ГБОУ АО «Савинская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа — интернат»
Викторина «Сказки – наши друзья»
для 1 – 5 классов
Провела: Артемьевская М.А.
п.Савинский
Цель: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; ассоциативную память; Задачи:
Образовательные: формировать умение логично излагать свои мысли во время устной речи; создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках; создать условия для формирования читательских умений.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать любознательность, внимательность и читательскую память; развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;. воспитывать потребность в чтении книг.
Содержание викторины:
Воспитатель: — Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Воспитатель: — Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
1. «Название» (до 3 баллов)
Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины.
2. «Загадки из сундучка» (по 1 баллу за правильный ответ)
-
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
-
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…)
-
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
-
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
-
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
3. «Чей предмет» (по 2 балла за правильный ответ)
-
Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди).
-
Белый чепчик (Доктор Айболит, бабушка Красной шапочки).
-
Сани (Снежная королева).
-
Большая синяя шляпа (Приключения Незнайки).
-
Сапог (Кот в сапогах).
4. «Герб сказки» (до 3 баллов)
Каждая команда рисует герб любой сказки, но в рисунке должно быть отражено содержание сказки.
Физкультминутка для глаз.
Белочка любила делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
5. «Стих-лото» (до 10 баллов)
Стихотворные фрагменты из сказок, Строчки пишутся на разных листочках и выдаются детям в перепутанном виде. Уч-ся должны сложить из них стихотворный текст. Возможные варианты:
1) Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
2)Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
3) Несет меня Лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и Дрозд, спасите меня!
4) Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
6. «Расшифровщик» — расшифруйте текст и прочтите русские пословицы. (до 3 баллов)
Улед ямерв, а ехетоп сач. (делу время, а потехе час.)
Ен игоб икшрог тюагижбо. (Не боги горшки обжигают.)
Тедуб и ан йешан ецилу киндзарп. (Будет и на нашей улице праздник.)
Нидо аз хесв,и есв аз огондо. (Один за всех, и все за одного.)
Умошьлоб юлбарок — еошьлоб еинавалп. (Большому кораблю — большое плавание.)
Нидо в елоп ен ниов. (Один в поле не воин.)
7. «Вопрос-ответ» (по 1 баллу за правильный ответ)
-
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
-
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
-
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
-
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
-
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
-
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
-
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
-
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
-
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
-
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
-
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
-
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
-
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
-
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
-
Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
-
Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
-
Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
-
Кто сломал теремок? (Медведь.)
-
Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
-
Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
-
Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? ( «Человечьим духом пахнет». )
-
На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
-
Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
-
Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.)
-
Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
-
Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
-
Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
-
Кто помогал Крошечке — Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.)
-
Кому удалось съесть колобка? (Лисе.)
8. «Исправь ошибки»
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» — «Три медведя»
«Домик» — «Теремок»
«Морковка» — «Репка»
9. «Филфорд» (до 10 баллов)
Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой
строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.
м | е | д | в | е | д | ь | ю | ё | |
л | р | п | в | о | л | к | ш | э | ж |
п | е | т | у | х | т | и | м | с | и |
к | ч | с | я | и | ч | к | о | б | к |
х | з | щ | ш | г | д | е | д | о | т |
л | у | ь | а | п | л | и | с | а | к |
н | е | к | р | е | п | к | а | е | у |
г | а | с | ь | т | г | у | с | и | м |
ю | м | а | ш | а | н | с | л | ч | и |
з | к | о | з | а | ч | ц | к | а | й |
Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.
Ведущая: — Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!