Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута
Конспект урока по обществознанию для 1 класса
«Добро в семью»
подготовила
социальный педагог
Сафиуллина Галина Николаевна
Г. Сургут
2012
Направление: социализация.
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Формировать представление о мире семьи;
Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;
Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»
— Как вы считаете? (Дети: «Нет»)
— А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)
— Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»
— Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)
— У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)
— А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)
— А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…
— Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).
— Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)
— Правильно. А точнее, необходима забота.
-А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).
-Они вам это дают? (дети: «Да!»)
— И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)
— В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.
— Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.
-Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).
— К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).
— Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?
— Как вы выразили свою любовь?
— вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).
— Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)
-Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.
— Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?
-Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.
— А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).
-Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»
— Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.
— Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.
— Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)
— Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).
— Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.
— Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.
— Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)
-Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.
Физминутка:
Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».
Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.
— «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);
— Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);
— У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);
— Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);
— Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);
— «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.
Дети меняются ролями. Действия повторяются.
По окончанию дети садятся на ковер.
Воспитатель:
— Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).
— Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)
-
Много их на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Кто с улыбкой утром рано
Нас разбудит? Это …. (мама)
2. Он не терпит безделья и скуки,
У него умелые, сильные руки.
Как дела? Снимая шляпу
Спросит вечером нас … (папа).
3. Вера ходит в детский сад
Веру в садик водит … (брат).
4. Дружу я с ней давным — давно
Мы с ней в затеях за одно,
Всем нам печет оладушки
Люблю я свою … (бабушку)
5. Он с бабушкой рядышком
Живет уж много лет,
Хочу таким быть умным
Как мой любимый …(дед)
— Молодцы, быстро разгадали загадки.
— Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.
«Старый друг, лучше новых двух»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
— Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.
— А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).
Молодцы.
Заключение:
-А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.
Задание на дом:
— Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!
Список использованной литературы
1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.