« ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Предложенный курс « Твоя профессиональная карьера» может быть полезен каждому при выборе профессии. Выбор профессии определяет жизненный путь на долгое время, учитывая личные склонности к тому или иному виду деятельности. Для этого в курс включены деловые игры, тестирования.
Чем раньше учащиеся смогут поставить перед собой конкретную цель, тем короче будет путь ее достижения. Чем больше они сообразуют свой выбор с ситуацией на городском рынке труда, тем успешнее будет дальнейший жизненный путь.
Очень важно для учащихся правильно спланировать свое профессиональное будущее, выбрать профессию, которая станет любимым делом.
Изучая этот курс, учащиеся познакомятся:
1.С анализом положения в ведущих отраслях хозяйства.
2.С работой самых успешных фирм города.
3.С примерами кадровой политики конкретных организаций Новосибирска.
4.Познакомят учащихся и с системой высшего, начального и среднего профессионального образования.
Изучив курс, учащиеся смогут найти ответы на вопросы:
1.Где применить себя?
2.Что такое совместное предприятие?
3.Как правильно выбрать будущую профессию?
4.Какие права и обязанности есть у выпускников школ?
5.Какие специалисты особенно нужны на современном рынке труда?
6.Как правильно искать работу и от чего зависит возможность трудоустройства?
Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда. Только тогда, когда все это будет принято во внимание, можно рассчитывать на удачу.
Программа имеет модульную структуру. Каждый из трех модулей заканчивается практикой работой учащихся. Это дает возможность индивидуализировать процесс изучения материалов. Программа создана для допрофессиональной подготовки и профильному обучению в школе.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».
Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на трудовое обучение.
ЦЕЛИ КУРСА:
-
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
-
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ КУРСА:
-
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;
-
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
-
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Общее количество часов, отводимое на курс, при 1-часовой недельной нагрузке — 100 ч. Из них по классам на теоретические занятия: в 10 классе— 36 ч, в 11 классе — 34 ч.
Межпредметные связи.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Содержание учебного предмета.
10 класс
Тема урока | Кол-во часов | |
1-3 | Профессия и человек. Что такое профессия | 3 |
4 | Место диагностики в образовательном процессе. | 1 |
5-8 | Профессия и время. | 4 |
9 | Потребность и причины смены профессии | 1 |
10-14 | Какие бывают профессии | 4 |
15 | Проблема готовности к профессии | 1 |
16 | Как классифицировали профессии за рубежом? | 1 |
17-20 | Наиболее распространенная отечественная классификация профессий. | 4 |
21 | Житейские способы классификации профессий. | 1 |
22-23 | Где и как можно приобрести профессию | 2 |
24-25 | Сформированность профориентационно значимой компетенции. | 2 |
26-28 | Профессиональный успех и здоровье. | 3 |
29-30 | Познай себя. Ваши интересы и склонности. | 2 |
31 | Выявление своей личности | 1 |
32-33 | Тестирование. | 2 |
34-36 | Что помогает нам познать мир. | 3 |
11 класс
Тема урока | Кол-во часов | ||
1-3 | Как добиться успеха в профессиональной карьере. | 3 | |
4-5 | Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Тест» Уровень субъективного контроля». | 2 | |
6-8 | Ваши ценности в жизни. | 3 | |
9-10 | Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь | 2 | |
11 | Психологический практикум. Творческое мышление. | 1 | |
12 | Общительны ли Вы? | 1 | |
13 | Достижения успеха | 1 | |
14 | Проверь себя в сфере экологии. | 1 | |
15-16 | Творческий проект в сфере экологии | 2 | |
17-21 | Первые шаги в выборе профессии. | 5 | |
22 | Можно ли выбрать профессию? | 1 | |
23 | Практические игровые упражнения | 1 | |
24-25 | Знакомство со словарем профессий | 2 | |
26-27 | Где учиться и как искать работу. | 2 | |
28-29 | Рынок и его требования к профессионалу | 2 | |
30 | Выполнение профессиональной пробы человек — природа. | 1 | |
31 | Человек , среда, машины и автоматы | 1 | |
32 | « За» и «Против». | 1 | |
33 | Эвристическая контрольная | 1 | |
34 | Проект – сочинение « Профессиональная карьера». | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ « ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА» 10 КЛАСС
Тема урока | Вид занятий | Тип урока | Основные виды учебной деятельности
| Планируемые предметные результаты освоения материала | |
«Океан профессий.»(23 ч.) | |||||
1-3 | Профессия и человек. Что такое профессия | Урок изучения нового материала | Объяснение | Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
| Знать: — роль профессионального самоопределения в жизни человека; — основные разделы программы курса; — понятие личного профессионального плана; — основные структуры личного профессионального плана; Уметь: — обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; — называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; — составлять личный профессиональный план |
4 | Место диагностики в образовательном процессе. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания | Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП. Профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный час», позволяющая соотнести свое представление о счастье с определенной профессиональной деятельностью. Осознание основных личностных смыслов. Анализ индивидуального анкетированная. Профессиограммы |
