Голактионова Лариса Викторовна,
классный руководитель 10 «А» класса,
МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Воспитательная программа «Я – гражданин России»
(для учащихся 10 – 11 классов)
Воспитательная программа «Я — гражданин России»
(для учащихся 10-11 классов)
В настоящее время я являюсь классным руководителем 10 «А» класса, работаю в нём шестой год. В качестве положительных направлений в воспитательной работе коллектива класса в течение многих лет следует отнести использование коллективной творческой деятельности, стремление создать разнообразную развивающую среду для учащихся, достаточно высокую теоретическую и методическую подготовку классного руководителя в планировании, организации и анализе воспитательной работы, тесный контакт с родителями, учреждениями дополнительного образования. Учащиеся класса ежегодно добиваются победных и призовых мест в спортивных соревнованиях, творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и смотрах. Но есть ёщё в классе и проблемы, над которыми предстоит работать. Результаты диагностики, коллективные обсуждения, практические наблюдения выявили главную проблему в воспитательной работе класса. Она заключается в недостаточной направленности воспитания по формированию гражданского самосознания у каждого старшего школьника, освоение и реализацию им своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. А ведь главная задача школы- воспитать деятельного гражданина – гражданина Поэтому как классный руководитель вижу необходимость в моделировании и построении воспитательной системы для выпускника школы (3 ступень) «Я – гражданин России», так как я считаю, что именно системный подход является эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.
Цель программы:
Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
-
Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
-
Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
профессиональной дальнейшей учебы;
выполнения гражданских обязанностей;
успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
6. Вовлечение родителей и социума в совместную деятельность, направленную на создание благоприятных условий для развития гармоничной личности.
Пути решения поставленных задач:
В качестве научно-методического обеспечения выбран курс «Самосовершенствование личности», разработанный под руководством профессора Селевко Г.Г.
Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе. Ребёнка воспитывает всё, что окружает:
-
Школьная культура атмосферы
-
Стиль взаимоотношений
-
Словесные методы
-
Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
-
Творческая деятельность
-
Собственный пример
-
Опора на семью, семейные традиции, поддержку
Принципы построения системы воспитания в классе:
—принцип гуманизма;
-принцип индивидуальности;
-принцип открытости;
-принцип обратной связи;
-принцип сотворчества;
-принцип успешности;
-принцип деятельности;
-принцип свободы выбора;
-принцип привлекательности будущего дела.
В своей системе я выделяю основные направления воспитательной работы. Таковыми являются:
1 Традиционные школьные дела и мероприятия
2 Познавательная деятельность
3. Общественно полезная деятельность
4 Ценностно-ориентированная деятельность
5 Правовое воспитание
6 Экологическое воспитание
7 Духовно-нравственное воспитание
8 Художественное творчество
9 Спортивно-оздоровительные мероприятия
10 Работа с педагогически запущенными учащимися
11 Работа с родителями
12 Работа с центрами дополнительного образования.
Система воспитательной работы строится на следующих уровнях:
Работа с классным коллективом;
Работа с активом класса
Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса при взаимодействии учебной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Учебная деятельность: Факультативы, практические занятия, предметные недели.
Внеурочная деятельность: Работа социального педагога и психолога, самоуправление, школьные традиции, КТД, творческие игры, праздники
Внешкольная деятельность: Дом детского творчества, Детская школа искусств, Авиацентр «Сибиряк», Детская спортивная школа «Сокол», районная молодёжная организация «Молодая гвардия, сетевое взаимодействие школ округа, районный Дом культуры, музей.
Формы работы с детьми:
— индивидуальные (мероприятия);
— групповые (дела);
— массовые (игры).
Для выбора форм управления классом использую различные приёмы: педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики, учитываю возраст и особенности психологического развития учащихся,т.к. все учащиеся классы индивидуальны и нуждаются в личностно-ориентированном подходе, на первый план выдвигаю дифференциацию процесса обучения и воспитания с использованием самоанализа, самооценки и самокоррекции
Методы воспитания:
— убеждение – самоубеждение;
— стимулирование – мотивация;
— внушение – самовнушение;
— требование – упражнение;
— коррекция – самокоррекция;
— воспитывающие ситуации – социальные пробы;
— метод дилемле – рефлексия.
