Тема урока «Демократические выборы»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проблемное обучение с элементами проектно –

исследовательской деятельности.

Форма работы учащихся: индивидуальная и групповая.

Цели урока:

образовательные – изучить основные принципы демократических выборов и

механизм их реализации на примере выборов Президента

РФ и Президента США;

развивающие – дальнейшее развитие умений работать с источниками и

документами, анализировать, делать выводы, переводить

информацию в схемы, таблицы, тезисы и конспекты;

развитие устной речи;

воспитательные – уважительное отношение к выступающим на уроке;

воспитание основ правовой культуры и гражданской

ответственности.

Оборудование урока: Конституция РФ; Конституция США (выдержки);

извлечения из ФЗ «О выборах Президента РФ»;

извлечения из ФЗ «Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации»;

выдержки статьи В. Иванова (зам. директора

Центра политической конъюнктуры России «Как

выбирают президента США?» (газета «Аргументы и

факты» № 42, 2008 г.), компьютер и компьютерные

презентации.‌

План проведения урока:

1. Организационный момент

(настроить класс на начало урока, проверить готовность учащихся к

уроку, отметить отсутствующих).

2. Вступительное слово учителя

(сообщение учащимся темы урока, актуальности и значимости целей

урока, постановка проблемы для учебного исследования).

3. Изучение новой темы.

Основные вопросы:

1. Основные принципы демократических выборов.

2. Политический портрет президентов России и США

(презентация информационно – аналитических проектов).

3. Президентские выборы в РФ и США (учебное исследование).

4. Подведение итогов изучения новой темы (рефлексия).

5. Домашнее задание.

Вступительное слово учителя.

Для современного этапа развития общества характерно возрастание требований к уровню развития личности. В качестве приоритетной задачи выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Сегодня на уроке мы продолжим формирование учебных исследовательских умений при изучении темы «Демократические выборы». Таким образом, сегодня мы не просто изучаем принципы демократических выборов, а «примеряем» их к реалиям современной политической жизни нашей страны и США. Как вы думаете, ребята, почему для сравнения мы берём именно эти страны? (Учащиеся высказывают своё мнение).

Подведём итог: во – первых, Россия и США – демократические государства; во – вторых, в обоих государствах проходят выборы Президента; в – третьих, США всегда позиционируют себя как эталон демократии, а Россию упорно не хотят признавать демократическим государством.

Постановка проблемы учебного исследования:

Является ли американская демократия образцом народовластия?

Изучение новой темы:

1. Основные принципы демократических выборов.

На основе ответов учащихся составляется схема. Данный вопрос изучался

в 9 классе, поэтому наиболее подготовленные учащиеся смогут назвать эти

принципы.

Важно не только уметь перечислять принципы демократических выборов,

но и понимать их сущность. При необходимости учитель корректирует формулировки учащихся, даёт дополнительную информацию о сущности принципов демократических выборов.

Принципы

демократических

выборов

Их сущность

Всеобщность

Избирательным правом обладают все дееспособные граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии (существует возрастной ценз и ценз гражданства)

Равенство

Граждане участвуют в выборах на равных основаниях, каждый в одинаковой степени влияет на общий результат выборов; кандидаты должны иметь равные права в процессе выборов, равные финансовые возможности.

Прямые выборы

Граждане голосуют на выборах непосредственно за кандидата.

Тайное голосование

Голосование на выборах является тайным, исключающим контроль и давление за волеизъявлением гражданина.

Добровольность

Граждане голосуют на выборах добровольно и никто не вправе оказывать на них воздействие.

Гласность

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов, при подсчёте голосов, при определении результатов выборов (независимые наблюдатели).

Состязательность

Выборы проводятся на альтернативной основе. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

Обязательность выборов

Выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в установленные законом сроки.

Составляется словарь (запись делается в тетрадь).

Демократия – форма организации политической жизни общества, основанная

на признании народа в качестве источника власти.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в

соответствии с законодательством.

Избирательное право – право гражданина избирать и быть избранным в органы

государственной власти.

