Сценарий урока кубановедения по теме «Ты и твоё имя.»
Рисунок 1 – Генеалогическое древо ученика Кочетова И.
III .Выявление места и причины затруднения. Исторически сложилось так, что современная Кубань стала домом для многих национальностей. Сколько национальностей проживает в крае?( В крае проживает более 120 национальностей). Это русские, украинцы, белорусы, адыги, армяне, греки и многие другие. В каждой национальной семье обязательно есть дети, при рождении которым дают имя (открываю на доске рисунок с изображением детей и надписью имен всех национальностей) (рис. 2).
Слайд 4 Рисунок 2 – Имена детей разных национальностей
Слайд 5. Онома – в переводе с греческого означает имя. А наука, изучающая имена людей, — антропонимика. Откуда же пришли к нам имена? Слайд 6 -7, 8 , 9, 10, 11. В истории выделяются три этапа возникновения имен: а) дохристианский, когда использовались самобытные имена, называли людей по характерным признакам или внешним особенностям. Например: Светлая – беленькая, Чернава – черненькая, Пискун – пищал, Прыгун – очень подвижный. -Ребята, как вы считаете, по каким чертам характера называли детей? -(По чертам характера: Добр, Храб, Молчак, Умник, Несмеян). Порядком рождения называли: Первой, Вторуня, Третьяк. Временами года: Весняна, Зимушка, явлениями природы: Метелица, Снежок. б) христианский – в 988 г. Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Поэтому на Русь попали многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих, древнеримских и древнееврейских. в) этап после Великой Октябрьской революции, 1917 г. Имена в этот период были имятворческие, то есть придумывали и называли в связи с переменами и событиями, связанными в жизни. По обычаям адыгов, мальчика называли именем дедушки или доблестного джигита, а девочку именем бабушки или счастливой красивой женщины. IV . Построение проекта и выхода из затруднения. Православные люди дают своим детям имена в честь какого то святого, по церковному календарю. Вот как это было: (стихотворение читает ученица)
Был в старину такой обычай Несли младенца в церковь Там в страницы святцев, пальцем тыча, Поп имена давал по дням Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким Но если в день Иеронима, То хошь, не хошь – Иероним!
А теперь послушайте еще одно стихотворение нашего кубанского поэта В. Неподобы, называется «Мое имя». В классе у нас есть девочка, которая носит очень древнее старое имя, причем персидское, в переводе означающее «сильная», «побежденная». Вот она и прочтет нам это стихотворение.
Я живу в большущем доме. Есть в нем Кати, Вали, Томы, Роза есть и Зульфия, Есть и Даша – это я! Мне подружка отвечает: — Я не знаю, что оно, имя Даша означает, Только старое оно! Оторвавшись от мопеда, Разъясняет старший брат: — Дарья – дар, подарок это, А подарку кто не рад?! Слайд 12. Тайна вашего имени. Ребята, у вас у всех такие прекрасные имена. Так назвали вас родители. Давайте еще раз познакомимся с вами и узнаем, что означают ваши имена. (дети по очереди встают и называют свои имена, а учитель – значение этого имени) Слайд 13. Греческие: Старо-церковные: Елена – сверкающая Маргарита – старинное имя Анастасия – воскресение Ульяна – стар. Иулиания Александр – защитник людей Мария – древнеперсидское Василий – царский Дарья – сильная, побежденная Павел – рим. малый Игорь – стар. древнерусс. Евгения – благородная Анатолий – старое Дмитрий – плодородие Деметры, Вадим – стар., древнерусс. от греч. богини Древнееврейские имена: Михаил – равный Богу Иван – дар Бога Слайд 14. Имя – личное название, даваемое человеку при рождении. Слайд 15. А вы знаете, что такое именины? Именины – праздник имени, день памяти святого, имя которого вы носите. Святцы – список христианских святых и праздников в календарном порядке. Слайд 16. А вы знаете, как называли детей в царских семьях? (Иван, Александр, Николай, Павел, Мария, Анна) Слайд 17.В прошлом веке в купеческих семьях называли так своих детей: Тит, Гордей, Фома, Федул, Фрол, Дарья, Марья. Слайд 18.В монашеских семьях: Варлам, Евлампий, Фотий. Слайд 19.Как вы думаете, как называли детей в крестьянских семьях? (Гаврила, Арина, Матрена, Емельян, Фекла, Прасковья) У нас на Кубани часто употребляют имена в народно-разговорной форме. Как вы считаете, с чем это связано? (это связано с тем, что много проживает казаков-переселенцев из Запорожья и Дона). V . Реализация построения проекта. Слайд 20.Работа в парах. (карточки).Прочитайте имена и попробуйте назвать их на русском языке. Например: Мыкола, Мыкыта, Мыхайло, Евдоха, Параска. Слайд 21.Проверяем. А как сегодня мы употребляем эти имена в литературной форме? (Николай, Никита, Михаил, Евдокия, Прасковья) VI . Первичное закрепление. Слайд 22. Работа в группах. На доске написана пословица: «Нэ имя красэ людыну, а людына имя». Прочитать и объяснить. (Не имя красит человека, а человек имя. Каждая группа вслух объясняет значение этой пословицы). Слайд 23-24. Физминутка.
Рисунок 3 – Изображение памятника Е.Ф. Степановой, г. Тимашевск
Слайд 25 -26- 27 Ребята, чем знаменито на Кубани имя Епистимия? Это очень редкое, малоизвестное старое имя. (Так звали мать девяти погибших сыновей в годы Великой Отечественной войны в г. Тимашевске) (рис. 3, 4). Рисунок 4 – Погибшие в годы ВОВ сыновья Е.Ф. Степановой
Слайд 28.Что означает дата «30 сентября»? (в этот день отмечают именины «Вера, Надежда, Любовь» — три созвучных древнерусских имени) Вера – верить в доброе. Надежда – на хорошую жизнь, счастливое будущее. Любовь – не только к родным, близким, но и к своей родине. VII . Включение в систему знаний и повторения. а) Работа с учебником (самостоятельное чтение и анализ прочитанного). Взаимопроверка. Слайд 29. б) Работа в парах. Игра «Найди пару». (На карточках даны имена: Лера, Саша, Сергей, Кирилл, Марина, Серёжа, Александр, Валерия, Лиля, Лилия) Слайд 30. в) Индивидуальная работа с ромашками (написать на лепестках, как ласково произносят ваше имя родные, близкие и друзья). Выборочное чтение имен (рис. 5).
Рисунок 5 – Работа выполненная ученицей Ляшенко М.
VIII . Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка. — Назовите 3 этапа возникновения имен? — Понравился ли вам урок? — Что нового и интересного вы узнали для себя? Слайд 31 – 32. I Х. Домашнее задание. Подготовьте информацию: какие древнерусские, старинные имена есть в вашей родословной? Спросите у родителей, бабушек, дедушек. Выпишите в тетрадь.
Список литературы Учебник «Кубановедение» 3 класс, автор – составитель Е.Н. Ерёменко, М.В. Мирук, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич; издательство « Перспективы образования» 2012 г. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006. «Что в имени твоём?», автор В.В. Лещинская, издательство: Владимир, 2007 год. «Календарь имён и дат» , автор И.В. Мельников, издательство: Росмэн – Пресс. 2007 год.