

5

Встречи с интересными людьми

«Профессия моих родителей»

Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.

8-9 кл.

6

Поход

«Ура! Каникулы!»

«Роща золотая»

«В зимнем царстве»

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическое воспитание.

7-9кл.

7

Родительское собрание

«На чашку чая»

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Выборы родительского комитета.

Подведение итогов года.

7-9 кл.

7-9 кл.

«Мои друзья»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«Я+ТЫ= МЫ»

«Этот дружный класс»

«Мальчик с девочкой дружил»

«Мои друзья»

Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.

Воспитание качеств товарищества, взаимопомощи.

Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.

Отношения в классе между одноклассниками.

7-9 кл.

7-9 кл.

8 кл.

8-9 кл.

2

Праздники

«Мои друзья со мной»

Чествование именинников, воспитание коллективизма и сплоченности.

1 раз в четверть.

3

Диспут

«Друг и враг»

«Ты знаешь – я рядом»

«Экзамен на зрелость»

Представление о нравственных понятиях добра и справедливости.

Умение быть в хороших отношениях со всеми.

Оценка личной общественной активности выпускников.

8 кл.

8-9 кл.

9 кл.

4

Игра

«Законы класса»

Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.

7-9 кл.

«Моя школа»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«Школьные кружки»

«Они сражались за Родину»

Привлечение учащихся в кружки, секции по интересам.

Встречи с воинами, воспитание патриотических чувств.

7-9 кл.

7-9 кл.

2

Беседа

«Школьные традиции»

Ознакомление со школьными традициями, связь поколений.

7-9кл.

3

Встречи с интересными людьми

Конкурс «Интервью с интересным человеком»

«Все работы хороши»»

Сохранение школьных традиций, воспитание уважения к старшему поколению.

7-9 кл.

6

Субботник

«Добрая память»

Любовь к труду, бережное отношение к школьному имуществу.

7-9 кл.

«Мое село»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«О людях, прославивших наше село»

«Почему так названа улица?»

Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.

Навыки поисковой деятельности, ознакомление с историей села.

7-9 кл.

7-9 кл.

2

Экскурсия

«Творческая работа»

«Мое село»

«Мое село: прошлое, настоящее и будущее»

Воспитание патриотических чувств и любви к прекрасному.

Развивать интерес к истории своего села, жителям и традициям.

7-9 кл.

8-9 кл.

3

Субботник

«Посади дерево»

«Мое село»

Воспитание любви и бережного отношения к природе, к труду.

Экологическое воспитание.

7-9 кл.

7-9 кл.

«Мой край»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

«Что ты знаешь об истории своего края?»

«Они прославили наш край»

«Чтобы помнили»

Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.

На примере деятелей культуры края воспитывать эстетические качества.

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

7-9 кл.

7-9 кл.

7-9 кл.

«Моя Россия»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

1

Классный час

Конкурс стихов о Родине

«Что ты знаешь об истории земли русской?»

«Они прославили Родину»

«Суровые годы войны»

«Я люблю тебя, Родина!»

Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества .

На примере деятелей культуры разных народов России воспитывать эстетические качества.

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

Сбор информации об экологических проблемах России.

7-9 кл.

7-9 кл.

7-9 кл.

7-9 кл.

2

Диспут

«Читайте, завидуйте — я гражданин…»

Воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения.

9 кл.

Литература.

Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.

Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.

Жирякова А.А. «Сыны Отечества» — школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.

Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.

Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.

Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.

Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.

О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.

Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.

Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.

Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.

Целевая воспитательная программа

«Я – гражданин России»

Для 7 – 9 классов.

Классный руководитель

Белоусова И. Г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here