МБОУ СОШ № 4 с. Сотниковское Благодарненский район Ставропольский край
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
подготовила
учитель истории и обществознания
Лысенко Любовь Фёдоровна.
с. Сотниковское
2013 г.
План.
-
Введение.
2. Методика написания эссе по обществознанию.
— роль эссе в выявлении интеллектуального развития выпускников
— основные требования к эссе
— рекомендации учащихся по написанию эссе
— достоинства эссе
— главное в эссе
3. Практикум: Отработка навыков написания эссе по обществознанию.
1. ВВЕДЕНИЕ. Время неумолимо набирает скорость, человеческие представления о самом себе и собственных возможностях также быстро меняются. Одна образовательная система сменяет другую. Во все времена общество стремилось повысить свой интеллектуальный потенциал. Мы живем в интересное время и противоречивое время, когда прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И сегодня, во времена господства научно-технического прогресса, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В формировании мировоззрения нового поколения носителям новых — «старых» ценностей — современной школе отводится ключевая роль. Однако в истории образования всегда присутствовал вопрос отбора эффективных педагогических приемов, адекватных для конкретного общества на конкретном этапе его развития. Современная система образования переживает сейчас определенный этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам нашего общества. При этом развитие образования по-прежнему не утрачивает своих главных качеств: здорового консерватизма и стремления к новому.
Развитие учебной деятельности у школьников требует обеспечения условий для их самостоятельности, творчества в освоении программного материала, требует пересмотра традиционных методик, ориентированных на транслирующую роль учителя в учебном процессе и репродуктивную деятельность учеников.
Новые подходы предусматривают внимание к внутреннему миру школьника, его интересам и потребностям, к обогащению его духовного потенциала, но необходимость обновления учебного процесса не означает отказа полностью от традиционных методов в обучении, которые результативны в контексте решения различных педагогических задач.
На современном этапе стали востребованными активные методики обучения, это связано с нарастанием объемов информации, массовым вовлечением населения в систему образования и необходимостью непрерывного обучения.
2. Методика написания эссе по обществознанию.
Характер учебного предмета, безусловно, влияет на специфические особенности экзаменационного испытания по нему. Ядром школьного курса «Обществознание» является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовыми для школьного обществоведческого образования являются науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной практической деятельности и другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.
Знания, приобретаемые в школе, должны обладать определенными качествами. Будучи адекватным отражением действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, знания должны быть не формально заученными, а осмысленными, насыщенными конкретным содержанием, систематичными, взаимосвязанными. Педагогическая наука давно пришла к выводу, что отличия содержательных знаний от формализованных проявляются в умении не только назвать и описать, но и объяснить изученные процессы и явления, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них.
Наиболее сложным, позволяющим выявить интеллектуальное развитие выпускника является задание, требующее написания в свободной форме краткого сочинения (эссе). Тематика этих микросочинений задается через афоризмы, лаконичные высказывания философов, ученых, писателей, общественных деятелей по тем или иным проблемам человека и общества. Учителя, родители интересуются: «Почему не задать темы этих эссе в виде названий, требующих изложений определенного содержания?» Для разъяснения этой позиции сравним два варианта формулирования подобных заданий. Первый: «Семья как социальная группа». Второй: «Семья — взаимное несение тягот и школы жертвенности» (Н. Бердяев). Очевидно, что в первом случае возможно свободное воспроизведение соответствующей темы курса. Во втором открывается простор для размышлений и изложения собственных позиций на базе соответствующего содержания курса и собственного жизненного опыта. Для экзамена по интегральному курсу важно, то что высказывания, предлагаемые на выбор, охватывают все базовые для этого курса науки и это дает возможность выпускнику проявить свои способности в той области обществознания, к которой он имеет наибольший интерес.
Темы сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей, что стимулирует экзаменуемых отказаться от непосредственного воспроизведения материла курса и строить ответ на собственных суждениях, умозаключениях, выводах. В ответе следует использовать соответствующие обществоведческой науке понятия и выводы и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Эссе по обществознанию должно: 1. Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, экономике, социологии и др.), к которой относится анализируемая проблема.
2. Содержать узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания.
3. Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней.
4. Содержать термины, понятия, обобщения, факт,, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа, проблемой.
5. Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, возможно парадоксальностью, небольшим объемом.
Рекомендации по написанию эссе:
-
Внимательно прочитайте высказывание.
-
Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).
-
Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.
-
Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.
-
Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
-
Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.
-
Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
-
Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».
-
В следующем предложении сформулируйте Ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание и сущность основной мысли.
Основная часть эссе — относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.
Тезис (то, что требуется доказать) аргументы (факты, примеры, доводы, суждения) + выводы (B силу каких доказательств тезис верен),
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе относится к жанру философской и публицистической прозы, сочетающему индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Поэтому форма изложения может бьггь достаточно свободной. Главное — привести аргументированные доказательства (опровержения) рассматриваемого тезиса. Как, правило, достаточно трех доказательств (опровержений) тезиса.
-
В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. Допустимо перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новый смысл.
-
Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
-
Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
К достоинствам эссе можно отнести:
-
наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)
-
включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
-
описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
-
наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
-
присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Эссе — должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. Не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции. Быть логичным и четким по структуре. Содержать убедительную аргументацию заявленной позиции. Демонстрировать осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов и обобщений. Главное — в эссе оценивается уровень приводимых суждений и аргументов.
