Урок для 10 класса на тему «Этапы развития исторического знания»
Тип урока: урок ознакомления учащихся с новым материалом
Цели урока:
Раскрыть особенности познания истории общества в дописьменную эпоху;
Объяснить значение мифологии в объяснении происхождения мира и человека;
Охарактеризовать особенности исторических воззрений философов античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Воспитание интереса к изучению исторического прошлого.
Развивать мышление, память, речь учащихся, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование урока: Учебник для 10 класса «Всемирная история» Н.В.Загладин, презентация «Этапы развития исторического знания», комплект карт
Содержание и приемы работы преподавателя | Содержание и приемы работы с учащимися | |
I. Организационная часть (2 минуты)
| сообщение темы, целей, задач урока и мотивации учебной деятельности; |
|
II. Проверка имеющихся представлений учащихся об источниках исторического знания (4мин.)
| Вопросы учащимся: — Что изучает наука история — Каким образом люди получили информацию о прошлом — Знаете ли вы историков древности и современности? — Что такое исторический источник? — Перечислите виды исторических источников? — Перечислите периоды мировой истории.
| Актуализация знаний полученных раннее |
III. Переход к изучению нового материала (5 мин.)
| подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; (повторение периодизации — см. презентация стр. )
| Работа с содержанием презентации – записываем хронологию и основное содержание каждого периода |
IV. Изучение нового материала ( 20 минут) |
Познание окружающего мира заключается не только в приобретении знаний о естественных законах существования, но и в поиске и воссоздании истории человечества. Этот вопрос всегда интересовал людей и порождал аналитиков и исследователей, которых мы называем философами и историками (см. презентация стр.) Самые древние знания передавались устно. С появлением письменности события стали записываться. Большое влияние оказывали на древних историков господствующие религиозные воззрения (см. презентация стр.)
Первым историком признано считать Геродота (см. презентация стр. ) В то время четкого разграничения наук еще не было и описание прошлого включало в себя сведения из разных областей жизни, сопровождалось философскими рассуждениями, не было четкого различия между реальными фактами и фантазиями авторов (см. презентация стр. )
В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказала религия. Грамотой владели, в основном, служители церкви (см. презентация стр. ) С изобретением книгопечатания (XV век) начинается новый этап в развитии исторической науки (см. презентация стр.) В XVI — XVII веках выстраивается стройная, но не бесспорная картина всемирной истории ( см. презентация стр.) Складываются критерии научности исторический знаний – от историка требовался объективный анализ исторических фактов, подтвержденный документами (см. презентация стр.) В XVII – XVIII вв. интерес к прошлому значительно возрос: — эпоха Великих географических открытий открыла новые страны и континенты, что пробудило интерес к другим народам и их истории — наступило время значительных перемен, а история должна была определить причины этих изменений — складывающаяся идеология государств, требовала исторического обоснования своего права на власть ( см. презентация стр.) Эпоха Просвещения благотворно сказалась на развитие исторического знания. В XIX веке выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Окончательно закрепился научный подход изучения истории: — принцип историзма — принцип объективности (см. презентация стр.)
В XX веке наблюдалось динамичное развитие исторической науки. Кроме истории Европы стала активно изучаться жизнь стран и народов других континентов, специализация историков становиться все более узкой (см. презентация стр. Многообразию подходов к изучению истории способствовало развитие общественных наук (политология, социология, экономика) (см. презентация стр.) Утверждение в России демократических порядков развернуло процесс переосмысления прошлого (см. презентация стр.) |
|
V. Закрепление и систематизация полученных знаний (8 минут)
| 1. Перечислите этапы истории человечества 2. Назовите историков древности 3. В чем особенности освещения событий древности? 4. Какие особенности изучения истории в период Средневековья? 5. Какие особенности изучения истории в период Нового времени? 6. Какие особенности изучения истории в период Новейшей истории? 7. Какие изменения в освещении родной истории произошли в России в период демократических перемен? 8.Насколько, на ваш взгляд, объективна современная историческая наука?
|
|
Подведение итогов урока (3 минуты) | Корректировка первичных знаний учащихся, выставление оценок активным участникам закрепляющего задания. Итоговое слово учителя: Современное видение истории чрезвычайно разнообразно, часто тенденциозно. Большое количество фактического материала порождает многообразие точек зрения. Современные историки продолжают расширять горизонты исторического знания. |
|
Домашнее задание (3 минуты) | П.1, выучить, подготовиться к тестированию, подготовить сообщения, либо мини-презентации о философах прошлого(по желанию) – Аврелий Август, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, Гегель, К.Маркс, Вебер. |
|
Список литературы:
Учебник для 10 класса «Всемирная история» Н.В.Загладин
Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5 – 11 кл. М., 2006.
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах.