Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края

Комплексный анализ текста. Ф. А. Абрамов. «Пинега»

Русский язык (15 лет, 9 класс)

подготовила учитель

русского языка и

литературы

Максимова Любовь Федоровна

с.Солонешное

2014

Цель: создать условия для обучения школьников прави­лам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.

Всту­пительное слово учителя об авторе:

— Федор Александрович Абрамов (1920 -1983) — прекрасный русский пи­сатель. Он родился и вырос на Севере — в Архангельской области, Пинежском районе. Пинега — любимая река его детства.

Потом Федор Александрович учился, защитил диссертацию (т. е. стал ученым), преподавал литературу в Ленинградском университете; писал и издавал книги, но о своем родном крае не забывал, часто навещал его, летом обычно там жил. И не случайно главные герои книг Абрамова — простые люди, крестьяне, жители север­ной деревни и — родная природа.

Вдумаемся в название одной из книг Федора Александровича: «Где лето с зимою встречаются» (М., 1987; книга де­монстрируется). Нетрудно догадаться, о чем она. — Да, о природе. В этой книге, прекрасно иллюстрированной художником Николаем Александровичем Устиновым, — миниатюры о разных временах года. Одна из них — «Пинега». Помещена эта миниа­тюра в таком «окружении»: до нее — «Погожим летом», после нее — «Ржаное поле»; значит, Пинега в миниатюре — летняя.

— Какие три ступени при анализе текста мы знаем?

— первая — прочитал текст и не все в нем понял;

-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;

— третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.

Чтение миниатюры:

Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил — ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

Проводим комплексный анализ текста

— Поднимемся на третью ступень пони­мания прочитанного текста.

— Прочитав миниатюру, я представила такую картину. Лето. Солнечное, ласковое утро. Река. На берегу ее — писатель. Он смотрит на любимую Пинегу, улыбается. У него — прекрасное настроение.

Работа в группах. Ответьте на вопросы. Заполните таблицу.

Что вы можете сказать о заглавии?

Миниатюра имеет заглавие — «Пинега». Это — имя собственное. Пинега — река в Северо-Европейской части России, правый приток Северной Двины (протяженность ее — 779 км).

Назовите тему текста

В заглавии миниатюры отражена ее тема — Пинега (точнее, вид, картина реки в разную погоду и в разное время суток).

Сформулируйте основная мысль

Пинега для автора родная, любимая река; он ласково называет ее старушкой, часто к ней приходит, внимательно присматрива­ется.

Как раскрывается тема и основная мысль миниатюры?

Тема и основная мысль раскрываются постепенно.

На какие части ее можно разделить?

Ее можно разделить на следующие структурные части:

1) Утром — не узнать старушку.

2) Вечером (накануне) — всё в серой тине.

3) Сегодня — берег блестит, сверкает.

4) Причина изменений — ливень.

Как связаны части миниатюры?

Части миниатюры связаны по смыслу и структурно

В чем смысловая часть?

Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль.

Докажите смысловую часть.

В доказательство смысловой связи частей текста можно провести диалог с автором (или с тек­стом).

Утром вышел к реке и ахнул. Поче­му? — не узнать старушку. Почему? — Вечером уходил — ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня? — А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Почему? — Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

Как связаны предложения в тексте?

Предложения последовательно Первое предложение связано с за­главием при помощи слова река {Пинега и река — контекстуальные синонимы); второе предложение связано с первым при помощи антонимических наречий вече­ром — утром, третье предложение со вторым — при помощи противительного союза а. Антонимы, и противительный союз подчеркивают изменения, про­изошедшие на реке. Четвертое предложе­ние отличается от предыдущего видовременной соотнесенностью глаголов-сказуе­мых (в третьем предложении глаголы-сказуемые несовершенного вида в форме настоящего времени, а в четвертом — совершенного вида в форме прошедшего времени); благодаря этим морфологичес­ким различиям более четко выделяется конец текста. Вторая часть последнего предложения (и вот омылась, принаряди­лась Пинега) возвращает нас к заглавию миниатюры, и текст получает компози­ционную завершенность.

Определите стиль миниатюры. Докажите

Художест­венный. В ней нарисованы конкретные картины: Пинега вечером (накануне), и она же утром (сегодня); выражено автор­ское отношение к предмету описания — любовь к родной реке. Этим чувством «продиктовано» употребление в перенос­ном значении ласкового слова старушка, а также синонимов блестит, сверкает, которые для усиления их смысла постав­лены рядом, один за другим, и пояснены сравнительным оборотом как разноцвет­ная мозаика.

Эмоциональную выразительность описа­нию придают и разговорные слова: ах­нуть — глагол, образованный от междо­метия ах, выражающий удивление, вос­торг, и принарядилась. Этот глагол, как и существительное старушка, употреблен тоже в переносном значении (его прямое значение — «надеть на себя что-то нарядное, приукраситься чем-либо»).

Вывод

Признаки целого текста в миниа­тюре Ф. А. Абрамова «Пинега» — заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и струк­турная), композиционная завершенность, стилистическое единство.

Задание на дом на выбор:

  1. Написать анализ текста Ф. А. Абрамова «Пинега»

  2. Создать свою миниатюру.

Литература

  1. Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here