Тема урока: «Право в системе социальных норм».

Цели урока:

  1. Научиться анализировать систему права, познакомиться с её составляющими: нормой права, институтом права, отраслью права.

  2. Уметь определять важность права в жизни общества.

  3. Познакомиться с основными источниками права, охарактеризовать их.

  4. Воспитание правовой культуры и правовой грамотности учащихся

План урока. Вопросы для исследования.

  • Что такое норма права?

  • Какова структура системы права?

  • Отрасли права.

  • Каковы различные источники права? В чем достоинства нормативно-правового акта?

Ход урока.

Организационный момент .

1. На прошедшем уроке мы познакомились с разнообразием социальных норм. Выделили особенности и характерные отличия норм права в системе социальных норм. Дали определение понятию правоотношение, юридический факт, субъект и объект права. Выяснили, чем отличается публичное и частное право.

2. На сегодняшнем уроке мы продолжим наш разговор о праве, предлагаю вам следующие вопросы для исследования (слайд).

  1. Актуализация опорных знаний.

Чтобы наш разговор получился предметным давайте вспомним изученное:

-Слайд 2,

-Слайд 3 ( задание в рабочей тетради №3 стр.33)

-ВОПРОС: Как возникают правовые отношения? ОТВЕТ: этому способствуют конкретные жизненные обстоятельства, которые называются? (ЮРИДИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ).

— Слайд 4. События или действия? ( гражданин устраивается на работу, смерть гражданина, гражданин совершил разбойное нападения на прохожего, жилище гражданина пришло в негодность вследствие наводнения). Свои примеры.

Чем отличается событие от действия?

— Слайд 6. Приведите примеры правоотношений и назовите субъектов и объекты этих правоотношений.

— ВОПРОС: Нужно ли нам право? Может быть достаточно других социальных норм? Например норм морали, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества?

ВОПРОС: правовые нормы регулируют почти 70% общественных отношений. Отсюда их важность и значимость как общественного регулятора. А что произойдёт, если в обществе не будет правовых норм, а что произойдёт с обществом, где право регулирует каждый шаг и поступок человека? Я просила вас подумать над этим вопросом дома.

  1. Переходим к исследованию новых для вас вопросов.

Открываем тетради , тема урока та же.

Норм права огромное множество, как в них не запутаться? С этой целью создана система — система права.

Слайд 7.

Давайте разберёмся с элементами этой системы.

Слайд 8 – нормы права. Приведите свои примеры.

Слайд 9. Институты права.

Слайд 10, 11 . Отрасли права. Давайте познакомимся с этими отраслями в процессе выполнения задания № 7 стр.35 раб.тетради. Добавить о Конституционной отрасли ( прочесть учебник стр.80).

Таким образом, мы с вами познакомились с системой права.

Но ведь нормы права, как мы подчеркнули, должны обязательно быть прописаны в нормативных документах. Они называются источники права.

Слайд 12. Ребята выступают с сообщениями об источниках права : правовом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте ( было дано опережающее задание).

  1. Закрепление.

На протяжении многих веков люди пытались дать определение понятию право. Современная юриспруденция в РФ даёт такое определение праву.

ПРАВО – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе на основе общих принципов справедливости и санкционированных государством, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Право и закон – это разные понятия. Увы, в истории они нередко противоречили друг другу, когда государство устанавливало внеправовые законы.

Право имеет структуру, имеет системный характер. Нормы права содержатся в источниках права.

Решение правовых задач стр.222 «Книга для учителя», решение тестов по источникам права.

Домашнее задание:

  1. Параграф №9 стр.78-81;

  2. Практикум стр.82 учебника;

  3. Задания в рабочей тетради к параграфу №9 на стр.34 ( №4;5).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here