Конспект урока
по обществознанию в 11 классе на тему
«Самореализация»
Учитель— Климина Н.О.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – исследование.
Актуальность урока обусловлена возрастным периодом обучающихся, связанным с необходимостью определения профессионального направления, т.е с выбором жизненного пути, результат которого должен привести к самореализации.
Цель урока: Продолжить формирование понятия «самореализация», закрепить навыки работы с документами, исследовательской и проектной деятельности. Воспитывать умение работать в группе, основываясь на корпоративной этике.
Проблема урока: «Самореализация- вынужденная необходимость или смысл жизни»?
Ход урока.
I. Орг. момент.
Ученики заранее распределены в группы: 1. Психологи;
2. Социологи;
3. Юристы;
4. Теологи.
II. Изучение нового материала.
1) мотивация, постановка цели;
а).Учитель цитирует Ульяма Бройля – известного американского редактора:
«Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост — предел мечтаний, а для меня — ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, но не власти. Для меня успех на данном пути оказался более опасным, чем была бы неудача, — неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу в реальности. Я вскарабкался на самую вершину, и выяснилось, что мне там совсем не нравится…»
б). Анализ ситуации, определение темы и цели самими учащимися;
в). Учитель знакомит с планом урока:
1. Понятие «самореализация» и её критерии.
2. Механизмы самореализации.
3. Условия успешной самореализации.
2) работа по плану;
а) Понятие самореализация и её критерии раскрывается в дискуссии групп, с учётом направления которое они представляют. Каждая группа формирует собственное понятие самореализации, основанное на критериях выбранной науки и подтверждённое документами. Учитель выписывает на доску ключевые слова, которые станут базой для рождения нового определения самореализации.
Например: — стремление к удовлетворению потребностей; (п)
— уверенность в завтрашнем дне; (п)
— деятельность, ведущая к успеху; (с)
— свобода; (ю)
— гармония. (т)
б) Механизмы самореализации представляются в форме экспресс- проектов. Учитель раздает в группы половину ватмана и маркеры, учащиеся в виде рисунка определяют механизмы самореализации, соответствуя своему направлению, затем защищают свои проекты.
Например:
Социологи рисуют мост с опорами, символизируя его с обществом, а опорами являются общественное мнение, семья, система образования и.т.д, выступающие в роли механизмов самореализации.
в) Условия успешной самореализации представляются в виде презентации исследовательского проекта социологов, основанного на соц. опросе респондентов разных возрастных категорий. В анкетах опрашиваемых были вопросы следующего содержания: «Что обозначает понятие самореализация, что или кто мешает вашей самореализации, что или кто помогает вашей самореализации». На основе этих данных делались выводы о том, что является условиями успешной самореализации.
Учитель акцентирует внимание на актуальности темы, связывая её с предстоящим профессиональным выбором и представляет пирамиду проф. самореализации.
Миссия.
Роль в жизни.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.
ЦЕННОСТИ. ВЗЛЯДЫ.
ПОТЕНЦИАЛ. СПОСОБНОСТИ.
III. Рефлексия.
Группа психологов предлагает определить степень сегодняшней самореализации через тест.
Тест
«Моя самореализация»
вопрос
%
Насколько вы удовлетворены своей жизнью?
С радостью встречаете новый день?
Насколько гармонично вы себя ощущаете?
Спокойно ли вы засыпаете?
Чувствуете ли вы, что тот жизненный путь, который вы выбрали – ваш?
Насколько вы используете ваш потенциал?
Результат (средний балл)_______ %
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Написать эссе (С9 ЕГЭ) на выбор:
Труднее всего «догнать» себя, постоянно от себя сбегая. (Леонид Сухоруков)
Все, что вы даете, вы получаете назад. (Луиза Хей)
Глупость — наиболее частый способ самовыражения. (Игорь Карпов)
Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. (Э. Фейхтерслебен)
Любое деяние – инструмент самосотворения (Елена Ермолова)