Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 119 Теремок»
Конспект урока для 2 класса
«Матрёшка — талисман России»
подготовила
воспитатель
Шатуло Алёна
Юрьевна
г. Астрахань 2012
Нравственно-патриотическое воспитание на занятиях художественно-эстетического цикла.
Цели: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки, используя не традиционную технику рисования — печатание ватными палочками. Познакомить детей с основными элементами узора на матрёшке: круги, цветы, листочки, прямые и волнистые линии, веточка с ягодками. Развивать навыки росписи на бумаге; интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, привить любовь к прекрасному, к русской народной песне, любовь к Родине, к своему народу, уважать и прославлять русские традиции, творчески подходить к решению поставленной задачи.
Задачи: расширить у детей запас знаний о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ, обогащать словарный запас детей.
Словарная работа: сувенир, символ, ярмарка, плошки, Сергеев Посад.
Оборудование к занятию:
-
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями русских матрёшек, шаблоны матрёшек, образцы с изображением элементов хохломской, городецкой, дымковской, гжельской росписи, хохломской столик с разными ярмарочными изделиями, самовар с баранками, иллюстрации с изображением последовательного изготовления матрёшки.
-
Раздаточный материал: альбом, краски (гуашь), кисти округлые, салфетки, ватные палочки, баночка с водой.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Матрёшки».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
-Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня ребята, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
(матрёшки)
-Что же это за подружки?
Выходят две девочки и поют частушки про матрёшек, выполняя при этом движения.
1-ая девочка.
Мы матрёшки, мы кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдем-
Только пыль столбом.
2-ая девочка.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском,
Весь находиться секрет!
Хором.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
-А вы хотите узнать много нового и интересного о русской матрёшке? (да)
-Я вам скажу, что матрёшка — одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Кто может сказать, откуда матрёшка получила свое название? (Имя Матрёна в древнеё Руси было широко распространенным. Отсюда и пошло название «матрёшки»).
-Самая первая матрёшка родилась около ста лет назад в старинном русском городе Сергеевом Посаде. С большой любовью расписывают мастера своих матрёшек, поэтому они получаются очень красивыми и нарядными.
-Матрёшка считается национальным русским символом. Ребята, а какие еще русские символы вы знаете? (символ России – берёзка, символ Олимпиады — мишка).
-А что символизирует наш город Астрахань? (арбузы и рыба).
-Верно! Наша Астрахань знаменита своим рыбным промыслом и большими арбузами.
-А хотите я вам расскажу, как же рождается матрёшка? (да)
На доске представлены иллюстрации с последовательным выполнением матрёшки.
-Делают матрёшку из лиственницы, липы и осины, срубленных ранней весной. Мастер выбирает материал для куклы гладкий и идеальный — без сучка, без трещинки. Сначала точит самую маленькую, порой она бывает меньше ногтя, затем больше и больше. Затем готовые матрёшки покрывают яичным желтком, а потом в ход идет разноцветная палитра. Вот так и рождается матрёшка.
Стук в дверь. Входит скоморох.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришёл? (скоморох).
-Здравствуйте, девицы красавицы да молодцы умельцы!
-Здравствуй, скоморох!
-Я развесистый потешник, известный скоморох и насмешник! Я к вам с ярмарки пришел, в гости я к вам вот зашёл!
-Мы рады тебя видеть скоморох!
-Ребята, а кто может сказать, что такое ярмарка? (торговля различными товарами)
-А что это за товар? (разные овощи и фрукты, рыба, мясо, одежда и. т.д.).
-Верно ребята! С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съежились с разных мест покупатели и продавцы.
-А вот в наше время, какие современные ярмарки вы знаете? (рынок с одеждой, магазины, торговые центры).
-Так чтоже тебя к нам привело, скоморох?
На хохломском столике лежат изделия с ярмарки.
-На нашей ярмарке все есть: и забавы, и шутки, и прибаутки, и песни и пляски, а еще есть множество хорошего товара. Здесь у нас можно все что угодно купить: яркие уборы, игрушки — погремушки, ложки да плошки из хохломы золотой, блюдца от гжели, доски от Городца! Но вот с матрёшками беда, распродали все с утра, вот послал царь Горох, говорит, найди матрёшек, скоморох! Что мне делать я не знаю, выручайте уж ребятки!
-Ребята, давайте поможем скомороху, чтоб царь Горох на него не разозлился. (Хорошо)
-Сегодня мы будем настоящими художниками и украсим наряд для матрешки. Но прежде мы немного отдохнём, и заодно покажем скомороху как мы умеем танцевать, чтоб он не заскучал.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети встают возле своих мест и под русскую народную песню «Матрёшки» вместе с воспитателем выполняют танцевальные движения.
-Видишь скоморох, как мы танцевать умеем!
-Да ребята молодцы, плясали от души!
-Ты скоморох, посиди пока отдохни. А мы поможем тебе матрёшек в срок доставить, чтоб царя гороха порадовать.
Показ педагогом методики рисования узора на доске.
-Делу время, а потехе час. Давайте ребята украсим наряды для матрёшек? Матрёшку можно украсить любой росписью, даже придумать авторскую матрёшку, то есть свою. С помощью ватных палочек печаток нужно нанести на наряд матрёшки различные круги и цветы. Затем способом примакивания кисточкой нарисовать листочки. Украшения можно дополнить прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, на доске представлены различные росписи, здесь вы видите и городец, хохлому, гжель.
Дети выполняют эскиз будущей матрёшки, используя иллюстрации с изображением хохломской, гжельской, городецкой, дымковской техник росписи.
Итогом работы является ярмарка матрёшек. Каждый ребёнок может дать имя своей будущей матрёшке и рассказать, элементы каких техник он использовал в свое работе.
-Ну что, ребята, помогли мы с вами скомороху? (да)
-Наши матрёшки отправятся на ярмарку радовать гостей. А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали?
(ответы и рассказы детей)
-Матрёшка нас подружила, мы стали добрей и гостеприимней. Вот и сегодня она пришла к нам с частушками, баранками и самоваром.
-Ребята, а давайте пойдем в группу и продолжим наше знакомство с русской матрёшкой — попьем чай с баранками!
Список использованной литературы
1. Алексахин Н.Н. «Матрёшка», — М.: ООО «Издательство «Народное образование», 1998г.
2. Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «Русская матрёшка» – М.: Издательство «Просвещение», 2008г.