Разработка урока обществознания

по теме: « Кто стоит на страже закона»

( 7 класс)

Подготовила: учитель истории

и обществознания

МБУ СОШ № 49 г.о. Тольятти

Строева Елена Александровна

Цель урока:

  • познакомить учащихся с правоохранительными органами, их функциями;

  • обратить внимание на то, что все они существуют и на территории нашего города и района;

  • учить пользоваться правовой терминологией, а также различать, в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав;

  • способствовать правовому воспитанию личности учащихся.

Основные понятия темы: правоохранительные органы, функция правоохранительных органов, презумпция невиновности, милиция общественного порядка и криминальная милиция.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор

  • Конституция РФ (стать из конституции)

  • Учебник обществознания

Методы ведения урока: беседа, работа с учебником, документами.

Ход урока

  1. Вводная беседа:

— Что такое закон? Почему законы важно соблюдать?

— Почему закон нуждается в защите? Кого можно назвать стражами закона?

  1. Изучение нового материала

План:

1. Задачи правоохранительных органов

2. Суд

3. Прокуратура

4. ФСБ

5. Таможня

6. Полиция

7. Адвокат

8. Нотариус

— Цель нашего урока:

1. Рассмотреть, какие органы относятся к правоохранительным.

2. Узнать, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов.

— Как вы думаете, каковы задачи правоохранительных органов?

— Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

— Предположите, какие органы (организации) мы поселим в это здание? (идёт обсуждение).

— В одну из комнат мы разместим суд.

— Вспомните историю древнего мира: кто имел право стать судьёй в Древних Афинах?

— Кто судил в Древней Руси? А кто может стать судьёй по современным российским законам? ( Работа с Конституцией РФ- статья 119)

— Все государства в разные времена стремились по-разному решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них — презумпция невиновности. (Работа с термином: текст §11 стр 122, словарь стр. 165)

— Сделаем вывод: какова функция судов?

Где у нас в городе, в нашем районе расположен суд? (возможна фотография здания районного суда)

В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ –

— Каковы функции прокуратуры? (беседа, затем обращаемся к схеме учебника на стр.120).

— Где у нас в городе находится здание прокуратуры?

— Следующая служба, которая относится к правоохранительным — ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» .

— Каковы функции ФСБ? (Беседа, затем делается вывод: смотри схему на стр120 учебника).

— На территории нашего города есть таможня. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.

— Какие задачи стоят перед таможней? В чем её правоохранительная функция? (Беседа)

— На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?

— Полиция — это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме.

— Если говорить вообще, то что мы отнесём к функциям полиции? (Схема на стр. 120)

Далее идёт самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.

ЗАДАНИЕ: Прочитав страницы учебника 122-127, составьте схему структуры полиции.

(На работу даётся 15-20 минут, в зависимости от способностей учащихся, затем идёт коллективное обсуждение. В итоге показываем СЛАЙДЫ)

— После сегодняшнего урока, говоря «Я пойду работать в полицию», вы будете знать, что стоит уточнить: а в какую полицию вы хотели бы пойти работать, в какую из её структур?

— К органам оказывающим населению юридическую, правовую помощь относят ещё нотариат и адвокатуру, но мы с вами чаще употребляем понятия, означающие профессии людей, работающих там:

— Чем занимается адвокат? ( Беседа)

-Чем занимается нотариус? (Беседа)

(Если ребята затрудняются ответить, то следует обратиться к словарю учебника: стр. 239 и стр. 242).

— Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Мы сейчас это проверим.

  1. Закрепление темы

— В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.

— Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду.

— Вы решили отправить документы с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, в том числе и московский вуз.

— Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

  1. Подведение итогов работы на уроке, домашнее задание.

Д/З: § 11 (ответить на вопросы и выполнить задание на стр.127-128, устно).

Список литературы

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л.Н. Боголюба, Л.Ф. Ивановой; Ром. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.

  1. Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.

  1. Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here