Формы работы с родителями:
— консультации, беседы (индивидуальные, групповые);
— посещение квартир;
— родительский комитет;
— родительские собрания, совместные мероприятия.
Концепция воспитательной системы “Я – гражданин России”
Основные направления работы.
-
«Я и Я»
Цель: Формирование гражданского отношения к себе.
Формы реализации: акции милосердия, клубы по интересам, конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте, тренинги общения, аутотренинги, тесты. Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей, вечера искусств. Художественные салоны, литературные и музыкальные гостиные. Кружки: хореографические, изобразительного искусства, музыкальные, прикладного и технического творчества; спортивные секции.
Предполагаемый результат: Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
2.«Я и моя семья»
Цель: Формирование гражданского отношения к своей семье
Содержание: Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки.
Формы реализации: Беседы, встречи (изучение семьи и её родословной). Совместные спортивные мероприятия ( учителя, дети, родители).Совместные мероприятия художественного плана (дети, родители, учителя).Концерты (для родителей).
Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви, семьи.
Конкурсы сочинений, презентаций :«Моя мама»», «Об отце говорю с уважением», «Родная семья»
Предполагаемый результат деятельности:
Сформировать у школьников понятия сущности социальных ролей:
настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;
настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
3.»Я и моя школа»
Цель: Формирование гражданского отношения к школе.
Содержание: Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
Формы реализации:
Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы.
Игры на развитие логики, памяти, внимания.
Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.
Анкетирование “Ваши профессиональные намерения”.
Выставки, ярмарки.
Предполагаемый результат.
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей.
4.»Я и моё Отечество»
Цель: Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Содержание: осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
Формы реализации.
Акции: “Моё Отечество”, “Посылка- солдату”, «Вахта памяти»
Вечера: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”, “ Я люблю тебя Россия”.
Конкурсы инсценированной военной песни, смотры строя и песни.
Спортивные праздники.
Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.
Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.
Уроки мужества, гражданственности и патриотизма.
Предполагаемый результат деятельности
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной и своим краем изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
5.»Я и культура»
Цель:Формирование гражданского отношения к искусству .
Содержание: Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии.
Формы реализации: Беседы на тему . (поэтические, музыкальные, театральные)Встречи с деятелями искусств. Поездки в театр. Театральные постановки. Кукольные спектакли
Предполагаемый результат: Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности
6.»Я и планета» :
Цель: Формирование гражданского отношения к планете.
Содержание: Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция.
Форы реализации: Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
Предполагаемый результат деятельности: Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.
В качестве научно-методического обеспечения воспитательной программы мною выбран курс «Самосовершенствование личности», разработанный под руководством профессора Селевко Г.Г.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Ожидаемые результаты программы — воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
—ответственной за судьбу своей страны, сопричастной к деяниям предыдущих поколений;
• способной к самореализации в пространстве российского государства, с активной жизненной позицией; знаниями и соблюдением норм правового государства;
•ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Предполагаемая результативность:
-
формирование коллектива единомышленников
-
освоение культурного пространства
-
формирование личности
Положительными результатами проделанной работы по этой программе считаю:
— повышение уровня воспитанности у моих учащихся.
-отсутствие правонарушениЙ
-повышение мотивации учения, рост качественной успеваемости
-высокая активность и результативность во Всероссийских интеллектуальных конкурсах.
-высокая активность и результативность в творческих конкурсах различных уровней : школьных, районных , областных.
Наблюдается, также, позитивная динамика внеурочной деятельности учащихся: активное участие во всех классных, школьных мероприятиях, класс занимает преимущественно первые места. Из внеклассных мероприятий больше всего ребят привлекают развлекательные мероприятия: КВНы, вечера, конкурсы, походы. Следует отметить, что дети не только участвуют в них, но и активно принимают участие в подготовке. В классе сложились некоторые традиции: «Огонёк именинников», «Осенний праздник», «Новогодний бал», праздники, посвящённые 8 марта, 23 февраля , осенний и весенний походы. Наблюдается высокий процент охвата учащихся в различных творческих объединениях : посещают кружки ДДТ , спортсекции ДЮКПФ «Сокол», ДШИ, клуб «Сибиряк», «Русская горница»,
Ребята класса принимают участие во всех проводимых спортивных соревнованиях различных уровней и занимают призовые места.
