Человек и общество. 9 класс.
Тема урока: Мораль — наука о морали? Мораль — это нравственность?
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о нравственном идеале, познакомить с античными, народными, христианскими представлениями о нравственности.
План изучения материала:
1. Нравственный идеал.
2. Поиск нравственного идеала.
3. Великие моральные открытия.
Форма проведения — беседа.
1. Нравственный идеал. Цель сформировать представление о нравственном идеале. Нравственный идеал — идеал личности, к которому мы стремимся.
Вопрос классу: Какими чертами должен обладать нравственный идеал?
— порядочность
— доброта
— честность
— гуманность
— скромность
— отзывчивость
— пожертвование собой во имя людей
Нравственный идеал — это все лучшее, совершенное во всех отношениях. В нем заключены все наши высокие представления о нравственном человеке. В жизни таких людей нет, но мы стремимся к нему. Идеал помогает нам оценивать себя и других.
2. Поиск нравственного идеала.
Форма проведения — работа в группах; беседа.
Вопрос классу: всегда ли для всех народов нравственный идеал был одним?
Вывод: нет. В разные времена у разных народов были разные представления о нравственном идеале, в зависимости от исторической обстановки и философии, господствующей в обществе.
Например:
— рыцарский идеал в средние века-
— представление о чести дворянина-
— образы идеальных героев из классики-
Идеалы создавались и в странах с отрицательной историей.
Например: во время фашистской диктатуры в Германии сложился свой нравственный идеал солдата. К чему привел этот идеал: 50 млн. погибших, разрушенные города, потерянное поколение…
Работа в группах:
Учащимся предлагаются сказки. Используя сказки:
1. «Серебряное копытце» П. П. Бажова
2. «Иван Царевич и Елена Премудрая» (русская народная сказка).
3. «Копдебай на коне Кергула» (казахская народная сказка).
4. «Не для себя человек родился» (монгольская народная сказка).
Задание:
Сформулируйте:
1. ее мораль;
2. нравственные качества, которым воспитывают сказки.
3. закономерности, которые вы заметили в разных сказках.
Вывод: в сказках сформировался нравственный идеал личности; главные качества, которым воспитывают сказки: доброта, бескорыстие, любовь к животным, людям, бережное отношение к природе.
Для подавляющего большинства сказок закономерностью является победа добрых созидающих сил над злыми, разрушающими.
Учитель: религия считает, что в человеке изначально заложено добро и зло. они сосуществуют в борьбе, попеременно одерживая победу. Зло может овладеть не только человеком, но и массами (диктатура фашизма, период Сталинизма, репрессии, тоталитаризм).
3. Великие моральные открытия.
Учитель: Поиск нравственного идеала привел к великим моральным открытиям. К первым нужно отнести философские труды античных философов.
Форма проведения: беседа, сообщения.
Сообщение: Сократ: «Движущей силой нравственной деятельности человека является его стремление к счастью; обладание всеми духовными и физическими ценностями, жизнь по справедливости».
Сообщение: Аристотель: «Воспитание души — главная цель; выработка в ней справедливости, умеренности, красоты».
Учитель: античная мораль есть учение о добродетелях. Древние философы понимали мораль как способ совершенствования личности. Культурный человек должен быть знаком с библией — главной книгой христианства. Но прежде об Иисусе Христе.
Около 2000 лет назад в маленьком селении Вифлееме произошло событие: в бедной семье плотника Иосифа и у его жены Марии родился сын Иисус. В это время Палестиной управлял царь Ирод. После его смерти она стала Римской провинцией. С 26 по 36 гг. она управлялась римским полководцем Понтием Пилатом. В стране проповедовался иудаизм. Его сторонники ополчились против Христа и его учения. У Христа было 12 учеников. Ему принадлежит Нагорная проповедь, где сформировали главные моральные принципы христианства.
Заповеди:
— Блаженны алчущие ныне — ибо насытитесь.
— Блаженны плачущие ныне — ибо высмейтесь.
— Горе, вам, богаче, ибо вы получили свое утешение.
— Горе, вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете.
— Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословите проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
— Ударившему тебя по щеке, подставь и всякому — другую.
— Просящему у тебя, давай, и от взявшего твое назад не требуй.
— И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
— Будьте милосердны, как и отец ваш милосерден.
— Не судите и не будете судимы.
Задание:
1. Какие заповеди вы принимаете, какие нет?
2. В чем их ценность?
3. Какая заповедь является ключевой?
Вывод: ценность заповедей в том, что они провозглашают общечеловеческие нравственные ценности, ключевой является заповедь: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Задание: Олжас Сулейменов назвал формулу семейного и народного воспитания: «Аллах, спаси кого — нибудь, доверь мне радость!» В чем вы видите нравственную ценность этой формулы?
Заключение:
Учитель истории Рентабельной школы — сад — Зарипова Людмила Салаватовна