9 класс Введение в обществознание

ТЕМА: Добро и Зло.

Цель урока: Разобраться в понятиях « Добро» и

«Зло», различных формах их проявления.

Выяснить отношение ребят к различным

ситуациям, связанным с этими понятиями.

Развивать умение ребят отличать, «Добро»

от «Зла», оценивать правильно поступки

людей. Воспитывать уважение к

окружающим, чувство ответственности за

свои поступки.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ: «Добро – то, что служит сохранению

и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или

препятствует ей». (А. Швейцер (1875- 1965)- немецко –

французский философ, моралист)

«Не причиняй зла никому и делай добро всем

людям хотя бы только потому, что это люди».

(Цицерон (106 – 43 г.до н.э.) древнеримский

политический деятель, философ.

«Назначение человека в том, чтоб делать добро»

(В.И.Даль (1801- 1872) – русский писатель, этнограф,

языковед.)

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку.

2.Актуализация раннее изученного.

А) сейчас мы как всегда повторим основные понятия и термины, изученные на предыдущих уроках.

1. конституция.

2. государство

3.гражданин

4..преступление

5. правонарушение

6. проступок

7. суверенитет

8. политика

9. культура

10. право

11. мораль

Б) Подумай и ответь. (Карточки)

1) Формы правления. 3) Признаки правового государства

2)Политические режимы. 4) Права человека. 5)Государственное устр – во

В) Тесты:

1. Понятие «преступление» и виды преступлений определены в:

А) уголовном кодексе РФ.

Б) конституции РФ

В) гражданском кодексе РФ.

Г) кодексе об административных правонарушениях.

2. Россиянин получает правовой статус гражданина с:

А) рождения

Б) 14 лет

В) 16 лет

Г) 18 лет

3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ конституция называет:

А) Президента

Б) Трудоспособное население

В) Совершеннолетних граждан

Г) Многонациональный народ России.

4. Признак нации – это:

А) Наличие Конституции

Б) общность исторического пути

В) Единое гражданство

Г) Общность идеологии.

5. Право на пенсионное обеспечение относится к правам человека

А) Политическим

Б) Гражданским

В) Социальным

Г) Правом на образование.

6. К свободе совести относится.

А) Право на труд

Б) Право на отдых

В) Право на образование

Г) Свобода вероисповедования.

3. Изучение новой темы:

А) Вступительная беседа.

Учитель озвучивает тему ДОБРО и ЗЛО.

Переверните свои тесты и напишите те понятия, которые ассоциируются у вас с Добром и Злом.

Предлагается озвучить. Комментарии.

А если бы вам предложили изобразить в цвете. Посмотрите на этот рисунок, какая из птиц у вас ассоциируется с добром, а какая со злом. Почему?

Б) Далее следует рассказ – беседа учителя.

Что такое ДОБРО? И что такое ЗЛО, казалось бы, ваша информация является исчерпывающей. Но над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей своей истории. Это вечные вопросы.

Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем одну старинную повесть.

(Краткий пересказ драмы М.Ю.Лермонтова «Испанцы» подготовленный учеником)

ОБСУЖДЕНИЕ.

А как вы можете оценить поступок юноши? Ученики высказывают свое мнение

В) Продолжим размышление о добре и зле?

Ребята Вы, к сожалению, мало читаете, но зато с удовольствием смотрите современные художественные фильмы, попытайтесь ответить, почему порой отрицательные герои пользуются у вас огромной симпатией и уважением?

Не согласны? Не можете вспомнить? Хорошо. Будем рассуждать вместе…

Вы не раз видели фильмы Брат и Брат -2 , кто является главным героем?

Он вам нравится? Почему? И еще один фильм и главный герой. Бригаду помните?

Но ведь, безусловно, при всей внешней симпатичности герои эти отрицательные. Согласитесь. И безжалостный убийца Данила Багров и «бригадир» Саша Белый, который расплачивается за свои поступки страшной ценой? Какой? Так почему — же они привлекают Вас. Вы, возможно, удивитесь, но это особенности Вашего возраста, идеализация, доходящая до создания ИДОЛОВ и последующего поклонения им.

У одного из моих любимых поэтов Игоря Шкляревского есть стихотворение. ТРИ ВОЗРАСТА. Которое перекликается с нашей беседой. И прослеживает эволюцию взглядов, даже у достаточно взрослого человека на ДОБРО и Зло

Отец рассказывает мне

О первой мировой войне…

— Скажи отец, ты убивал?

— Я воевал. И убивал.

Под шум разросшихся берез

Я вспомнил детский свой вопрос.

Отец помедлил и сказал:

— Стреляли все. И я стрелял.

И десять лет еще прошло.

Отец мой дышит тяжело.

Я знаю на вопрос ответ:

— Не убивал, не помню, нет…

Так почему же изменились взгляды отца этого мальчика?

Так было всегда. Но нужно пройти этот возраст. Не наделав страшных порой непоправимых ошибок беря пример со своих «героев». И не дорожа теми, кто нас действительно любит, ценит и желает нам только ДОБРА.

Как вы думаете, о ком я сейчас говорю?

Ответы детей. (Конечно РОДИТЕЛИ.)

Но мы знаем какими бы мы не были для них, мы все равно будем лучшими, они никогда нас не оставят и не предадут пока будут живы. А вот кого из тех, кто нам тоже верен и хочет только добра мы можем легко потерять. Из – за глупых обид, недомолвок, элементарных сплетен, конечно- же, друзей, я не боюсь повториться НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ.

И еще одно стихотворение, принадлежащее перу прекрасного поэта- философа Расула Гамзатова.

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный.

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился-

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять.

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу Вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости, усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало,

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех их видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Обсуждение

Так по каким надежным признакам, критериям (меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

В) Работа с учебником. Гуманизм – чтение вслух, обсуждение прочитанного.

Какого человека можно назвать гуманным?

Какие поступки являются гуманными, приведите примеры?

Гуманизм вот главный показатель ДОБРА, уважение к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей вот его главный показатель.

4.Закрепление изученного.

А) Каковы различные значения понятия «добро»? Докажите, что все различные значения этого слова очень близки.

Б) Что означает понятие «зло»? докажите, что зло многолико, коварно. Приведите примеры.

В) В чем критерий морального поведения?

Г) Философский вопрос: Как вы думаете, что мешает человеку быть добрым всегда?

Задания: (стр. 332 учебника)

5. Домашнее задание. П.50 читать, пересказывать, отвечать на вопросы, выполнить задания к теме. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here