Текст слайда: Древние корни народного искусства Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Древние образы народного искусства 5 класс, I четверть
Текст слайда: Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Текст слайда: Народное искусство развивается на основе традиций и преемственности. Традиции – глубокая преемственность в народном творчестве, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, навыки, правила.
Текст слайда: Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.
Текст слайда: “Не земля родит, а небо” Солнце
Текст слайда: Конь Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.
Текст слайда: Конь (красный — день, черный — ночь) Прялка Верхняя Тойма Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (лицо) Дерево, резьба, роспись Из собрания автора Конник (Конник-солнце) Прялка Верхняя Тойма, Северная Двина, 19 в. Фрагмент лопаски (оборот) Дерево, резьба, Роспись Из собрания автора
Текст слайда: Конник (тянитолкай) Вышивка Фрагмент полотенца Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Льняное полотно, х-б нити http://www.latynin.ru/books/folkartpics/folkartpics3.html
Текст слайда: Какой смысл вложил народный мастер в украшение лопасти прялок?
Текст слайда: Вода, дождь О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.
Текст слайда: Русалки Русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.
Текст слайда: http://www.silaev-ag.ru/dict/142 КОЛОВРАТ Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.
Текст слайда: Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Текст слайда: Птица Орнамент.Вышивка Фрагмент полотенца. Каргополь, Олонецкая губ., 19 в. Фрагмент . Льняное полотно, х-б нити
Текст слайда: Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Жавороночки. Перепелушки. Птички-ласточки! Прилетите к нам' Весну ясную, Весну красную Принесите нам.
Текст слайда: Сирин
Текст слайда: Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Текст слайда: Засеянное поле В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Текст слайда: Мать сыра-земля «От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!» «Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!», «Как не добёр кто, а все не добрей Матери-Сырой-Земли: всяк приючает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» «Всякому человеку — и доброму, и худому — земля даст приют!», «Нужна рыбе вода, а птице вольная ширь поднебесная, а человеку — нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, — умрёт, и то в неё уйдёт!» «Кому земля — мать родная, кому — родимая матушка, а кому и мачеха; да всё, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит — к себе возьмёт, на вечные веки приголубит!», «Корми — как земля кормит; учи — как земля учит; люби — как земля любит!».
Текст слайда: Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю
Текст слайда: Л.В. Кукарева, учитель изобразительного искусства МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл