Дата проведения урока: « » ___________ 20___г.
Класс: 9
План-конспект урока на тему: “Всеобщая декларация прав человека”
Тип урока: комбинированный;
Вид урока: традиционный урок;
Ведущие методы, приемы, средства:
Методы: объяснительно – иллюстративный, беседа с элементами лабораторной работы,
частично поисковый, репродуктивный.
Приемы: логическое осмысление, разъяснение, рассуждение.
Средства: текст Декларации прав человека, учебник Боголюбова «Обществознание».
Цели урока:
-
цель обучения: ознакомить учащихся с содержанием Всеобщей декларации прав человека, условиями ее принятия; обеспечить усвоение учащимися понимание прав человека, частного и публичного права;
-
цель развития: продолжать формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку и делать выводы, а также умения конспектирования лекций;
-
цель воспитания: формировать правильную оценку общечеловеческих правовых документов на примере Декларации прав человека; продолжать воспитание правовой культуры учащихся.
План:
-
Общечеловеческие правовые документы;
-
Идеал современного права;
-
Права человека – мера его свободы
Ход урока:
Время
Этапы
Действия учителя
Действия ученика
3 мин.
Орг. момент
Написать новую тему и план ее изучения на доске
Записать тему в тетрадь
10 мин.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Гражданин – человек свободный и ответственный»
Устный опрос:
1. Кого считали гражданином в Афинах, а кого в Древнем Риме?
2. Как развивались идеи прав человека в период становления буржуазных обществ в Европе и Америке?
3. Почему во всем мире Андрея Дмитриевича Сахарова называют Великим гражданином? Нобелевская премия («За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства»1975 год.)
1. В Афинском государстве гражданами были только мужчины — коренные жители Аттики. В Римской империи постепенно все представители свободного населения получали гражданство, их права делились на: частные и публичные.
2. Буржуазные революции XVII — XIX вв., заложили фундамент нового демократического строя. В тот период были созданы знаменитые документы, открывшие новую историю прав человека. Среди них — Конституция США (1787) — первая в истории писаная конституция, Декларация независимости (1776); Ученые считают ее первой в истории декларацией прав человека, а также в 1789 г. провозглашается Декларация прав человека и гражданина.
3. А. Д. Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Однако свою самую почетную награду — Нобелевскую премию в 1975 году, он получил за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека.
20 мин.
Объяснение нового материала
Рассказ учителя:
Существуют правовые документы, которые адресованы всему человечеству. Главными среди них являются документы, получившие название Международной хартии прав человека. Сюда входят: Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических правах и международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Всеобщая декларация прав человека – наиболее важный и основополагающий документ среди Международной хартии прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. По предложению Ген. Ассамблеи ООН (Резолюция № 423) ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года отмечается во всем мире как День прав человека. Данная Декларация состоит из Преамбулы и 30 статей. Главная мысль Декларации — у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Работа с документом: статьи 17, 21, 23, 25, 27. Ученикам предлагается прочитать данные статьи и классифицировать их в соответствии с основными правами человека.
Всеобщая декларация прав человека — это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства.
Запись учеников:
Всеобщая декларация прав человека – наиболее важный и основополагающий документ среди Международной хартии прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. И состоит из Преамбулы и 30 статей. Главная мысль Декларации — у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Гражданские права: ст. 17
Политические права: ст. 21
Культурные права: ст. 27
Социальные права: ст. 25
Экономические права: ст. 23.
Всеобщая декларация прав человека — это общечеловеческий идеал права, к которому должны стремиться все народы и все государства.
7 мин.
Закрепление изученного материала
Устный опрос:
-
Какие документы входят в Международную хартию прав человека?
-
Кем и когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
-
Состав данной декларации и ее первостепенное назначение.
-
Какие группы прав человека содержатся в данной Декларации?
Ответ ученика:
1.Всеобщая декларация прав человека, международный Пакт о гражданских и политических правах и международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
2.Всеобщая декларация прав человека – была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.
3. Всеобщая декларация прав человека состоит из Преамбулы и 30 статей. Главная мысль Декларации — у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы. Сама декларация общечеловеческий идеал права к которому должны стремиться все страны.
4. Гражданские права
Политические права
Культурные права
Социальные права
Экономические права.
5 мин.
Домашнее задание, выставление оценок за работу в классе.
§ 36; задание № 3 стр. 233 учебника.
Записывают в дневник.
Урок провел ________________ ________________
(подпись)
Дата « » ____________ 20___г.