МБОУ «Чувшско-Бродская СОШ Алькеевкого МР РТ
Разработка урока по обществознанию
в 6 классе
Тема: «Государство и граждане».
Учитель истории и обществознания
Низамова М.Х.
2014 г.
Тема: Государство и граждане.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
Задачи урока:
-
Образовательные: разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан; продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”; дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”; знать и называть основные признаки государства; уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти.
-
Развивающие: закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.
-
Воспитательные: воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
Материалы и оборудование: учебник, раздаточные Листы исследователя, раздаточные листы с отрывком из произведения Аристотеля “Политика”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока.
Основные этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Организационный этап.
Приветствие.
(1 мин)
Добрый день. И мы снова в мире “Обществознания”. Вы готовы к работе?
О чем мы говорили на прошлом уроке?
Да
Повторяли тему “Социальная сфера общества”
Актуализация знаний
( 3 мин)
Вспомните, сколько мы знаем сфер общества и как они называются.
Четыре: социальная, экономическая, политическая, духовная
Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и предположите, что мы будем изучать. Слайд 2
Кремль, собрания людей, государство, политику и т.д.
Формулирование темы урока и определение задач для учащихся
Мы начинаем изучать политическую сферу общества.
Слайд 3
Откройте тетради и запишите название нового раздела “Политика и право”
Делают записи в тетради
Прочтите высказывания и попытайтесь сформулировать тему урока:
“Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить” Г. Бруэм
“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть – обязан”
Н.А. Некрасов
“Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять”.
Еврипид
(подвести к формулировке темы)
Высказывают предположения
“Государство и граждане”
Выпишите в тетрадь одно из высказываний, которое вам понравилось, и дома найдите сведения об авторе слов.
Слайд 4
Выписывают в тетрадь
Основной этап
(25 мин)
План урока:
1. Что такое государство.
2. Признаки государство
3. Что такое гражданство
4. Государственные символы
Слайд 5
Вспомните, когда и в связи с чем, вы впервые услышали понятие “государство”?
Хорошо! Назовите слова, которые, как вы считаете, связаны с понятием “государство” (принимаются любые ответы)
Слайд 6
В начальной школе, в 5 классе; изучали “Окружающий мир”, “Историю древнего мира”
Например: страна, президент, Египет и другие
Отвечают на вопросы учителя.
Молодцы! Вспомните историю Древнего мира. Где и когда появились первые государства?
(Если затрудняются с ответом, то обратить внимание на текст учебника стр.102-2 абз)
Почему появилось государство, ведь у древних людей его не было? (принимаются любые ответы, но подвести к правильному)
В Древнем Египте, Греции, Риме; 5-6 тыс. лет назад.
Необходимо обеспечить порядок и организовать жизнь людей
Таким образом, государство-это важнейший институт общества, призванный обеспечить порядок и организовать жизнь людей.
Слайд 7
Запишите определение
Записывают в тетрадь
Откройте учебник, прочтите материал на стр.101-2 абз. до стр. 102 до 2 абз.
Находят материал, читают
Работа с учебником. Отвечают на вопросы.
Какое место занимает государство в политической сфере?
Государство — фундамент политической сферы
Что находится в распоряжении государства?
В распоряжении государства находятся армия, полиция, суды и законы страны, которые обеспечивают правопорядок и охраняют жизнь людей
Чем занимаются суды?
Суды разбираются с правовыми конфликтами
Чем занимается армия?
Армия защищает от нападения врагов
Чем занимаются министерства?
Министерства занимаются хозяйственными проблемами
Сделайте вывод о том, какие функции выполняет государство?
(Какие две группы вопросов решает государство?)
Слайд 8
Молодцы! Запишите схему в тетрадь
Функции государства: внутренние и внешние
Записывают в тетрадь
Откройте учебник на стр.103, прочтите до стр. 104 (до 2 абз.)
Находят материал, читают
Дайте определение понятию “суверенитет”
Слайд 9
Запишите в тетрадь
Суверенитет — государственная независимость
Записывают в тетрадь
Какие государства можно выделить? Слайд 10
Запишите в тетрадь
Государства бывают демократические и не демократические.
Записывают в тетрадь
Какие государства бывают по типу (форме) власти (правления)? Слайд 11
Запишите в тетрадь
Монархия и республика
Записывают в тетрадь
Дайте определение понятию “монархия”
Слайд11
Умение правильно давать определение
Предполагаемый ответ: “Монархия — это когда во главе государства стоит король или царь и передает власть по наследству.
Нужно: Монархия — это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.
Дайте определение понятию “республика”
(по аналогии с предыдущим понятием)
Слайд 11 запишите в тетрадь
Республика — это форма правления, при которой государством управляют органы избранные народом на определенный срок Записывают в тетрадь
Как называется наша страна?
Назовите форму правления в России.
Кто президент РФ?
