Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан
Классный час для 3 класса
«Мой путь к доброте»
Выполнила: Плотникова Валентина Георгиевна,
учитель начальных классов
Классный час на тему: «Мой путь к доброте»
Цель:
— формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.
Задачи:
— формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
— воспитывать стремление совершать добрые дела, дружить и беречь дружбу;
— воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
-создать условия для формирования личностных, интеллектуальных и социальных компетенций;
Ход занятия:
Актуализация знаний.
— Ребята, попробуйте из данных букв составить слово
/Дети составляют из разрезанных букв слово «доброта»/
— Какое слово у вас получилось? /Слово «доброта»/
— Что помогло вам это задание выполнить быстро? /Дети высказывают свои мнения/
Сообщение темы и цели классного часа.
-Наш классный час называется «Мой путь к доброте».
— Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня? /Высказывания детей/
— Как вы понимаете, что такое доброта? /Ответы детей…/
— Прочитаем определение из толкового словаря / читает подготовленный ученик/
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— Когда-то в старинной русской азбуке буквы обозначались самыми близкими каждому человеку словами: з— земля, л— люди, м— мысль, д— добро. Азбука как бы говорила детям: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро!»
— Послушайте стихотворение о доброте /читает подготовленный ученик/
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят ни зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека….
— С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? /заслушиваются ответы детей/
— Вот видите, как мы все по-разному представляем себе это слово.
— А какого человека мы называем добрым? /высказывания детей: того, кто любит ухаживать за животными, кто бережёт природу, кто готов прийти на помощь в любую минуту, добрый человек старается быть добрым…/
— Сейчас мы попробуем разобраться, что такое доброта, выполнив несколько заданий. Нам нужно разделиться на 4 группы по 5 человек. На доске рисунок улыбающегося солнышка. Оно будет наблюдать за вашей работой в группах.
Работа в группах
-
Существует множество слов с корнем добро. На столах в каждой группе лежит табличка, которую нужно заполнить по сигналу.
-
ДОБРО
Имя собственное,
фамилия:
Добрыня, Добролюбов, Добров….
Прилагательное:
добросовестный,
добропорядочный,
доброжелательный…
Существительное:
Доброта,
Доброжелательность…
Глагол:
Добреть, несдобровать…
/ Дети заканчивают писать и каждая группа прочитывает записанные слова. Подводится итог/
-
Следующее задание. Нужно собрать пословицу из двух половинок, обсудить в группе, в чем заключатся смысл этой пословицы, а затем высказать ваше общее мнение. /Карточки лежат на отдельном столе. Из команды выходят по одному участнику, собирают по одной пословице и уходят к своей команде для обсуждения/
-
Доброе слово лечит,
злое калечит
-
Доброе слово и
кошке приятно
-
Не одежда красит человека,
а доброта
-
Красота на время,
доброта на веки
— А сейчас послушаем, как вы раскрыли смысл своих пословиц. /Ответы детей/. Подведем итог.
-
– Проведем игру «Доброе дело». Вы получите карточку с рисунком предмета. У кого она окажется в руках, должны выйти вперёд и рассказать о доброте этого предмета, не называя его, так, чтобы остальные догадались, о чем идет речь. Например: поит, умывает, убивает микробы…- вода.
/ Слушаем высказывания и ответы детей, подводится итог./
-
— Первый шаг к доброте – это добрые слова, которые называются волшебными. Я читаю стихотворение, а вы его заканчиваете вместе:
Дед на внучку осерчал-
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать ка рыба,
Ну, сказала бы …(спасибо)
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
Я, признаться, удивлён,
Расскажу вам вот о чём.
Встретил шуструю Настёнку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка-
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова… (здрасьте)
— Назовите ещё волшебные слова. /Ответы детей/
— А как вы думаете, от чего зависит их сила? /Ответы детей/
— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно оно было сказано, каким голосом — приветливым, спокойным или грубым и невежливым. Если они сказаны грубо, то просто перестают быть волшебными. Постарайтесь почаще их употреблять в общении со всеми.
— Культурным и добрым человеком быть непросто. Этому необходимо учиться всю жизнь. Помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и знакомые всем нам старые добрые сказки. Ведь именно в сказках почти всегда Добро побеждает зло.
5. — Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
— А этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).
— Этот сказочный герой помогает своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
— Эта Героиня оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
— А чем отличаются эти сказочные герои от таких, как Баба-Яга, Карабас-Барабас.. /Они творят добро, помогают доброму человеку, мешают злу…/
— Подведем итоги в ваших группах.
— А сейчас из разноцветных лепестков, которые лежат у вас на столах, давайте соберем красивый венок нашему солнышку, которое наблюдало за нами. Каждый из вас должен написать доброе слово на своем листочке и прикрепить к главному веночку «ДОБРО» /Дети выполняют задание/
— Ребята, посмотрите на ваше солнышко — в ваших силах сделать так, чтобы вокруг нас было всё прекрасно. Не забывайте, что доброта – это как сказочные цветы, которые должны почаще распускаться в душе у каждого из нас и украшать жизнь свою и окружающих нас людей.
— Закройте глаза и вспомните, что было хорошего у вас за последнее время. Открываем глазки. Спасибо всем помощь. Спешите творить добро.
— А сейчас встанем в круг и исполним общий танец под музыку — Барбарики «Песня о доброте». Когда будете танцевать, почаще смотрите друг на друга и улыбайтесь.
Используемая литература:
-
Газета Педсовет №5, 2008г. Если добрый ты – это хорошо! Час этики.О.Н.Сухоносова.
-
«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. ТЦ «Учитель», 2010г.
-
Классные часы /Сост. Васильева О.В.- Волгоград ИТД «Корофей», 2005.