Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
1) Сообщение учащегося о жизни и творчестве И.А.Крылова (слайд №1,3).
2) Беседа по вопросам:
-что помогло Крылову стать начитанным, образованным человеком?
— в каких видах творческой деятельности проявил себя И.А.Крылов?
-какие басни Крылова читали ранее? О чем они?
-какова основная цель басни?
-современником каких исторических событий был И.А.Крылов?
3.Объяснение нового материала
-
Слово учителя.
(Слайд №2).
Исходя из целей урока, давайте определим, какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно? (ответы учащихся).
Прежде, чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним основные понятия, необходимые для анализа (ответы учащихся)
(Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши на экране: басня …
аллегория …мораль …олицетворение …слайд №4).
У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне».
2)Самостоятельное чтение (про себя) истории создания басни.
3)Пересказ учащимися прочитанного текста.
4)Словарная работа – объяснить значение слов:
Овчарня, псарня, хлев, псари, ахти, с дубьём, расчесться, ловчий, мировая, гончие.
5)Прослушивание аудиозаписи.
5.Физ.минутка.
6.Закрепление нового материала.
1)Самостоятельное чтение басни вслух.
2)Анализ басни.
Назовите главных героев басни «Волк на псарне».
Как автор применяет в басне приём олицетворения?
Почему именно Волк?
Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?
Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?
А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?
Что испытал Волк, попав в псарню?
Почему автор называет Волка хитрецом?
С какой интонацией надо читать слова Волка?
Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
Как будем читать за Ловчего?
Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню?
А в каких словах содержится мораль басни?
3) Работа с иллюстрациями к басне (слайд №5,6).
Кого автор изобразил на иллюстрации? Как автор относится к изображаемым персонажам?
Герои басни в иллюстрациях: кого изобразил художник Е.Рачёв? Как изобразил? Какой эпизод на второй иллюстрации? Здесь тоже сатирически показаны герои? Сравните эту иллюстрацию с произведением А. Лаптева.
4) Устное рисование.
(Ученики в качестве иллюстраторов).
Как вы представили персонажей басни? Оценивать ваши работы будет автор – Иван Андреевич Крылов. Подумайте, понравились бы ему ваши работы, если бы он их увидел?
5)Проверка знаний по теме (слайд №7,8,9,10,11).
Итак, вы хорошо разобрались в идее этого произведения? А теперь проверим свои знания басни «Волк на псарне» (небольшой тест-самопроверка).
6.Домашнее задание (по выбору учащихся):
-выразительное чтение басни «Волк на псарне»
-или творческое задание: аппликация; поделка (из природного материала, из пластилина).
6.Итог урока