Ариткулова И. И., учитель музыки МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области
Классный час для 5 класса по теме: «Семья – это то, что с тобою всегда!»
Цель проведения: воспитание чувства любви и гордости за свою семью.
Задачи:
-
Формирование нравственного долга детей перед родителями.
-
Определение доли детского участия в заботах по дому и создании теплых семейных отношений.
-
Развитие способностей коммуникативного общения.
-
Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной темой.
Предварительная работа:
-
Организация выставки фотографий по теме: «Биография моей семьи в фотографиях».
-
Подборка пословиц и поговорок о семье.
-
Подборка картинок для составления коллажа по теме: «Счастливая семья – это…».
Оформление.
-
На доске прикреплено большое солнце. От него отходят семь лучей, которые заканчиваются портретами членов семей (вырезаем из журналов картинки и наклеиваем). В центре – надпись «7 – Я», рядом – тучки, символизирующие обстоятельства, способные омрачить жизнь семьи.
-
Плакаты с пословицами:
-
Каково на дому – таково и самому.
-
Мой дом – моя крепость.
-
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
-
На доске написана тема классного часа: «Семья – это то, что с тобою всегда!». Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой). Рядом портрет Л. Н. Толстого.
Звучит фоном спокойная музыка.
1-й чтец:
Это было давным-давно,
В позабытые предками годы,
Когда жили ещё племенами
И везде были чистыми воды.
Там, в долине прекрасной,
Что не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зелёных лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины.
2-й чтец:
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днём.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнём.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг, знали, что дома
Всё хорошо, и прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года, но
За солнечным днём приходит ненастье.
И вот неожиданная беда унесла у людей счастье (хором).
3-й чтец:
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины.
Разрушили варвары вся и всё,
Потух их очаг любимый.
Ничто не светит мужчинам вдали,
И стала их поступь тяжёлой,
Тревогой сердца их полны,
Никто не обмолвился словом.
4-й чтец:
И вдруг, о чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается,
Одной из женщин он был сохранён,-
Значит, счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг,
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг.
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нём сила ваша и крепость –
Это было, это и есть так, и это
Так будет вечность (хором)!
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы будем говорить о семье. Ведь семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Наши радости, успехи, удачи зависят от семьи, её доброты, теплоты, радушия. Когда в семье всё благополучно – человек открыт для окружающих. В народе говорят: «Каково на дому – таково и самому. В семье любовь да совет, так и нужды нет». Великий русский писатель, наш земляк Л. Н Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (учитель обращает внимание учащихся на портрет писателя). А вы как думаете?//Что такое семейное счастье для вас, ребята?
Дети отвечают.
(Примерные ответы учащихся: «Вкусно пахнет пирогами», «Все собрались вечером за столом – ужинают», «Всей семьей катаемся на лыжах», «В праздник все дарят друг другу подарки» и т.п.)
Учитель: Спасибо за ответы. А теперь давайте посмотрим на ваши семейные фотографии. Они тоже расскажут нам о семейном счастье. (Обсуждение фотогазеты).
Учитель: У нас сегодня в гостях семья Б. Мама Лариса Михайловна – домохозяйка. Папа Олег Владимирович работает менеджером в строительной кампании. И ваша одноклассница, Б. Кристина. В народе говорят: «Когда все вместе, и сердце на месте». Мы предлагаем нашим гостям ответить на несколько вопросов.
Вопросы:
-
Какую семье можно назвать счастливой?
-
Как вы думаете, что для родителей является самым большим счастьем?
-
Что важнее для создания счастливой и дружной семьи: дети, богатство, здоровье?
-
Когда в вашей семье происходит неприятность, вам легче переживать её одному или вместе с семьёй?
-
Любите ли вы моменты, когда ваша семья собирается вместе, и что вы при этом испытываете?
-
Как вы проводите выходные дни?
Члены семьи Б. отвечают на вопросы.
Учитель: Мы благодарим семью Б. за то, что нашли время и пришли к нам на классный час. Вы поделились с нами секретами семейного счастья. Мы вам дарим на память вот такого домовёнка. Пусть он оберегает вашу семью от любого ненастья.
Учитель: Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?
Предлагаю заполнить таблицу, в которую вам необходимо вписать обязанности, выполняемые в семье родителями и детьми.