Какие государства вы знаете с республиканской формой правления? (США, Италия, Германия)
Ответ учащихся :
Российская Федерация,
Форма правления – республика.
В.В.Путин.
Прочтите материал учебника стр.105-106 (2 мин)
Назовите основные признаки государства
Слайд 12
Основными признаками государства являются:
— единая территория;
— суверенитет;
— аппарат управления;
— налоги;
— общие законы;
— гражданство
Молодцы! Запишите в тетрадь
Постановка и обсуждение проблемы
Как называют отдельного человека или всех людей, составляющих население страны? Раньше их называли подданными.
Сейчас таких людей называют гражданами.
Слайд 13
Записи в тетради
Ответ учащихся.
Физкультминутка
(3 мин)
Исследовательский этап (6 мин)
В нашей стране действует Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”. Что такое гражданство, мы и попытаемся с вами выяснить. Проведем исследование.
Раздаю Листы исследователя, организую класс на группы
Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предположите, что такое “гражданство” и запишите предположение (гипотезу).
Делают записи на Листе исследователя
Изучите текст и окончательно дайте определение понятию “гражданство” на вашем листе исследователя.
1-я группа работает с текстом учебника стр.106-107
2-я группа работает с источником: фрагмент работы Аристотеля “Политика”
Читают и заполняют Лист исследователя до конца.
Зачитывают свои варианты.
Слайд 13
Гражданство – взаимная ответственность человека и государства
Сравнивают со своими записями на Листе исследователя
Какой путь познания был наиболее простым, а какой наиболее сложным? Почему?
Сложнее работать было с фрагментом работы Аристотеля “Политика”, т.к. определение нужно сформулировать.
Слайд 14.
— Что вы видите на этом слайде?
Молодцы! Правильно это государственные символы РФ. А еще какие символы вы знаете?
Слайд 15
Ответ уч-ся.
Символы РТ.
Закрепления. (3мин)
Тест на закрепления.
Слайд 16-17(ответы)
Выполняют тест в тетрадях.
Осуществляют взаимопроверку , сверяют ответы со слайдом.
Вывод урока. (2 мин)
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие бывают государства?
Какие главные признаки существует государства?
Что такое гражданство?
Ответ учащихся.
Итог урока.
(2 мин)
Выставление оценок.
Слайд 18
Домашнее задание:
-
параграф 16 стр.101-107;
-
подготовиться к конференции с предоставлением презентационных материалов по темам:
1. История государственного герба.
2. История государственного гимна.
3. История государственного флага.
4. История рубля.
Делают записи в тетради
Самоанализ урока учителя истории и обществознания Низамовой М.Х. по теме: «Государство и граждане» в 6 классе.
1.Характеристика урока с позиции его места в курсе.
Тема урока имеет место в программе по обществознанию в разделе «Политика и права» и предусмотрена в тематическом планировании в количестве одного часа.
2. Цель урока:
Рассмотреть роль государства в жизни его граждан.
Задачи урока:
— разъяснить учащимся роль государства в жизни его граждан;
продолжать формировать умения использования понятий “политическая сфера общества”, “государство”, “полис”, “нация”;
дать определения понятиям “гражданин”, “суверенитет”;
знать и называть основные признаки государства;
уметь характеризовать современное Российское государство; приводить примеры конкретных государств, отличающихся по типу власти;
— закреплять умения и навыки работы с источником; развитие аналитических способностей, навыков, творческой деятельности, самостоятельной работы.
— воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.
При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
— достаточно высокий уровень обученности школьников (в том числе частично-поисковый уровень самостоятельной деятельности);
— техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;
— опираясь на ведущие характеристики возраста учащихся в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связно излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа).
3.Используемые на уроке наглядные средства.
компьютер, экран, презентация по теме, листы исследования.
4. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей урока, мною был выбран тип урока — урок изучения нового материала.
Опираясь на требования к современному уроку обществознания, структура урока была запланирована следующим образом:
а). Организационный момент (4 мин).
б). Актуализация знаний (3 мин)
В)На изучении нового материала было отведено 25 минут. Тема излагалась по плану.
г). На исследовательскую работу была отведена 6 мин. Учащиеся делали записи на листе исследователя.
д) Закрепления пройденного материала осуществлялась в форме тестового задания с взаимопроверкой. (5 мин)
е). Вывод и домашнее задание ( 2 мин)
5. Для достижения цели урока применялись как традиционные методы и приемы: беседа, работа с текстом учебника, проблемные ситуации, так и инновационные методы: информационно – коммуникативные технологии (презентация, Интернет ресурсы), практический метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.
Считаю урок прошел успешно, цели были достигнуты.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали
достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в
конечном итоге их результативность способствовали активизации
познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к
содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный,
компетентностно-ориентированный подход в обучении. Урок содержит
большой объем информации. Использование компетентностно-
ориентированных заданий способствует развитию мыслительной
деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения
эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря
заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности,
поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых
заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом
построении урока, в проведении физкультпаузы.