План-конспект урока литературы в 7А классе
Учитель: Баженова Анна Александровна
Дата проведения: 19.03.2010 г.
Тема урока: Творчество А. Чехова. Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»
Вид урока: Урок анализа текста.
Цель урока: познавательная – углубление понятий о юморе, сатире, псевдониме, о жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;
практическая – проведение анализа сюжетно-композиционных особенностей рассказов «Хамелеон» и «Злоумышленник»; формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;
общепредметная – на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказать автор своими рассказами; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видеть главное.
Оборудование:
-
Учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса. В 2 ч. Ч.2./авт.-сост. В.Я. Коровина;
-
Портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказам, материал, презентуемый с помощью проектора.
Литература и источники:
-
Коровина В.Я.Литература. 7 класс. Методические советы;
-
Фонохрестоматия по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 7 класс.
-
Золотарёва И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс;
-
Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках;
-
Журнал «Литература в школе» №1,2000 г., статья Э.Ф.Володина «Злоумышленник» А.П. Чехова. О двух системах миропонимания»
-
http://school-collection.edu.ru/
-
http://www.uchportal.ru/
-
http://www.a4format.ru/
-
http://tv.wep.ru
План урока.
-
Организующее начало. (1 мин)
-
Повторение изученного. (10 мин)
1. Объявление темы и цели урока.
2. Проверка знаний по биографии и творчеству писателя, по жанру рассказа.
-
Анализ рассказа «Злоумышленник». (10 мин)
-
Анализ рассказа «Хамелеон». (18 мин)
-
Просмотр видеофрагмента (3 мин)
-
Заключение. (3 мин)
-
Подведение итога урока.
-
Задавание на дом.
Ход урока
1. Организующее начало. (1 мин)
Литературные загадки.
С буквой «Я» — это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» — то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты. (Стихия — стихи)
На церкви ПЕРВАЯ блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть ВТОРАЯ,
Народ её весь выбирает.
А ТРЕТЬЮ в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте. (Глава.)
Её поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают. (Ода.)
2. Повторение изученного
— Тема нашего сегодняшнего урока: Творчество А.П. Чехова. Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник».
Цель урока – познакомиться с этими произведениями, проанализировать и разобраться в них.
Эпиграф к нашему уроку я записала на доске, а вы запишите его себе в тетрадь:
Я хотел только честно и откровенно сказать людям:
посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте.
А.П. Чехов
— Итак, ребята, что вы знаете о Чехове? Кто он такой? В каком веке жил?
(Прошло уже 150 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира.
Антон Павлович Чехов родился в17 января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши, как звали его в семье, было 4 брата и сестра. Жизнь семьи была трудной. Поэтому 16-ти летний Антон зарабатывал себе на жизнь частными уроками и даже помогал родителям, которые в это время жили в Москве. Уже в эти годы проявился его писательский талант. После окончания гимназии Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Он готовился быть врачом и продолжал писать. Он подписывался псевдонимом Антоша Чехонте.)
— Что такое псевдоним? С какой целью их используют писатели?
СООБЩЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА на тему «Псевдонимы А.П. Чехова»
В своих рассказах он высмеивал всё дурное, всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, грубость, трусость и равнодушие.)
— Что такое рассказ и почему Чехова называют мастером рассказа?
(Рассказ – это небольшое по объёму прозаическое произведение, обычно посвящённое отдельному событию в жизни героя).
Загляните в словарь литературоведческих терминов в конце учебника и найдите там толкование этого понятия.
(Мастером рассказа Чехова называют потому, что нужно обладать особенным мастерством художника, чтобы уметь на нескольких страницах так кратко и просто, так смело и правдиво рассказать о русской жизни, о людях своего времени.)
3. Анализ рассказа «Злоумышленник»
— На прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ «Злоумышленник». Как вы считаете, почему он так называется?
(Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам».)
— А на самом деле для чего Денис отвинтил гайку?
(Чтобы сделать из неё грузило.)
— Почему следователь не понял Дениса Григорьева?
(Потому что эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием как подтверждение преступления.)
— Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?
(с.13: Послушай, братец… — с.14: Дураку закон не писан…
с.14: Не догляди сторож… — с.14: …тьфу! гайка!
с.16: Мне идтить?… – с.17: Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…)
— Кому из героев можно посочувствовать?
(Конечно Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения, что вся бессмысленная тарабарщина следователя имела цель упрятать Дениса в тюрьму.)
— Итак, ребята, о чём же этот рассказ?
(Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга. Двойственность и противоположность речи и мыслей следователя и Дениса рождается не желанием автора, а реальными социальными отношениями в России во второй половине XIX века, разным уровнем знаний и опыта жизни.)
— Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?
(С помощью сатиры)
— А что такое сатира?
(Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления – с.283)
4. Анализ рассказа «Хамелеон»
чехов писатель урок
— А вот в рассказе «Хамелеон» государственный чиновник изображён Чеховым другим человеком, в ином свете.
— Ребята, все дома прочитали этот рассказ? (если не все, то нужно попросить кого-нибудь сделать краткий пересказ, после прослушивания аудиофрагмента)
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОФРАГМЕНТА
— Как вы думаете, почему рассказ назван «Хамелеон»? Что такое хамелеон?
(Хамелеон – 1. Порода ящериц, быстро меняющих окраску при перемене цвета в окружающей среде. 2. переносн. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии
Потому что здесь показано хамелеонство (быстрая смена в поведении, мнении человека, приспособляемость к обстоятельствам) Очумелова.)
— А как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?
(Он набрасывается то на Хрюкина, то на собаку, так как не знает, кто из них имеет преимущество в данный момент)
— Каков мотив действий Очумелова? Почему он поступает именно так? Как ему следовало действовать?
(Очумелов вообще не должен выяснять, чья собака, а должен узнать, кто виноват)
— На что направлены действия и мысли Очумелова во время всех его изменений?
(Они направлены только на одно: обезопасить и выгородить себя, сущность «дела» его не интересует)
— Почему Очумелов приказывает то снять с него шинель, то надеть её обратно?
(При одном упоминании имени генерала Очумелов волнуется, и его бросает то в жар, то в холод. Он на глазах сбивается, тушуется. Здесь Чехов заставляет своего героя высказывать холопство даже не перед генералом, а перед дрожащей собачонкой (которая возможно и не принадлежит генералу) и толпой случайных зевак)
— С помощью какого средства выражения автор описывает эту ситуацию?
(С помощью юмора)
— А что такое юмор?
(Юмор – изображение героев в смешном виде. – с.285)
— А вызывает у вас сочувствие Хрюкин? Почему нет?
(Потому что всё это для него зрелище, игра. Он хочет почувствовать себя героем дня.)
— Удивляется ли толпа происходящему?
(У Чехова нигде не отмечено удивление толпы, по-видимому, они не в первый раз видят такое разбирательство и уже равнодушны к нему. А вот сам автор очень удивлён и пытается через смех показать эту нелепую ситуацию.)
— Можно ли здесь найти, указать положительного героя?
(По-видимому, единственный положительный герой – сам автор. Из текста видно, с какой иронией он описывает происходящее: «…подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице … палец имеет вид знамения победы» и как сочувствует бедному щенку: «В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса». В этих нескольких фразах Чехов сумел показать нам отрицательных и положительных героев. Писатель продумывал каждое слово, чтобы читатели поняли ход его мыслей, поняли, что этим он хотел сказать.)
— Что указывает на авторскую оценку происходящего?
(В названии рассказа, в художественных деталях и «говорящих» фамилиях персонажей)
— Ребята, а как вы думаете, изменилось ли что-нибудь с 1884 года? Это год написания «Хамелеона»
(Нет, потому что и сейчас есть такие важные, толстые, самодовольные чиновники, как Очумелов, которые пекутся только о себе и своей судьбе и заискивают (Заискивать – угождать, льстить, добиваясь чьего-л. расположения, покровительства. З. перед начальством. З. перед сильными мира сего.) перед начальством или чиновничеством).
— Ну а теперь, чтобы отдохнуть, предлагаю вам посмотреть фрагмент из выпуска киножурнала «Ералаш», на тему, близкую к теме нашего сегодняшнего урока.
Заключение
1. Подведение итога урока.
— Итак, ребята, судя по двум рассказам, которые мы сегодня проанализировали, можно ли сказать, что жизнь людей, показанных Чеховым, спокойная, счастливая, безгрешная, чистая? (Нет)
— Значит, мы можем согласиться с высказыванием Чехова и Горького, что автор хотел показать людям их жизнь? (Да)
— Но Чехов надеялся и верил в людей, он своими рассказами пытался изменить людей и надеялся, что, увидев окружающее, они изменятся сами.
2. Задавание на дом. Выставление оценок за работу на уроке.
— Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с двумя рассказами А.П. Чехова, но не завершили изучение творчества этого писателя.
Домашним заданием для вас будет найти и прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы «Тоска» и «Размазня».