Муниципальное казённое образовательное учреждение «Волоцкая средняя общеобразовательная школа»
Выполнила
учитель математики и информатики
МКОУ «Волоцкая СОШ»
Бондарчук Светлана Николаевна
2012 г.
Тема внеклассного мероприятия: «Азбука нравственности»
Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.
Наполеон
Актуальность: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим задача духовно- -нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную важность.
Цель:
• формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость , человечность .
Задачи:
• развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
• воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
• работать над выработкой положительных черт характера;
формировать желание делать в жизни хорошее, дарить людям радость, задумываться над своими поступками.
Форма проведения: игра
Подготовительная работа: украсить зал плакатами, установка и настройка проектора, провести анкетирование учащихся, направленных на определение уровня нравственности учащихся.
Оборудование: презентация, плакаты с высказываниями, правила вежливости, цветные жетоны, анкеты теста на толерантность, анкеты, направленная на диагностику нравственности учащихся.
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5-7 классы
План мероприятия:
-
Проведение анкетирования среди учащихся на определение уровня нравственности учащихся.
-
Вступительное слово.
-
Обсуждений высказывания о духовной силе человека.
-
Упражнение «уровень нравственной саморегуляции»
-
Индивидуальное упражнение «Юности честное зерцало».
-
Немного о толерантности.
-
Тест на толерантность.
-
«Нормативы» для современных социальных условий.
-
Подведение итогов (заключительное задание «дерево нравственности»).
Содержание мероприятия
-
Проведение анкетирования:
Диагностика нравственной воспитанности (5-8 классы), составленной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.(см.приложение № 2)
-
Вступительное слово учителя о человеческой доброте и милосердии.
-
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». ( Слайд № 2)
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.
(Слайд № 3) Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
Ведущий. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
-
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.
Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. (Слайд № 4) Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно фиксировать на доске).
(Слайд № 5) Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
Уровни на доске желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.
Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.
-
Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.
Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?
Ведущий. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.
(слайд № 6) Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна?
(*Обсуждение)
Ведущий. ( Слайд № 7) Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.
Ведущий каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.
-
Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.
Перед вами список из 16 нравственных качеств.
Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
Общительность, открытость, коллективизм | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Замкнутость, скрытность, индивидуализм | |
2 | Доброта, альтруизм | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Злоба, эгоизм, чувство собственности |
3 | Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие |
4 | Твердость, самостоятельность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уступчивость, склонность к подчинению, покорность |
5 | Восторженность, импульсивность, азартность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Сдержанность, рассудительность, серьезность |
6 | Честность, высокая нормативность поведения | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Недобросовестность, игнорирование общественных норм |
7 | Раскованность, склонность к риску, смелость | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Скромность, стыдливость, застенчивость |
8 | Мягкость, сострадание, милосердие | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Жесткость, суровость, безжалостность |
9 | Бдительность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Доверчивость |
10 | Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Практичность, цинизм, недоверие |
11 | Прямолинейность, правдивость | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Дипломатичность, расчетливость |
12 | Спокойствие, уверенность в себе | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Тревожность, неуверенность, чувство вины |
13 | Склонность к новому | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Склонность к традиционному |
14 | Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение |
15 | Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения |
16 | Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Расслабленность, отсутствие стремления выделиться |
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности?
Ведущий : (Слайд № 8)
— Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде изображены только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
• Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
• Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/
• Один за всех …… /и все за одного/.
• Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.
Ведущий:
5. немного о толерантности:
(слайд № 10) Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
( Слайд № 11) Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?(Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?(Ответы)
Посмотрите на доску, там написано как звучит слово толерантность на разных языках.
(слайд № 12) На испанском языке – толерантность это способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;
(слайд №13) На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.
( слайд № 14) На китайском языке – толерантность это быть по отношению к другим великодушным людям.
(слайд № 15) На русском языке – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (быть выдержанным, спокойным).
Учитель: ( слайд № 16) А что объединяет все эти объяснения? Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (ответы детей).
-Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.
-Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “солнышка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков.
Тестирование.
Учитель : А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
-
Тест. «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность»
1. ( Слайд № 17) Коля плохо одет…
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над ним.
2. ( слайд № 18) Алишер питается не так, как ты, по причине своей религии…
! Ты просишь, чтобы он объяснил это
? Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. (слайд № 19) Цвет кожи у Мурата отличается от твоего…
! Ты стремишься лучше узнать его.
? Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».
4. ( слайд № 20) Пожилая женщина медленно идет…
! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
-
( слайд № 21) На твоих глазах на кого-то нападают…
! Ты пытаешься защитить его.
? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6 ( слайд № 22) К тебе подходит ребенок-инвалид…
! Ты естественным образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ.
– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если красные и чёрные , ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя только чёрные кружки: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
Учитель :
Люби того, Кто ест не так
И носит странную одежду,
Пусть он иной, но он не враг,
Он занят в жизни тем же.
Он любит, создает семью
И строит дом, как все земляне,
Он так же падает в бою…
Не лучше ли нам всем быть друзьями?!
-
Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий.
Ситуации – пробы “Разрешение нравственных дилемм”.
Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.
“Наказание или преступление?”
Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?
“Уличная мораль”
(слайд № 23) В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.
Что вы сделаете дальше?
“Находка”
( слайд № 24) Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …
А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.
8. Подведение итогов.
Ведущий. ( слайд № 25) И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:
Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Заключительное задание “Дерево нравственности”
— ( слайд № 26) Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством нравственности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более нравственными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством нравственности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
-
( Слайд № 27) В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1.Плакаты:
Доброта — это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
2.Правила вежливости:
1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
3. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
4. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
5. Не отвечай на грубость грубостью.
6. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Приложение № 2
Анкета
Диагностика нравственной воспитанности (5-7 классы)
«
Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.
Предлагается четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 5-7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Пример:
-
— 3;
-
— 4 и т.д.
Текст вопросов:
-
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
-
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
-
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
-
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
-
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
-
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
-
Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
-
Мне приятно делать людям радость
-
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
-
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
-
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
-
в 3 балла — 2 единицы,
-
в 2 балла — 3 единицы,
-
в 1 балл — 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла — это 4 единицы, 3 балла — 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Текст:
-
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
-
Если кто-то надо мной смеется, то я…
-
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
-
Когда меня постоянно перебивают, то я…
-
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
-
Быть человеком, которого любят
-
Иметь много денег
-
Иметь самый современный компьютер
-
Иметь верного друга
-
Мне важно здоровье родителей
-
Иметь возможность многими командовать
-
Иметь много слуг и ими распоряжаться
-
Иметь доброе сердце
-
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
-
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
-
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
-
Пять положительных ответов — высокий уровень.
-
4-е, 3-и — средний уровень.
-
2-а — ниже среднего уровня.
-
0-1 — низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»
Вопросы:
-
Если кто-то плачет, то я.
-
Пытаюсь ему помочь.
-
Думаю о том, что могло произойти.
-
Не обращаю внимания.
-
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
-
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
-
Отвечу, что не могу ему помочь.
-
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
-
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
-
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
-
Я не обращу внимания.
-
Скажу, что он размазня.
-
Объясню, что нет ничего страшного.
-
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
-
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
-
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
-
Обижусь в ответ.
-
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
-
4 бала — высокий уровень
-
2, 3 бала — средний уровень
-
0, 1 бал — низкий уровень
Список литературы:
1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
4. Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
5. Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
6. Психологические игры – тренинги.
7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.