Избиратель – гражданин, обладающий активным избирательным правом.

Цензы — определённые условия предоставления избирательных прав.

2. Политический портрет президентов России и США

(презентация информационно – аналитических проектов).

Презентация № 1

«Политический портрет Президента РФ В.В. Путина».

Презентация № 2

«Политический портрет Президента США Барака Обамы».

Главная цель данных проектов – показать значение президентов как политических лидеров общенационального масштаба и глав государств, наделённых огромными полномочиями. Они определяют приоритеты внутренней и внешней политики. Отсюда и важность значимости выборов президентов двух стран для понимания сущности демократии.

3. Президентские выборы в РФ и США (учебное исследование).

Исследуйте механизм проведения президентских выборов

Охарактеризуйте в России и США;

Проанализируйте соблюдение принципов демократических выборов

Класс делится на 2 группы:

1 – аналитики по России

2 – аналитики по США.

Результаты оформляются в таблицу.

Принципы

демократи-ческих

выборов

Россия

США

Всеобщность

Правом голоса обладают все дееспособные

граждане, достигшие 18 – летнего возраста.

Избирательного права лишены те, кто отбывает наказание по приговору суда.

Миллионы американских граждан лишены права голосовать: жители Пуэрто – Рико, Гуама и ряда других островных территорий США, не имеющих статуса субъектов федерации; во многих штатах лишены избирательных прав бывшие осуждённые. Не смогут проголосовать те, кто находится за границей.

Равенство

Каждый избиратель имеет один голос.

Число выборщиков производно от численности населения штата (например, у Аляски и Колумбии всего по 3 выборщика, а у Калифорнии – 55). Неравноправие штатов т.о. усугубляется неравноправием граждан.

Прямые

выборы

В день выборов граждане голосуют непосредственно за кандидата.

Американские граждане лишены права напрямую избирать своего президента. Они голосуют за коллегию выборщиков (т.е. электорат президента составляет всего 538 выборщиков).

Тайное голосование

Голосование является тайным.

Разрешается голосовать письмом или даже факсом, отправляемыми в родной штат, т.о. тайной голосования никто особо не озабочен.

Доброволь-ность

Добровольное участие в выборах.

Добровольное участие в выборах.

Гласность

Деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно.

Состязатель-ность

Выборы проводятся на альтернативной основе.

Выборы проводятся на альтернативной основе.

Обязатель-ность выборов

Выборы являются обязательными и периодическими.

Выборы являются обязательными и периодическими.

Решение проблемы учебного исследования:

Является ли американская демократия образцом народовластия?

Исследовав механизм проведения президентских выборов

Охарактеризовав в России и США;

Проанализировав соблюдение принципов демократических выборов

учащиеся сделали вывод о том, что в США нарушаются следующие принципы демократических выборов:

— всеобщность;

— равенство;

— прямые выборы;

— тайность голосования, соответственно

американскую демократию нельзя назвать образцом народовластия.

В США возможна ситуация, когда кандидат, за списки которого проголосовало большинство избирателей, получит меньше выборщиков, чем его соперник, и проиграет выборы.

В истории США уже были такие прецеденты. На выборах 2000 года демократ Альберт Гор собрал 51 млн. голосов избирателей, которые конвертировались в 266 голосов выборщиков. Его соперника республиканца Джорджа Буша предпочли 50, 4 млн. избирателей, которых представлял 271 выборщик. Эта история показала, что можно отстать от соперника в целом на 600 тысяч голосов, но всё равно победить, «отбив» всего 500 с небольшим в нужном штате.

4. Подведение итогов изучения новой темы (рефлексия).

Что нового узнал?

Какими умениями воспользовался в ходе урока?

Что сегодня получилось на уроке?

Какие трудности испытал и почему?

5. Домашнее задание.

§ 23 (п. 1 и 2);

подготовиться по вопросу «Основные принципы демократических выборов»;

придумать и записать в тетрадь ситуации, связанные с осуществлением и

нарушением принципов демократических выборов или подобрать эти

ситуации из СМИ.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here