Психологический климат коллектива – решающее условие формирования психически здоровой и нравственно-активной личности ребёнка. За прошедший год можно отметить положительную динамику психологической атмосферы в классе . Данные социометрических исследований показывают стабильность межличностных отношений в классе, их устойчивость.
В основе классного самоуправления лежит коллективная творческая деятельность детей, учителей и родителей. Высшим органом является собрание, которое анализирует работу коллектива, ставит задачи, распределяет обязанности. Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик в классе отвечает за работу одного из семи центров, соответствующих семи цветам радуги.
Результаты диагностики по определению уровня развития самоуправления в классе (методика М.И. Рожкова) свидетельствуют о положительной динамике развития самоуправления в классе (увеличение степени сплочённости учащихся в самоуправленческую деятельность, организованности классного коллектива, включённости в дела общешкольного коллектива, ответственности учащихся за дела общешкольного коллектива).
Большая помощь в воспитательной работе с классом оказывалась родителями. В течение прошлого года было проведено пять родительских собраний, явка родителей на которые хорошая (80-100%). На собраниях, на заседаниях родительского комитета обсуждались и решались различные вопросы: организация горячего питания, проведение праздников, совместных мероприятий, организация летней практики, ремонт класса. В работе с родителями старюсь быть хорошим советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребёнка. Использую следующие формы взаимодействия: индивидуальные (консультации, беседы, посещения на дому) и групповые(родительские собрания, конференции, совместные мероприятия).Из совместных мероприятий наиболее удачными были : проведение праздника для мам и бабушек, посвящённого 8 марта, проведение Новогоднего представления в классе. В этом учебном году следует больше внимания уделить проведению совместных мероприятий, вовлечению родителей в жизнь класса и школы.
На сегодняшний день можно отметить следующие положительные результаты в совместной работе с классом:
-класс объединяет общая цель деятельности;
-достижение положительных результатов работы;
-увлекательно для большинства членов класса;
-класс активен, полон творческой энергии ;
-ребята стремятся общаться друг с другом;
-во время внеклассной работы ребята трудятся коллективно;
-класс имеет выход на школу, район, область.
Положительная результативность реализуемой программы свидетельствует о её эффективности и возможности использовании другими классными коллективами
Целевая направленность программы
-
Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
-
Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.
Реализация воспитательного взаимодействия
План воспитательной работы по программе “Я – гражданин России”
Мероприятия 1 четверти.
сентябрь | Октябрь | |
«Я и Я» | День безопасности Кл. час «Мы за безопасный образ жизни». | Кл.час «Кто я в этом мире?» Инструктажи: -при проведении школьных мероприятий; Беседа по профилактике травматизма (правила ДД, безопасности езды на мотоциклах и т.д.) |
«Я и семья» | -Памятки для родителей по обучению детей правилам безопасности Викторина для родителей «Юбилей НСО» Участие родителей в озеленении школьного участка |
Родительское собрание |
«Я и культура» | Посещение клубных мероприятий Беседы о внешнем виде учащихся | Поздравительные открытки ко «Дню учителя. |
«Я и школа» | Торжественная линейка «День знаний». Оформление классного уголка. Клас. собр «Мои обязанности и моё поручение»(Утверждение плана работы, выборы самоуправления) Выбор занятий во внеурочное время | Клас. собр. «Итоги 1 четверти» Проверка дневников. Беседы с учителями предметниками об успеваемости и поведении уч-ся. |
«Я и мое Отечество» | Права и обязанности школьника(школьный устав). | Подготовка буклетов, информационных материалов, посвящённых Году Российской истории. Участие в исторических конкурсах |
«Я и планета» | Организация дежурства в классе. Реализация школьного проекта «Сделаем школьный двор ещё лучше» Генеральная уборка класса. | Субботник по уборке класса. Беседа о красоте родного края. Кл. час «Кто я в этом мире?» |
«Я и мое здоровье» | День здоровья. | Беседы медицинской сестры Рейд «Забота» |
Мероприятия 2 четверти.
