Автор: Суремкина Марина Михайловна
Место работы: ГБОУ СОШ № 506 Кировского района Санкт-Петербурга.
Должность: педагог-психолог.
Упражнение для учащихся 3 – 5 классов: «Дом настоящей дружбы».
Цель: знакомство с важными качествами в дружбе и их актуализация.
Необходимые материалы: ватман, список качеств на подгруппу (приложение 1), разрезной домик (приложение 2), карточки для деления па подгруппы.
— Ребята, дружба может быть крепкой, может быть переменчивой, а бывает даже ненастоящая дружба, когда один дружит, а другой пользуется этой дружбой.
— Поднимите руку те, у кого есть хороший друг.
— А кто сам себя считает хорошим другом?
— Как вы думаете от чего зависит насколько дружба крепкая и настоящая? (подводим детей к тому, что, во-первых, многое зависит от личности человека, а, во-вторых, существуют свои законы в дружбе).
— Какие качества человека наиболее важны в дружбе?
— А какие безоговорочные законы дружбы вы знаете?
— Сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы. Для этого вытяните карточки с картинками. Участники, получившие одинаковые картинки, объединяются в одну группу и садятся за стол, где стоит такая же картинка.
Каждой группе будет выдан лист с различными качествами человека, важными для настоящей дружбы. (См. приложение 1) Если вы захотите, то можете дополнить этот список своими качествами.
— Так же вам будут выданы детали домика, который нужно собрать. Каждая деталь может обозначать какое-то качество. Например, какая часть домика является основой? (фундамент – от него зависит устойчивость, на нем вы пишите самое главное на ваш взгляд качество в дружбе, затем подбираете следующие детали и записываете качества на них. Крыша например защищает от невзгод, плохой погоды – какое качество подойдет сюда? И.т.д.) Ваша задача – договориться между собой о названиях деталей и создать «дом дружбы».
— В результате у вас получится дом настоящей крепкой дружбы, о котором нужно будет рассказать.
(дети работают в группах, детали приклеивают на лист в результате получают домик; затем каждый рассказывает, что у них получилось, домики крепятся на ватман).
Анализ:
— Какие сложности у вас возникали при выполнении этого задания? Почему?
— Что помогло вам справиться и найти правильные, на ваш взгляд, варианты.
— Какой вывод вы можете сделать, глядя на результаты работы?
— Какие секреты дружбы мы можем сформулировать?
Приложение 1.
Список качеств. Что важно в дружбе?
-
Защищать друг друга от обидчиков.
-
Умение посочувствовать, поддержать, утешить.
-
Умение сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
-
Умение уступать друг другу.
-
Умение слушать друг друга и понимать.
-
Умение относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
-
Не ссориться друг с другом по пустякам.
-
Искренне радоваться успехам друг друга.
-
Быть честным с другом.
-
Верность дружбе.
-
Взаимовыручка.
-
Ответственность не только за себя, но и за друга.
-
Справедливость.
-
Умение принять помощь и критику друга.
-
Умение признавать свои ошибки, помириться с другом.
-
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Приложение 2