Текст слайда: « Господин Великий Новгород» Выполнил: ученик 11 А класса Санникова Юлия Эрвиновна
Текст слайда: О бранный витязь! Ты печален, Один, с поникшей главой, Ты бродишь, мрачный и немой, Среди могил, среди развалин: Ты видишь в родине своей Следы пожаров и мечей. Ученые установили, что Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положению. «Господин Великий Новгород», город, где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.
Текст слайда: Цель работы: Ознакомиться с историческим развитием культуры Великого Новгорода.
Текст слайда: История новгородской Руси Новгородская Русь – это огромная территория, простершаяся от Балтики до Ледовитого океана и Урала. История формирования новгородского княжества уходит в отдаленные времена: славяне-земледельцы, спасаясь от набегов степняков, постепенно продвигались на север, медленно осваивая зону лесов Восточной Европы. В пограничье поселений славянских и угро-финских племен возникали древние русские города – Псков и Изборск близ Чудского озера, Новгород на реке Волхов, Белоозеро, Ростов.
Текст слайда: Культура Великого Новгорода. Архитектура. Характерным для Новгорода было строительство большого количества каменных приходских церквей, небольших, разбросанных по посаду. Существенной особенностью храмов Новгорода была техника кладки из грубо отесанного волховского плитняка, с добавлением валунов и частично кирпича, на растворе извести с песком.
Текст слайда: Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличники- все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям мужественных и неунывающих новгородцев, уверенно смотрящих в будущее. Пластичность и красота асимметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.
Текст слайда: С татаро — монгольским нашествием в Новгороде на несколько десятилетий замирает культурная жизнь, прекращается строительство новых храмов. Лишь с конца XIII в. вновь появляются стимулы к осуществлению творческих замыслов.
Текст слайда: Иконопись и фрески Красота и самобытность храмовых одноглавых богатырей, прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством — иконописью и фресками. XVI в. стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи. Иконописцы местной художественной школы научились уверенно сочетать высокие установки византийско- славянской культуры с собственным опытом и обогащенными временем представлениями о духовной красоте. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30-е гг. XIV в.- после 1405).
Текст слайда: Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. А еще обращает на себя внимание динамичное начало, придающее росписям жизненную достоверность. Известно, что живопись новгородских церквей пострадала более всего от разорительных воин и пожаров.
Текст слайда: Подобно другим русским землям, в Новгороде развивалось и народное музыкальное творчество, и храмовое пение. Самым ярким героем новгородского фольклора стал легендарный гусляр и купец Садко, побывавший на дне морском и пленивший своей игрой сердце Морской царевны. Богатые горожане не жалели денег и на развитие профессионального церковного пения. К XVI в. в новгородских храмах сложилась прекрасная школа распевщиков, многие из которых потом перебрались в Москву, где выпестовали новое поколение знатоков хорового искусства. Музыкальное искусство Великого Новгорода
Текст слайда: Символом музыкального Новгорода на все времена стало звучание колокола. Позднее колокол-набат стал считаться неотъемлемым атрибутом новгородской вольницы. Преданье ль темное тайник взволнует груди, Иль точно в звуках тех таится звук иной, Но, мнится, колокол я слышу вечевой… И звучным голосом он снова загудит, И в оный судный день, в расплаты час кровавый, В нем новгородская душа заговорит Московской речью величавой. А.А.Григорьев
Текст слайда: Развитие культуры Великого Новгорода — самобытна и своеобразна. Она на прямую связана как с эпохой, так и с географическим расположением города. В данной работе рассматривались направления художественной культуры. Рассматривалось «художественная деятельность» — процесс создания, сохранения, восприятия, оценка произведений искусства. Высокое искусство объединяет людей, ибо относится не только к национальным, но и к общественным особенностям.