Текст слайда: Выполнили – ученицы 7 «Л» класса Поварницына Юлия, Насибуллина Эльмира. Руководитель – учитель русского языка и литературы Гвоздикова Елена Ивановна. «Современный семиклассник: попытка речевого портрета. Лексический уровень.» Исследовательская работа по русскому языку.
Текст слайда: Объект исследования Устная речь и материал анкетирования современных семиклассников школы № 97 города Ижевска.
Текст слайда: Особенности современного лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных семиклассников. Предмет исследования
Текст слайда: Описать и проанализировать речевой портрет учащихся седьмых классов современной городской школы с лексической точки зрения. Цель работы
Текст слайда: Задачи: Изучить работы, посвящённые исследованию речевого портрета в современной лингвистике. Проанализировать лексикон современного семиклассника и выявить его особенности. Показать особенности речевого поведения современных семиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).
Текст слайда: Методы исследования Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.
Текст слайда: Диктофонные и ручные записи, неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате исследования метода «устное интервью», записи спонтанной устной речи школьников, записанной во внеурочное время, а также метод истолкования слов. Материал для исследования
Текст слайда: Особенности лексикона современных семиклассников Для лексики современных семиклассников свойственны единицы таких форм речи как просторечие, жаргон (школьный сленг), обыгрывание иностранных слов, употребление слов-паразитов и сознательное сниженной лексики.
Текст слайда: Жаргон
Текст слайда: Результаты анкетирования Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?
Текст слайда: Результаты анкетирования Девочки Мальчики
Текст слайда: а) снятие напряжения; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; в) способ сломать стереотип общения. Девочки Мальчики С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
Текст слайда: а) снятие напряжения; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; в) способ сломать стереотип общения. Общие результаты
Текст слайда: Просторечная лексика Просторечные слова употребляют практически все школьники, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется школьниками в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последнее время отмечается её употребление в официальной обстановке (на уроках).
Текст слайда: Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты? Девочки Мальчики Слова-паразиты
Текст слайда: Общие результаты
Текст слайда: Употребление иностранных слов Считаете ли вы русский язык родным?
Текст слайда: Выводы В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация. Молодёжная речь подобна его носителем: резкая, громкая, дерзкая. Она результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
Текст слайда: Выводы 2. Немалую роль в современном лексиконе семиклассников занимают слова – паразиты. Семиклассники употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто семиклассники начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка», «междометизации речи».
Текст слайда: Выводы 3. Речь семиклассников легко вбирает в себя слова из разных языков. Иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных семиклассников, являются частью лексикона, яркой его особенностью, поскольку некоторые из них уже давно проникли в русский язык. С одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой утрачивается его самобытность и неповторимая красота.