И в заключении представлю сведения из опыта проверки эссе выпускников 2009- 2012 гг. Ставропольского края. В 2010-12 году значительно увеличилось количество учащихся написавших эссе, и мини-сочинения стали более содержательными, аргументированными. Но по-прежнему не все учащиеся определяют свою личную позицию: «Я согласен/ не согласен с данным мнением»; и «Я не могу согласиться с автором».
У одних выпускников в работах недостаточно или совсем не используются теоретические знания, обществоведческие понятия и выводы делаются на обыденном уровне. Другие работы очень объемны, в них очень много места отведено характеристике теоретических понятий; объем эссе — большой, но ученики или совсем не выражают собственную позицию или выражают аргументируют слабо, не выражая и не подтверждая её.
На все это и необходимо обратить внимание при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ, а именно:
— раскрытие проблемы в соответствии с обществоведческой наукой;
— использование знаний, полученных при изучении обществознания;
— ясно и аргументировано выражать собственное понимание проблемы и личное отношение к ней.
3. Практикум: Отработка навыков написания эссе по обществознанию.
Ход урока
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,
ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами».
(Лессинг)
Время
Содержание деятельности
Цель
Организационные формы
Действия учителя
Действия учеников
2 мин.
Вступительное слово учителя.
Мотивация учащихся, эмоциональный настрой на урок.
Фронтальная.
Обращается к эпиграфу урока.
— Какой смысл скрыт в этих словах автора?
Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.
Высказывают точки зрения.
5 мин.
Знакомство с критериями оценивания эссе.
Формирование представления о содержании верного ответа и указаниях к оцениванию.
Фронтальная.
Обратимся к Спецификации.
— Сколько всего времени отводится на выполнение экзамена?
— А на написание эссе?
— Чем это можно объяснить?
— Сколько максимально баллов вы сможете заработать на эссе?
— Конкретизируйте, сколько баллов и за что вы можете получить?
— Как же написать эссе по обществознанию?
Изучают Спецификацию ЕГЕ по обществознанию, поочерёдно отвечают на вопросы учителя.
5 мин.
Знакомство с Памяткой по написанию эссе (см. Приложение № 1)
С помощью рекомендаций памятки помочь учащимся в освоении навыков написания эссе.
Фронтальная.
Задаёт вопросы на понимание Памятки.
— Что такое эссе?
— Что называется проблемой?
— Перечислите виды проблем.
— Какой может быть структура эссе?
— Как достигается эмоциональность эссе?
— Что такое клише?
Изучают Памятку, отвечают на вопросы учителя.
5 мин.
Практическая работа: найти соответствие между проблемой и темой (см. Приложение № 2)
Отработка навыков определять проблему
Индивидуальная, при проверке задания — фронтальная.
По необходимости оказывает консультации.
В раздаточном материале находят соответствия между проблемой и темой, проверяют выполненные задания.
10 мин.
Практическая работа: сформулировать проблему по заданной теме (см.Приложение № 3)
Отработка навыков формулировать проблему
Индивидуальная, при проверке задания — фронтальная
По необходимости оказывает консультации.
В раздаточном материале к заданной теме пытаются сформулировать проблему
15 мин.
Анализ эссе (см.Приложение № 4)
Отработка навыков определения композиции эссе
Индивидуальная, при проверке задания — фронтальная
По необходимости оказывает консультации.
В раздаточном материале находят, пользуясь Памяткой, все элементы эссе
15 мин
Россыпь: даны фрагменты текста эссе, из разрозненных кусочков необходимо составить целостный Индивидуальная, при проверке задания — фронтальная текст
(см.Приложение № 5)
Отработка навыков построения композиции эссе
Индивидуальная, при проверке задания — фронтальная
По необходимости оказывает консультации.
Из разрозненных фрагментов эссе составляют целостный текст
20мин.
Нахождение ошибок в тексте (см.Приложение № 6, 7, 8)
Умение видеть ошибку в тексте эссе
Индивидуальная, групповая, при проверке задания — фронтальная
По необходимости оказывает консультации.
Индивидуально знакомятся с текстом эссе, затем, разбившись в группы, обсуждают возможные ошибки
3мин
Подведение итогов урока, запись домашнего задания
Выявить отношение учащихся к данному уроку, его эффективности
Фронтальная
Беседа с учащимися.
-Насколько целесообразно использование данной Памятки при написании эссе?
-Как относятся к теме сегодняшнего урока слова Лессинга, взятые эпиграфом урок.
-Об уровне освоенности данной темы будут свидетельствовать эссе, которые вы напишите дома.
Участвуют в беседе, записывают домашнее задание.
Список использованной литературы и источников:
1. Сурнина Елена Михайловна. Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе http://area7.ru/metodic-material.php?6755
2. Глебова О. В. Учебное занятие ХХI века: методологические основы, современные требования, резервы качества // http://mou54.chel-edu.ru/p38aa1.html
3. http://www.philosophydic.ru/znanie
4.ГИА-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Ю. Лазебниковой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
5.ГИА-2013. Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
6. Методические рекомендации по написанию эссе http://www. hse.spb.ru/edu/ recommendations/ essay-2005.phtml