ноябрь | декабрь | |
«Я и Я» | Выставка рисунков, творческих работ «Моя мама-лучшая на свете». Акция «Международный день отказа от курения» Инструктажи: | Участие в акции, посвящённой дню борьбы со СПИДом Конкурс презентаций «Если хочешь быть здоров» |
«Я и семья» | Индивидуальные консультации с родителями, проведение систематического контроля за успеваемостью
| Родительское собрание |
«Я и культура» | Акция «Красота спасёт мир» | Праздник «Новый год в классе» Выпуск газеты к Новому году.
|
«Я и школа» | Рейд: «Твой портфель, как живётся в нём дневнику, книжкам и школьным принадлежностям» | Классное собрание по итогам 2 четверти Участие в праздничной почте «С Новым годом2
|
«Я и мое отечество» | День примирения и согласия Историческая игра «Великая история великой истории» | Экскурсия в школьный музей
|
«Я и планета» | Классный час «Планета Толерантности» | Рейд «Зелёные классы». Экология класса
|
«Я и мое здоровье» |
Кл. час «Вредные привычки» | Лекция –беседа медицинской Кл. час «Истории почти мертвецов» ( ко Дню борьбы со СПИДом) Участие класса в первенстве школы по баскетболу |
Мероприятия 3 четверти.
январь | февраль | март | |
«Я и Я» | Кл. час «Образованный человек – человек 21 века» — правила поведения в школе; -ПДД | Кл. час «Путь к успеху» | Персональные выставки учащихся. -гололёд;
|
«Я и семья» | Участие родителей в лыжной эстафете. Индивидуальные беседы с родителями. | Презентации «Профессии моих родителей
| Родительское собрание Участие родителей в игровой программе «Дочки-матери» |
«Я и культура» | Праздник в классе «Рождественские посиделки |
| Ты женщина, и этим ты права»
|
«Я и школа» | Конкурс фото –стендов «Школьная пора».
| Праздничная почта «День Святого Валентина!» | Кл. собрание «Итоги 3 четверти» |
«Я и мое Отечество» | Традиции празднования зимних календарных праздников | Посещение школьного музея Экскурсия в музей «Родник»
| 30 марта –День защиты Земли |
«Я и планета» | Кл. час «Молодёжные субкультуры» | Генеральная уборка класса | Подготовка к участию в озеленении школьного участка
|
«Я и мое здоровье» | Беседы «Разговор о правильном питании»» Беседы о зимнем травматизме Участи в соревнованиях по дартсу | Первенство школы по волейболу
| Лыжная эстафета. |
Мероприятия 4 четверти.
апрель | май | |
«Я и Я» |
| Участие в конкурсе чтецов «Мой край родной» Инструктажи6 -при проведении школьных мероприятий; -пожарная безопасность дома4
|
«Я и семья» | Заседание родительского комитета. Диспут «Бюджет семьи» |
Организация летнего отдыха Родительское собрание
|
«Я и культура» | Творческий конкурс на лучший рисунок – проект «Природа родного края глазами детей!»
| Участие в патриотических мероприятиях |
«Я и школа» | Кл. собрание «Твой дневник»(подведение итогов по ведению дневников) | Линейка «Последний звонок» Ученическое собрание «Итоги учебного года»
|
«Я и мое отечество» | День космонавтики. | Неделя боевой славы. Вахта памяти
|
«Я и планета» | День Земли. Неделя Экологии.
|
Кл. час «Урок безопасности» |
«Я и мое здоровье» | Беседа на тему «Всё о здоровом образе жизни» | День здоровья.
|
Список литературы:
Селевко Г.Г. «Самосовершенствование личности».
Рожков, П.В. Байбородова «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».
И.П. Иванов «Педагогика общей заботы».
Нормативные документы:
— Конституция РФ;
— Закон РФ «Об образовании»
— Всеобщая декларация прав человека;
— Конвенция ООН о правах ребенка;
— Письмо Минобразования РФ «О направлении минимального социального стандарта «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении общего образования» от 15 декабря 2002 г. № 30 – 51 – 914/16;
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 – ФЗ;
— Устав школы;
— Воспитательная программа МБОУ КСОШ №1
— Положение о классном руководстве;
— Должностные и функциональные обязанности классного руководителя.