Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры

План-конспект занятия по шахматам

в 5 классе (2 год обучения)

на тему:

«Мат в 2 хода. Матует слон»

подготовил

учитель физики

высшей категории

Змановский Леонид Владимирович

с.Болчары

2012

ТЕМА: «Мат в 2 хода. Матует слон».

Цель занятия: научить детей решать шахматные задачи на мат в 2 хода, а также взаимодействию слона с другими фигурами.

Задачи:

Образовательные:

— содействовать формированию представлений о мате, как о четкой продуманной системе ходов;

— содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Развивающие:

— содействовать развитию логического мышления;

— содействовать развитию умения работать индивидуально, в парах, в команде;

Воспитательные:

— содействовать формированию коммуникативных качеств (коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи);

— содействовать формированию уверенности в себе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Комплект ноутбуков (10 шт.).

2. Ноутбук учителя (1 шт.).

3. Проектор (1 шт.).

4. Специализированный программный комплекс «Шахматное образование».

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление

новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент, эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рад встрече с вами, надеюсь, на полное взаимопонимание и сотрудничество и уверен, что ближайшие 40 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и плодотворно, многому научимся и узнаем много интересного!!!

  1. Постановка проблемного вопроса и актуализация знаний.

Учитель: Но прежде, чем перейти к рассмотрению темы урока, мне хотелось бы загадать Вам загадку из книги Иржи Веселы «Шахматный букварь», а вы попробуйте ее отгадать. Итак, внимание загадка:

«Если он на белом поле встал вначале не забудь!

Он другой не хочет доли – знает только белый путь!

А когда на черном поле он стоит вступая в бой

Ходит, правилам покорный черной тропкой он такой!

До конца игры они цвету одному верны!»

Ребята, о какой фигуре идет речь?

Ответы учащихся.

Учитель: Действительно, это загадка про шахматных слонов. Тогда может кто-нибудь из вас может назвать тему урока?

Ученики: Мат в 2 хода. Матует слон.

Учитель: Правильно, а как вы догадались?

Ученики: Потому что мы проходим раздел: «Мат в 2 хода», и на каждом уроке матовали вначале ферзем, затем ладьей и конем, а теперь дошла очередь до слона и еще подсказка в виде загадки про слона сразу натолкнула на эту мысль.

Учитель: Молодцы, ребята, мне нравится ваше логическое мышление.

3. Объявление темы, изучение нового материала.

Учитель: Итак, тема нашего занятия: «Мат в 2 хода. Матует слон».

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Мат в 2 хода. Матует слон.

Как нужно играть белым в данном случае?

Ученики: 1. Л:с6+ bc . 2. Ca6X.

Учитель: Совершенно верно.

Учитель: Рассмотрим следующую позицию, как на Ваш взгляд добиться успеха в этом случае (см. диаграмму 2)?

Ученики: 1. Кс5+ Кра5. 2. Сс7Х.

Учитель: Абсолютно верно!

Диаграмма 2. Мат в 2 хода. Матует слон.

Учитель: Разберем еще один пример, а затем сформулируем общий вывод (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Мат в 2 хода. Матует слон.

Ученики: 1. Лf1+ Кре6. 2. Сf5X.

Учитель: Правильно! А теперь давайте сформулируем общий алгоритм решения задач на мат в 2 хода, где матует слон. Первый шаг алгоритма какой? Что общего было в решении всех трех задач?

Ученики: Общего в первом ходе во всех трех задачах было то, что королю ставился шах!

Учитель: Верно! А второй шаг алгоритма?

Ученики: Поставить мат королю соперника слоном!

Учитель: Молодцы!!! Давайте запишем его в тетрадь!!!

Алгоритм решения:

1. Поставить шах Кр соперника.

2. Поставить мат Кр соперника слоном.

4. Физкультминутка.

Учитель: А теперь все дружно встали и ногами зашагали (топаем как шахматные слоны).

А сейчас сомкнули руки над головой (изображая шахматного слона) и покачались из стороны в сторону. Спасибо. Присаживайтесь.

5. Закрепление нового материала.

Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно решить несколько шахматных задач. Включаем ваши ноутбуки и заходим в программный комплекс «Шахматное образование».

Кто выполнит 70% предложенных задач – тот получит оценку «5» ;

От 45% до 69% — оценку «4» ;

От 25% до 44% — оценку «3».

Учитель отправляет на ноутбуки учащихся задания:

Диаграмма 4. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 5. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 6. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 7. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 8. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 9. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 10. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 11. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 12. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 13. Мат в 2 хода. Матует слон.

Учитель: Ребята, кто справился с решением задач, может попробовать свои силы в решении задач повышенной сложности и тем самым поднять свой процент успеха (каждая правильно решенная задача повышает Ваш процент успеха на 10%, т.е. вы можете повысить свою оценку решив данные задачи). Итак: задачи повышенной сложности на мат в 2 хода (матует слон):

Диаграмма 14. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 15. Мат в 2 хода. Матует слон.

Диаграмма 16. Мат в 2 хода. Матует слон.

6. Итог занятия.

Итак, подытожим:

Что полезного вы взяли с нашего занятия? Ответ: Научились решать задачи на мат в 2 хода (матует слон).

Таким образом, чтобы достигнуть совершенства в решении задач на мат в 2 хода (матует слон) нужно четко придерживаться плана (алгоритма решения) и тогда непременно вы достигнете успеха.

Оценки за урок: 11 пятерок, 2 четверки и всего 2 тройки.

7. Домашнее задание.

Задание на оценку «3»: Решить задачу (см. диаграмму 17) :

Диаграмма 17. Мат в 2 хода. Матует слон.

Задание на оценку «4»: Решить задачи (см. диаграммы 17 и 18) :

Диаграмма 18. Мат в 2 хода. Матует слон.

Задание на оценку «5»: Решить задачи (см. диаграммы 17, 18 и 19) :

Диаграмма 19. Мат в 2 хода. Матует слон.

8. Заключение.

Учитель: Мне остается лишь пожелать вам удачи. Огромное спасибо. С вами было приятно работать. Успехов вам. До свидания!!!

Список использованной литературы

1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. – М.: ФиС, 1979.

2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. – М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.

3. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

4. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://chesshmao.ru.

2. http://pedsovet.org.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here