Текст слайда: Формы организации учебного процесса Лекция 6
Текст слайда: Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий состава участников целей методов и средств обучения последовательности видов деятельности учащихся способов управления содержания
Текст слайда: Выделяют следующие формы обучения: Групповые Индивидуальные Коллективные Фронтальные Парные Школьные Внешкольные Внеаудиторные Аудиторные Внеклассные Классные
Текст слайда: Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия
Текст слайда: А.В. Хуторской выделил следующие группы организации занятий Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение и самообучение Коллективно-групповые занятия: уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты
Текст слайда: Урок Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы Различают по: — содержанию и способу проведения; — логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса; — цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; — преобладающему компоненту урока; — дидактической цели
Текст слайда: Исходя из дидактической цели выделяют следующие виды уроков: . уроки комбинированные (смешанные) уроки изложения нового материала уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков уроки закрепления изученного материала
Текст слайда: Плюсы — четкая организационная структура; — удобство управления деятельностью класса; — возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; — стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; — тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; — эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; — экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся Минусы — ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; — трудность учета индивидуальных особенностей учеников; — одинаковый темп и ритм работы; — ограниченное общение между учениками
Текст слайда: Нестандартные уроки — уроки-«погружения»; — уроки-деловые игры; — уроки-пресс-конференции; — уроки соревнования; — театрализованные уроки; — уроки-конкурсы; — уроки-игры; — уроки-концерты; — уроки-«мозговые штурмы» и др.
Текст слайда: Лекция — это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации вводные установочные Виды лекций текущие заключительные обзорные
Текст слайда: Семинар является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога. Экзамен – форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся. Зачет – форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности. Консультация – форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.
Текст слайда: Вспомогательные формы обучения Учебная дискуссия Конференция (учебная) Факультативные занятия по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранных язык); — по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции. В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.