(На листе ватмана нарисована таблица. Дети заполняют маркером. Лучше будет так: ребёнок отвечает, старшеклассник или учитель пишет ответ в таблице).
-
МАМА
ПАПА
РЕБЕНОК
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
Учитель: (после заполнения таблицы). А сейчас я предлагают вам подумать: какие обязанности родителей вы могли бы взять себе? Например, помыть посуду, вынести мусор и т.п.
Учитель: Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание. Не зря в народе говорят: «Согласную семью и горе не берёт». В народных пословицах и поговорках метко говорится о том, как непросто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Давайте вспомним их. Я начинаю, вы заканчиваете:
-
Дом вести — …не бородой трясти.
-
Дом построить — … не шапку на голову надеть.
-
Не нужен клад — …когда в семье лад.
-
В гостях хорошо — …а дома лучше.
А какие вы ещё могли бы назвать пословицы?
(Учащиеся по очереди называют пословицы и поговорки)
Учитель: Раньше к дому и семье относились с большим уважением. В семье поддерживались христианские нормы нравственности личной совестью, верой во всевидящего Бога, в святость заповедей предков. За соблюдением заповедей строго следили родители, а отвечал за всё – хозяин, муж. С него спрос перед Богом и людьми. Традиции общения в русской семье были закреплены в старинной книге XV – XVI веков «Домострой». Она имела несколько вариантов и содержала 67 глав. В «Домострое» даётся наставление и детям. Глава 22 так и называется: «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всём».
Учитель зачитывает отрывок из книги: «Чада, послушаете заповеди Господни: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всём, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле…»
«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их или ругает, тот будет проклят людьми, ибо сказано: «Отцовское проклятие иссушит, а материнское – искоренит…»
«Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Покойте старость родителей и заботьтесь, как они о вас».
Учитель: Не правда ли, как умны были наши предки и как актуально их поучение и сегодня? Спросите себя, исполняете ли вы эти идущие от доброго сердца поучения?
Учитель: Дорогие ребята! Надеюсь, вы поняли, что погода в доме зависит во многом и от вас. Разгоним тучи над нашим домом! (учитель снимает тучки с доски).
Звучит песня «Погода в доме» (на экране демонстрируется видеоклип)
Учитель: При подготовке к классному часу я попросила подобрать вас картинки, на которых, по вашему мнению, изображена счастливая семья. И вот что у нас получилось. (Учитель переворачивает или вешает плакат с коллажем).
Учитель: Со временем вы тоже станете родителями. Какая у вас будет семья? (На доске приклеены при помощи магнитов (или самоклейка) яркие, крупные буквы в столбик; рядом учитель записывает ответы детей).
С – счастливая, славная, спортивная, современная…
Е – единая, единственная…
М – милая, музыкальная, многодетная, мечтательная…
Ь – мягкий знак пусть смягчит разногласия в каждой семье (произносит учитель)
Я – яркая, ясная…
В конце учитель подводит итог: ваша семья будет… (читает все записи).
Учитель: Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо». Сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно, как дышишь. Долг же требует осмысления и душевной работы. Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец. Помните, дети, очень многое в семье зависит от вас.
1-ый чтец (лучше разделить на троих: Ева, Адам и автор)
Когда-то о ней не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я».
— Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я, — тихо молвила Ева. – Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я» —
Вот так на земле появилась семья.
Великое чудо – семья! (Хором)
Учитель: Семья, дети! Когда станете взрослыми, то всегда будете вспоминать самые лучшие, теплые моменты детства своего.
Звучит песня «Детство» в исполнении учащихся класса.
Учитель: Храните свои семьи! Берегите их! Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите. Храните тепло своего очага, и пусть все ваши надежды на лучшее будущее сбудутся!
Чтецы (распределить на несколько человек):
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
1-й чтец: Чаепитие – одна из лучших семейных традиций. Наш класс – тоже семья. Мы сегодня не будем нарушать традиции. Мы будем пить чай!
2-й чтец: Мы хозяева, вы – наши гости. Наш дом всегда открыт для гостей. Дорогие гости, приглашаем всех к столу!
3-й чтец: Гостеприимство – это тоже добрая семейная традиция. Дорогие гости, отведайте наши угощения.
(Звучит фонограмма пени «Погода в доме». Все усаживаются за столы пить чай).