Урок обществознания в 6 классе

Тема урока: Семья

Тип урока: Урок с использованием (с элементами) проектной технологии.

Цель урока: Рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общественной жизни, развивать учебно-исследовательские умения учащихся, способствовать формированию образа счастливой семьи.

Задачи

1. Образовательная: Познакомить учащихся с типами семей, функциями семьи в современном обществе; сформировать понимание роли членов семьи в конфликтной ситуации.

2. Развивающая: Развивать учебно-исследовательские умения учащихся – анализировать, логически мыслить; умение выражать свою позицию; критическое мышление через работу с текстом

3. Воспитательная: Способствовать формированию образа счастливой семьи.

Основные понятия: Семья, типы семей, двухпоколенная семья, многопоколенная семья, функции семьи

слайды

Ход урока

Вре-мя

Действия класса

оборудование

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. И я сегодня проведу у вас урок обществознания.

И прежде, чем перейти к теме нашего урока, выполним несложное упражнение. Давайте выразим, с каким настроением мы пришли на урок и сделаем это с помощью цветов, которые лежат у вас на партах. Начнем с меня. Мое настроение – вот такого цвета. А теперь – вы!

Замечательно, что у нас с вами сегодня хорошее настроение.

2

Слушают учителя

Цветы из цветной бумаги на партах учеников

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

Тема нашего урока – одно слово. И я хочу, чтобы вы мне его назвали. Это слово понятно всем, оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из вас, это дом, это мама и папа, бабушка и дедушка, это любовь и заботы, радости и печали.

— Кто мне может назвать это слово?

— Итак, тема нашего урока «СЕМЬЯ»

-Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим семью, как значимую часть социальной сферы общественной жизни, попробуем себя в роли юных исследователей, будем учиться искать выход из конфликтных ситуаций и поработаем над созданием небольшого проекта.

1

Запись темы в тетрадь

Какие группы составляют общество? Что такое малая группа? (небольшая по численности группа людей, объединенная общими целями, интересами, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием).

Мне бы хотелось рассказать вам одну легенду. В древние времена жила на земле одна семья – 100 человек. И царили в ней мир и согласие. Молва об этом дошла до правителя. Вызвал он к себе главу семейства и спросил: «Как вам удается жить, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листке бумаги было начертано 100 раз одно и то же слово…

Вам интересно, что это было за слово?

Какое слово написал старец и в чем заключается секрет счастья его семьи, мы постараемся сегодня с вами выяснить.

2

Постановка проблемы

Когда вы слышите слово СЕМЬЯ, о чем вы думаете?

Ответы детей

Вы знаете, что общество состоит из малых и больших социальных групп. В течение своей жизни человек входит в состав множества разных малых групп. Давайте подумаем и назовем эти группы. (группу сверстников или друзей, школьный класс, спортивную команду)

А в какой группе проходит основная часть жизни человека?

Конечно же, в семье. А кто может дать определение, что такое семья?

Ответы детей.

Давайте запишем определение в тетрадь: «Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью»

3

Фронтальная беседа

Определение СЕМЬЯ – работа с тетрадью

На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции. Перед вами текст. Прочитайте его внимательно и постарайтесь найти и назвать мне эти функции.

  1. Продолжение человеческого рода.

  2. Воспитание детей.

  3. Духовное общение.

  4. Хозяйственная.

Как вы считаете, среди этих функций есть наиболее важные? (важны все)

5

Исследовательская деятельность – работа с текстом. Карт. №1.Записать функции в тетрадь.

Давайте посмотрим, как семья появляется? Перед вами этапы рождения семьи. Ваша задача – расположить их в правильной последовательности.

  • Встреча мужчины и женщины.

  • Брак.

  • Обязанности супругов по отношению друг к другу.

  • Рождение детей.

  • Обязанности по отношению к детям.

  • Обязанности детей по отношению к родителям.

— Молодцы, справились с заданием.

5

А сколько человек может быть в семье? (обратиться к детям: сколько человек в их семье?)

В зависимости от состава выделяют двухпоколенные семьи и многопоколенные. Семьи, состоящие из детей и родителей, называются двухпоколенные – поколение детей и поколение родителей. А если с вами живут еще бабушка и дедушка, как мы назовем такую семью? (многопоколенная).

Поднимите руки, чья семья является двухпоколенной?

А чья – многопоколенной?

Бывает так, что детей воспитывает один родитель – мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек.

А в зависимости от того, какое количество детей в семье, как могут называться семьи? Многодетная, среднедетная, малодетная, бездетная.

Как вы думаете, легко ли жить такой большой семье? Конечно, нелегко.

4

Типы семей записать в тетрадь

Случается, что даже в дружных семьях возникают сложные ситуации между родителями и детьми. Это всегда неприятно, но надо учиться находить причину недоразумений и что еще важнее, правильно их решать.

Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы по 4 человека. Мы рассмотрим конфликтные ситуации, которые зачастую встречаются в семьях. Вы должны проанализировать их и предложить пути решения.

Выход всегда можно найти, главное, это внимательно слушать друг друга, уметь признавать свои ошибки и приносить свои извинения, уметь прощать и находить такое решение, которое устраивало бы всех. И когда к вам обратятся с вопросом: В чем секрет вашего семейного счастья, вы смогли бы дать ответ.

5-7

Карточка №2-конфликтные ситуации

Что же написал старец, в чем заключался секрет счастья этой семьи из 100 человек? Как вы думаете?

Ответы детей.

А сейчас мы с вами выполним небольшой проект – создадим дома, в которых будут жить счастливые семьи. Я предлагаю вам выбрать дом и наполнить его всем тем, о чем мы сегодня с вами говорили: радостью и любовью, миром, добром, взаимопониманием. Вы раскрасите его не словами, а цветами (обозначения на слайде)

Чтобы защитить свой проект, вы должны ответить на 3 вопроса:

1.кто в нем живет? Определить типы этой семьи.

2.как распределены обязанности между членами этой семьи?

3.в чем секрет семейного счастья?

С чего вы начнете свою работу-с раскрашивания или с ответов на вопросы?

5-7

По 2

Работа над проектом

Раскрашивать по цветам с обозначениями

Защита проекта: ответить на 3 вопроса:

Домики для детей, карандаши.

Для жюри.

Как вы думаете, какая самая главная обязанность в семье? Она зашифрована на доске. Какая группа ее расшифрует быстрее?

ИЬМЕС ИМАНЕЛЧ ИМЫРАТС И ИМЫНЬЛОБ АЗ ДОХУ И ЙЕТЕД ЕИНАТИПСОВ

Рефлексия

Как вы думаете, ребята, мы смогли раскрыть секрет семейного счастья? Что вы сегодня узнали нового?

Я благодарю вас за урок. У вас на партах лежат цветы-ваше настроение, давайте ими украсим наши дома.

3

Подведение итогов-оценивание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here