5-8 | Профессия и время. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии | профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
|
9 | Потребность и причины смены профессии | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Отношение к деятельности, к людям, л, самому себе, к предметно | Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута. |
10-14 | Какие бывают профессии | Урок изучения нового материала | Комбинированный | «Хочу» — склонности, интерес. «Могу» — возможности человека. «Надо» — потребности рынка труда. Понятие о профессии, специальности и должности. | профессиональная пригодность; проектирование профессионального жизненного пути; |
15 | Проблема готовности к профессии | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей при устройстве своей профессиональной судьбы . | Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Работа с дифференциально-диагностическим опросником. Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. |
16 | Как классифицировали профессии за рубежом? | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Система профессионального технического, среднего-спец. и высшего образования в Карелии и Северо-западном регионе России. | Осознание необходимости учитывать личностные особенности и требования к профессии |
17-20 | Наиболее распространенная отечественная классификация профессий. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника» «человек-знак», «человек-природа», «человек- художественный образ» | Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута.
|
21 | Житейские способы классификации профессий. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника» «человек-знак», «человек-природа», «человек- художественный образ» | ориентироваться в типах и подтипах профессий; · составлять личный профессиональный план; ·проектировать свою профессиональную карьеру |
22-23 |
Где и как можно приобрести профессию | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. | Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Что должен знать абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.
|
Какие профессии вас привлекают(13 ч.)
| |||||
|
|
|
|
|
|
24-25 | Сформированность профориентационно значимой компетенции. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
| Понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами , группами , отделами профессий.
|
26-28 | Профессиональный успех и здоровье. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Понятие профпригодности. Знакомство с описаниями | Составляющие профессиональной пригодности. Роль здоровья , образования, способностей , личностных качеств в профессиональном самоопределении. Служба занятости.
|
29-30 | Познай себя. Ваши интересы и склонности. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Тестирование Психологическая хар-ка типа темперамента, особенности и: проявления в проф. деятельности Практическое задание: выполнение опросника Айзенка. | Знать: — определение понятий «характер» «самооценка» — виды черт характера. Уметь: — соотносить поведение человека с его чертами характера — выявлять уровень собственной самооценки |
31 | Выявление своей личности | Урок изучения нового материала | Комбинированный | «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «Я»).
| Знать: — определение понятия «самоопределение личности»; — виды самоопределения — определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: — называть свои ценностные ориентации |
32-33 | Тестирование. |
| Комбинированный | Тестирование « Познание своей личности». | Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии |
34-36 | Что помогает нам познать мир. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.
| Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ « ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА» 11 КЛАСС
Тема урока | Вид занятий | Тип урока
| Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | |
Познай себя ( 12 ч.)
| |||||
1-3 | Как добиться успеха в профессиональной карьере. | Урок изучения нового материала | Объяснение | Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей при устройстве своей профессиональной судьбы . | о смысле и значении труда в жизни человека и общества; |
4-5 | Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Тест» Уровень субъективного контроля». | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Характерологические особенности личности. | соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
|
6-8 | Ваши ценности в жизни. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
| определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
|
9-10 | Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Практическое задание: выполнение опросника «Беспокойство-тревога» методики «Незаконченные предложения» | определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; · типы нервной системы; · типы темперамента; · определение понятия «потребности»; · виды потребностей; · особенности делового общения; определение понятия «конфликт»;
|
11 | Психологический практикум. Творческое мышление. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
| определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; · определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; · виды мышления; · формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; · основные операции мышления;
|
12 | Общительны ли Вы? | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
| определение понятия «способности»; · основные виды способностей; ·особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта.
