Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов 36»
Республики Мордовия
Внеклассное мероприятие по географии
«Россия – наш дом»
9 класс
подготовил
учитель географии
Шмырёв Сергей Сергеевич
Саранск
2013
Цели: — формировать патриотическое отношение к Родине,
— изучить географию и историю своей страны, родного края, своего народа,
— воспитывать любовь к малой Родине,
— узнать традиции и обычаи народов, проживающих на территории
Республики Мордовия
Оформление: флаги России и Мордовии, книжная выставка по тематике, карта «Административная карта России», карта «Административное деление РМ»
Звучит фонограмма (патриотическая)
Голос из-за сцены:
Вся история твоей Родины принадлежит тебе и ледовое побоище твое, и Куликовская битва – твоя, и горькая битва на Калке – тоже твоя, и разорение русской земли – твое, и смутное время твое. Ты сын своего народа, должен знать и помнить все!
Лишь трезвая, деятельная и потому особенно сильная любовь к своей Родине и к своему народу может дать силы справедливо оценить интересы, права, взгляды всех народов и прийти к твердому нравственному убеждению, что все мы, люди равны.
Россия – Родина моя!
Ты небу одному равна
Над головой своей по шири,
Ты первой названа страна,
Надеждой мира в целом мире
Россия – Родина моя!
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о большой семье народов России, их истории, культуре, традициях, и обычаях.
Сцена: за столом сидит царевич Федор, входит царь и застает его, рисующего географическую карту.
Царь: А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор: Чертеж земли московской, наше царство из края в край. Вот видишь: тут Москва, тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, вот пермские леса дремучие. А вот Сибирь.
Царь: А это что такое узором здесь виется?
Федор: Это Волга
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни –
Когда – нибудь, и скоро может быть
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою.
Учись мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать
Ведущий: Да это тоже история России, где Пушкиным подчеркивается значение ученья, а именно ученья географии, самой древней науки о Земле, народах ее населяющих, их деятельности. Наша с вами задача на сегодня: выяснить, насколько сладок плод вашего ученья.
Вам предлагается интеллектуальный марафон, в котором принимают участие две сборные команды 9-х классов.
Первый этап марафона – Блиц-опрос.
Как ни совершенно крыло птицы,
Оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь
Не опираясь на воздух
Факты — это воздух ученого
Без него вы никогда не сможете взлететь
( И.П.Павлов)
Условия: Каждой команде будет задано по 7 вопросов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (с 1-го по 6-й вопросы). На последний вопрос отвечает только капитан команды. Если он ответит правильно, он принесет команде 3 очка, при помощи команды – 2 очка, при помощи болельщиков 1 очко. Вопросы задаются по очереди.
Вопросы
-
Население каких 2-х российских городов моет считать себя и европейцами и азиатами одновременно (Магнитогорск, Оренбург).
-
В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (1897г.)
-
Назовите самую большую языковую семью РФ. (Индоевропейская).
-
Как называется процесс возвращения мигрантов на Родину? (реэмиграция).
-
Как называется сельский населенный пункт в русских регионах Северного Кавказа? (станица)
-
В каком субъекте России наибольшая доля городского населения? (Мурманская область, 92%)
-
Как называли в свое время слабоосвоенные земли к югу от Оки? (Дикое поле)
-
Каков год основания г. Санкт-Петербург (1703г.)
-
Как по другому называется естественная убыль? (депопуляция)
-
Один из персонажей одного известного произведения образно отозвался о своем городе: «Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Что это за произведение? («Ревизор» Н.В.Гоголя)
-
Назовите основную религию России (христианство, православие).
-
Как называли Скандинавские сааги Древнюю Русь? ( Гардарика – страна городов)
-
Назовите единственную автономную область России (Еврейская)
-
Назовите самый большой по численности народ тюркской группы Алтайской семьи . (татары)
Второй этап марафона: «Твоя точка зрения»
У ночи — мрак
У листьев – свист
У ветра – шум
У капли – дробность
А у людей – пытливый ум
И жить упорная способность
(Л.Мартынов)
Условия: Командам дается по 2 вопроса, которые начинаются словами: «Как вы считаете…». Ребята высказывают свою точку зрения по каждому из вопросов. При ответе учитывается правильность, осознанность, доказательность. Каждый вопрос оценивается в 2 балла. Максимально можно получить 4 балла.
Вопросы:
-
Как вы считаете, какие факторы снижают продолжительность жизни населения России?
-
Как вы считаете, почему на Северном Кавказе рождаемость выше, чем в других регионах России?
-
Как вы считаете, почему в России невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории?
-
Как вы считаете, чем привлекает людей городской образ жизни?
Третий этап марафона: «Что ты об этом знаешь?»
Команды знакомят жюри и болельщиков со свадебными обрядами русских, мордвы (по выбору). Оценка 5 баллов
Четвертый этап марафона – «Моя Мордовия в семье Российской».
Звучит мордовская песня в исполнении фольклорного ансамбля. Этап посвящен нашей Республике. Будет проведена краеведческая викторина с привлечением болельщиков. Условия. Командам задается по 6 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 очко. Если команда не отвечает, она может воспользоваться помощью болельщиков.
Вопросы:
-
Старейший город Мордовии. (Темников)
-
К какой языковой семье принадлежит мордовский язык? (уральско – юкагирская)
-
Какова главная тема творчества народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова? (русская и мордовская деревня)
-
Каков год основания столицы РМ – г. Саранска (1641г.)
-
В каком субъекте РФ самая многочисленная диаспора мордвы ? ( Самарская область, 116,475 чел.)
-
Назовите фамилию нашего земляка, выдающегося флотоводца, адмирала, знаменитого тем, что не потерпел ни одного поражения, а с недавних пор и месточтимый святой Саранской Епархии (Федор Федорович Ушаков)
-
Ч то в переводе с мордовского означает «Умарина» (яблонька)
-
Каков год создания Мордовского национального округа (1928, 16 июля)
-
Что означает семь орнаментов в гербе Республики Мордовия? (количество городов в РМ)
-
Назовите село нашей республики, которое славится деревянными игрушками (Подлесная Тавла)
-
Назовите фамилию космонавта, уроженца Мордовии (Владимир Дежуров)
-
Назовите самый маленький по площади район РМ (Кадошкинский)
Подведение итогов. Награждение.
Заключение.
Человек! Ты часть природы – матери, любить которую органически, связывая себя чувством сопричастности к ней, твой гражданский долг.
Слышу я природы голос
Порывающийся крикнуть,
Как, и с кем она боролась.
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами
но чтоб были мы живыми,
мыслящими существами.
И твердит Природы голос,
в вашей власти, в вашей власти
чтобы все не распалось
на бессмысленные части
Напутствие.
Ты, человек чертами всеми,
Всей сутью духа своего
И выражаешь наше время
И отвечаешь за него.
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтоб вытерли паркет
И посмотрели косо в след
Или незримый прочный след
В чужой душе намного лет!
Задумайтесь над этим, дорогие ребята. Вы будущее нашей страны, нашей Мордовии.
Список литературы
1.Алексеев А.И., Николина И.И. География: Население и хозяйство России. М.: Просвещение, 2002
2. Дронов В.П., Ром В.Я. . География: Население и хозяйство России. М.: Дрофа, 2002
3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. М.: Вако , 2005
4. Пресняков В.Н., Логинова Н.Н. География Республики Мордовии. Саранск. изд-во Мордов. ун-та, 2005
5. Ямашкин А.А., Руженков В.А., География Республики Мордовия. Саранск, изд-во Мордов. ун-та, 2004