Формы и методы гражданско – патриотического
воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
А.М. Спирин – воспитатель 8 «Б» ФГКУ «СПКУ»
С.А. Жерлица – воспитатель 8 «Б» ФГКУ «СПКУ»
г. Ставрополь 2014 год
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию. В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции патриотического воспитания граждан РФ”, приоритетный национальный проект “ Образование” и др.
Кадетское движение на территории Ставропольского края и города Ставрополя рассматривается как сообщество общеобразовательных учреждений всех типов и видов, во главе которого стоит Ставропольское президентское кадетское училище, осуществляющие обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
— чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
— уважительное отношение к языку своего народа;
— заботу об интересах Родины;
— осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
— проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
— гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
— гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
— уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям;
— гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в СПКУ представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в кадетском училище уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, создание активного общества обладающего политической культурой и мышлением, а так же подготовить подрастающее поколение к службе в Вооруженных силах РФ, так как для современной молодежи служба в Армии является стрессом.
Работая на протяжении трех лет в СПКУ мы стареемся реализовать поставленную задачу по развитию гражданско-патриотического воспитания кадет. При этом мы ставим перед собой следующую цель воспитательной системы: которая состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).
Духовно–нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности кадет прикасаются на уроках литературы, истории, на проведении систематических православных часах, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в спектаклях и тематических вечерах, и соблюдают “кодекс чести” кадетов.
Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий и классных часов на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие терроризму”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон”, силами кадет создаются патриотические уголки и памятки. На встрече с ветеранами войны ведутся «Дневники Чести».
Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер “Посвящение в кадеты” где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; военно спотивная игра «Зарница»; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; военкомата; поездка в ДШП; а также создание за счет личного опыта службы в ВС РФ (Кремлёвский полк) почетной караульной группы СПКУ. Которая. принимает участие не только в училищных мероприятиях, но и в городских.
Мы в свою очередь ведя работу в гражданско-патриотической направленности готовы предложить следующий вариант ее внедрения, который рассчитан на перспективу и включает в себя три возрастные ступени.
Каждая из которых имеет свои методологические особенности.
Первая ступень рассчитана на 5 – 6 учебных курсах по нашему мнению ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия.
Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А это помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень 7-8 учебные курсы продолжает формирование системы ценностей и установок поведения воспитанника, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов и посещения экскурсий.
На третьей ступени 9 учебные курсы (предусмотрено 9-11 учебные курсы) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности воспитанников СПКУ совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Один из главных результатов кадетского движения СПКУ – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших воспитанников желают поступили в высшие учебные заведения. 100% кадет хотят стать полезными Родине и работать на ее развитие.
Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, то что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Список используемой литературы.
1.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
2.Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2013.
3. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 2004.