Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе
Учитель: Котова Оксана Алексеевна
г. Донецк
Ростовская область
Тема урока
«Конституция РФ – основной закон государства»
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цели урока
-
формирование представлений о Конституции РФ, о ее структуре, о принципе разделения властей, о президенте, парламенте и правительстве РФ; правах и обязанностях граждан,
-
формирование у учащихся умений получать из нормативно-правовых актов и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
-
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
-
развитие личности учащихся, повышение уровня ее политической и правовой культуры,
-
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах
Основные понятия
Конституция РФ, принцип разделения властей, президент, правительство, Федеральное собрание, Государственная Дума, депутат, конституционное право, конституционная обязанность
План урока
-
Конституция РФ и ее структура
-
Принцип разделения властей
-
Конституционные полномочия органов государственной власти
-
Конституционные права и обязанности граждан
Материально-техническое оснащение урока
-
цифровой проектор,
-
персональные компьютеры,
-
презентация «Конституция – основной закон государства»
-
Конституция РФ;
-
карточки с заданиями
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
-
общее представление о Конституции РФ, о ее структуре.о действующих в РФ органах государственной власти, о конституционных правах и обязанностях граждан;
-
знание ряда ключевых понятий: Конституция РФ, конституционное право, конституционная обязанность, Президент РФ , депутат, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебная система;
-
умение работать с текстом Конституции РФ, извлекать нужную правовую информацию
-
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
-
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
-
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога
-
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
Организационная структура урока
Этапы урока
Время (мин)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Универсальные учебные действия
Формы контроля
I. Мотивация к учебной деятельности
3 мин
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
-
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
-
Организует мотивационную беседу:
Сначала ее придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из нее вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с ней или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года она была принята.
Вопрос учащимся: «Как вы думаете, о чем или о ком идет речь?».
-
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
(Слайд 1)
Слушают и обсуждают сказанное учителем, пытаются самостоятельно сформулировать тему урока, обсуждают цели урока
Фронтальная работа
Личностные: понимают необходимость учении, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II. Изучение нового материала
30 мин
Презентация «Конституция – основной закон государства»
(Приложение 1)
Тексты Конституции РФ
Карточки с заданиями
-
Конституция РФ и ее структура
-
Проводит беседу:
Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется жизнь государства и ее граждан по правилам Конституции.
Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Конституция РФ включает в себя 9 глав
-
Показывает слайды презентации (слайд 2,3), комментирует новую информацию.
-
Комментирует содержание ч. 1 ст. 1 Конституции РФ (Слайды 4-8)
-
Принцип разделения властей
-
Обращается к учащимся с вопросом:
Кто в вашей семье является главным? Кто решает все главные вопросы в семье? Исходя из ваших ответов можно сделать вывод, что в семье главными являются взрослые, которые решают все важные вопросы. Они обладают родительской властью. Дети с самого рождения обязаны слушать своих родителей.
-
Показывает и комментирует содержание 9, 10 слайдов презентации:
В государстве главными являются органы государственной власти. Они решают все важные вопросы в стране. В России согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
-
Конституционные полномочия органов государственной власти
-
Организует работу учащихся в группах.
-
Определяет задания для групп (Приложение 2), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль
-
Конституционные права и обязанности граждан
-
Проводит беседу:
Вы знаете, что в основе жизни и деятельности человека лежит удовлетворение его потребностей. Каждому человеку необходимы пища и воздух, жилище и тепло, любовь и понимание, уважение и забота. Можно сказать, что существует общность потребностей различных людей. Это означает, что каждый нуждается в некоторых обязательных условиях, необходимых для сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. А для этого в первую очередь должны быть признаны определенные права человека, т.е. его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.
В главе 2 Конституции РФ закреплены основные конституционные права граждан.
Все права можно условно подразделить на 5 категорий
-
Показывает и комментирует
11-13 слайды презентации -
Выдает карточки с заданиями двух уровней сложности (Приложение 3), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию
Отвечают на вопросы
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию
Изучают и анализируют статьи Конституции РФ.