|
Погружение в практику- лучший способ принятия верного решения(22 ч.)
| |||||
13 | Достижения успеха | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. | о смысле и значении труда в жизни человека и общества |
14 | Проверь себя в сфере экологии. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. | — характеристику профессий типа «человек — природа». — подтипы профессий типа «человек — природа». — ПВК профессий типа «человек — природа». — характеристику профессий типа «человек — природа». — подтипы профессий типа «человек — природа». — ПВК профессий типа «человек — природа».
|
15-16 | Творческий проект в сфере экологии | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Психологические особенности типологии профессиональной направленности
| — приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек — природа». |
17-21 | Первые шаги в выборе профессии. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.
| анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; |
22 | Можно ли выбрать профессию? | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Практическая работа: состав, анализ личного профессионального плана | составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы |
23 | Практические игровые упражнения | Контроль | Комбинированный | Практическое задание: выполнение «Диагностическо-дифференциального опросника Климова» | Уметь: — обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор |
24-25 | Знакомство со словарем профессий | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии | правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; |
26-27 | Где учиться и как искать работу. |
Урок изучения нового материала
| Комбинированный | Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
| Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
|
28-29 | Рынок и его требования к профессионалу | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Новосибирской области.
| Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
|
30 | Выполнение профессиональной пробы человек — природа. | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.
| · выявлять тип своей будущей профессии; · определять свои профессиональные предпочтения;
|
31 | Человек , среда, машины и автоматы | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
| Составлять резюме в период поступления на работу; Формировать личный имидж для построения карьеры. |
32 | « За» и «Против». | Урок изучения нового материала | Комбинированный | Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
| понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
|
33 | Эвристическая контрольная | Контроль за работой уч-ся | Комбинированный | Защита профессий типа «человек-человек», «человек- техника» «человек-знак», «человек-природа», «человек- художественный об | выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; · делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»); · называть мотивационные факторы выбора профессии; · называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; · перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии. |
34 | Проект – сочинение « Профессиональная карьера». | Контроль | Комбинированный | Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.
| Планировать социально-профессиональное развитие карьеры |
Методическая литература:
Учебники:
1.Твоя профессиональная карьера: Учеб.для 10-11 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой -М.: Просвещение.2010г.
Методическая литература
-
Бендюков И.М./Твоя профессиональная карьера. — М.2000.
-
Бондарев В./Выбор профессии. — М.-1989.
-
Воробьев А.М./Тренинг интеллекта — М.-1989.
-
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов М.-1990.
-
Климов Е.А./Введение в психологию труда М.-1988.
-
Климов Е.А./Как выбирать профессию?М.-1990.
-
Коломенский Я.Л./Беседы о тайнах психики. Минск.-1990.
-
Коломенский Я.Л./Человек психология М.-1986.
-
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя /С.Н.Чистяковой, И.А.Умовская, Т.И.Шалавиной, А.И.Цуканов; Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной.- 2-е изд.-М: Просвещение, 1996.-189 с..
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Мин, образования РФ. -М.: Дрофа.-2000.
-
Павлютенко Е.М./Кем быть?.Киев.-1989. 16.Переход к рынку: концепция и программа. — М.-1990.
-
Прощицкая Е.Н./Выбирайте профессию. — М.-1990.
-
Технология 5-11 классы/программно-методические материалы. — М.:.Дрофа. 2000.
-
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н./Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М.-1987.
Дополнительная литература:
-
Дидактический материал к курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн, для учителей /С.Н.Чистякова, И.А.Умовская.-2-е изд.-М.: Просвещение. 1996.
-
Методические материалы образовательной программы «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда», блок 3. М.Бендюков, И.Соломин – С.Петербург
-
Лучшие психологические тесты/ Пер. с ангел. Е.А.Дружининой. – Харьков
-
Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Минск.: изд-во.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о температуре, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
.