Текст слайда: Тема урока Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Текст слайда: Цель урока: знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыка написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Текст слайда: Проверка домашнего задания От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
Текст слайда: упр.98 Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший
Текст слайда: Вопрос: Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме? Исправьте ошибки.
Текст слайда: повторение 1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение) 2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению? -К I спряжению?
Текст слайда: Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).
Текст слайда: выписать глаголы, объяснить их окончания Труд все побеждает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
Текст слайда: В написании суффиксов каких причастий необходимо знать спряжение глаголов, от которых они образованы? ( Действительных причастий настоящего времени) — Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
Текст слайда: Самостоятельная работа. 1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения, 2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения. (Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями.)
Текст слайда: Проверка От II спр.- дышащий зноем вечер пенящийся поток строящийся дом хвалящийся достижениями От I спр. – Стелющийся туман шепчущийся камыш распускающийся цветок борющийся со стихией корабль
Текст слайда: Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов: прекрасный — приставку описать – приставка доля-корень потчевать — суффикс колющегося– суффикс синеющий — окончание
Текст слайда: Преодолевающий С полученным словом составьте словосочетания, предложение. — Произвести синтаксический разбор предложения.
Текст слайда: С полученным словом составьте словосочетания.
Текст слайда: Произведите синтаксический разбор предложения. Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
Текст слайда: Проверка Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни. (Повествовательное, невосклицательное., простое, распраненное, двусоставное, осложнено прич.оборотом)
Текст слайда: Изучение нового материала Анализ материала на стр.39 Чтение материала на стр.40
Текст слайда: Работа с комментированием прикрывать(1спр.)- прикрываемый Решать Отправлять- Возводить Сооружать Оберегать Видеть
Текст слайда: Вывод. Работа с учебником: Упражнение 101 — устно
Текст слайда: Закрепление Образовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени. Образец: Обрабатывать(1спр. – обрабатываемый, слышать (2спр., искл.) –слышимый. Составлять Освещать Возводить Посылать Видеть Сооружать
Текст слайда: Замените действительные причастия настоящего времени страдательными Образец. Российские солдаты, охраняющие границу.- Граница, охраняемая российскими солдатами. 1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров. (Индивидуальная работа )
Текст слайда: ОТВЕТ 1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.
Текст слайда: Вывод. При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
Текст слайда: Итог урока С какими причастиями мы познакомились сегодня? В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется: буква е , если … буква и, если …
Текст слайда: Домашнее задание. Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику. Выполнить упр.104