Готовят краткое сообщение по заданной теме.
Формулируют один вопрос для класса по заданной тематике.
Выступают с сообщениями, отвечают на вопросы.
Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию
Выполняют задания
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Групповая работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Личностные: оценивают жизненные ситуации.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации; самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, слушают друг друга, высказывают собственное мнение; задают вопросы; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Проверка выполнения письменных заданий
III. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
5 мин
Карточки для составления синквейнов
Выдает карточки (Приложение 4), нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль
Выполняют задания
Индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
Регулятивные: ориентируются в тексте документа
Проверка выполнения письменных заданий
IV. Итоги урока. Рефлексия
5 мин
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
-
Какую роль выполняет Конституция в жизни нашего государства?
-
Почему гражданам РФ важно знать содержание Конституции РФ?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальная работа
Личностные понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
V. Домашнее задание
2 мин
Глава 8 Конституции РФ, синквейн на тему «Местное самоуправление»
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Приложение 1
Приложение 2
Задание для первой группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 4, ст. 80, 81), подготовьте сообщение о Президенте РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы.
-
Кем является Президент РФ?
-
Какие функции выполняет Президент РФ?
-
На какой срок избирается Президент РФ?
-
Кто может быть избран Президентом РФ?
Задание для второй группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 5, ст. 94- 97, 105), подготовьте сообщение о Федеральном Собрании РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Каким органом власти является Федеральное Собрание РФ? Из каких палат оно состоит?
-
Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
-
На какой срок избирается Государственная Дума?
-
Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы?
-
Как принимаются Федеральные Законы РФ?
Задание для третьей группы
Используя текст Конституции РФ (Глава 6, ст. 110-114), подготовьте сообщение о Правительстве РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Из кого состоит Правительство РФ? Как оно формируется?
-
Какие функции осуществляет Председатель Правительства РФ?
-
Какими полномочиями обладает Правительство РФ?
Используя текст Конституции РФ (Глава 7, ст. 118, 119, 128), подготовьте сообщение о судебной власти в РФ. Для этого ответьте на следующие вопросы:
-
Кто осуществляет правосудие в РФ? Посредством каких судопроизводств?
-
Кто может быть судьей?
-
Кто назначает судей на должность?
Приложение 3
Карточка 1.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.
Гражданские права
Политические права
-
право на жизнь – ст. ___
-
право на свободу и личную неприкосновенность – ст. ____
-
право на достоинство личности – ст. ___
-
право на неприкосновенность
частной жизни — ст. ____ -
свобода совести и вероисповедания – ст. ___
-
свобода мысли и слова – ст. ___
-
право выбирать и быть избранным в органы власти и самоуправления – ст. ___
-
право непосредственного участия и через представителей в управлении страной – ст.__
-
право на участие в референдуме – ст. ___
-
право на политическое убежище.- ст. ___
Экономические права
Социальные права
-
право на частную собственность и её наследование – ст. ___
-
право на предпринимательство
ст. __ -
право на свободное распоряжение своими способностями к
труду ст. ___ -
право на равную оплату за равный труд — ст. __
-
право создавать и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов — ст. ___
-
право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ст. ____
-
право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст. ___
-
право на образование – ст.____
Культурные права
-
Право на участие в культурной жизни
ст. ___
Задание 2. Пользуясь ст. 38, 44, 57, 59 заполните следующую схему:
Конституционные обязанности граждан
Карточка 2*.
Задание 1. Используя Конституцию РФ, заполните таблицу
Конституционные права
Номера статей Конституции
Гражданские
Политические
Эконмические
Социальные
Культурные
Задание 2. Пользуясь статьями Конституции РФ (Глава 2) заполните следующую схему:
Конституционные обязанности граждан
Приложение 4
Синквейн № 1.
-
Конституция РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 2.
-
Президент РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 3.
-
Правительство РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 4.
-
Федеральное Собрание РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
Синквейн № 5.
-
Судебная система РФ
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________