Конспект урока для 9 класса «История прав человека»

Автор: учитель обществоведческих дисциплин

Нургалиева Альбина Берковна

Место работы: МБОУ «Кировская СОШ»

п.Кировский Камызякского района

урок: обществознание, право

класс: 7-9

Цель: познакомить учащихся с основными этапами становления (истории) прав человека

Ожидаемый результат:

  1. Уметь объяснить, как вы понимаете понятие «права человека»;

  2. Знать классификацию прав человека;

  3. Развитие навыков публичного выступления, умения работать в группе;

  4. Получение информации о том, как возникли права человека;

Понятия: права человека, всеобщая декларация, политическое устройство, свобода, равенство, естественные права, «эпоха просвещения», конституция, «Билль о правах».

Оборудование: презентация, «запись в бортовом журнале», задания, справочный материал

Ход классного часа:

I.Организационный момент. Разбить класс на 3 группы (по 5-7 человек), по выбору цвета (синий, желтый, зеленый).

Вступление.(3 мин.)

Учитель. Ребята, ежегодно 10 декабря празднуется день прав человека. Наше мероприятие посвящено правам человека. Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит совершить воображаемое путешествие на машине времени по истории прав человека.  Представьте, что наша машина снабжена кнопкой «Появление во времени», которая даст возможность выходить из машины, становиться видимыми и действовать в разных эпохах. Но как любому путешественнику нам надо подготовиться.

II. вопросы

  • Определите содержание понятия «права человека», с чем оно ассоциируется?

  • Какие права человека вам известны, их классификация по группам

  • Какие международные документы, защищающие права человека вам известны?

  • Когда и где впервые возникли идеи о правах человека?

Отчет о путешествии уже содержится в «бортовом журнале», отрывки из которого помогут нам реконструировать (воссоздать) различные исторические эпохи и события в них, связанные с правами человека. Вашему вниманию предлагаю три основных записей в бортовом журнале машины времени, которые отражают три различных исторических эпох, свидетелями событий которых мы станем.

III. Работа в группе ( 5мин.)

Ребята получают творческие задания по группам, соответствующую запись из бортового журнала и необходимый справочный материал.

I группа. (синий) Запись в бортовом журнале. «15 сентября 2006 года. 14.25 по бортовому времени. Афины 5в. до н.э. Присутствовали на заседании народного собрания в Афинах. Выступал Перикл с предложением реформировать систему государственного управления Афин. Проводились выборы стратегов и народных судей. Выборные лица, занимающие государственные должности, отчитывались о своей деятельности».

Групповое задание: подготовьте речь Перикла в народном собрании Афин (покажите народное собрание с выступлением на нем Перикла и принятием важнейших решений).

Справочный материал: политическое устройство Афинского полиса в 5 в. до н.э.

II группа.(желтый) Запись в бортовом журнале. «15.00 по бортовому времени. Древний Рим I в н.э. Искупались в Средиземном море. Нечаянно подслушали разговор философа Сенеки и императора Нерона. Обрадовались, убедившись, что и в древности были философы, считавшие всех людей, включая рабов, свободными и равными».

Групповое задание: инсценируйте диалог императора Нерона и философа Сенеки.

Справочный материал: Луций Аней Сенека, император Нерон.

III группа(зеленый). (Запись в бортовом журнале. «16.00 по бортовому времени, Англия XVII в. Слушали лекцию философа Джона Локка, одного из «апостолов» прав человека. Мы заметили, что он заимствовал у античных философов идею естественных прав, а у христианства – идею равенства и свободы всех людей»

Групповое задание: подготовьте речь, и произнесите её от имени Джона Локка так, чтобы её содержание отражало взгляды знаменитого философа-просветителя о правах человека.

Справочный материал: тексты «Эпоха Просвещения», «Взгляды просветителей».

Ответы учащихся (по 2 минуты)

IV Рефлексия (1 мин.)

Итак, мы возвращаемся с вами в 2014год.

Ребята, сегодня мы с вами узнали лишь малую толику из истории прав человека, и убедились, что современные законы, в том числе и современная Конституция, появились не сразу, а формировались в течение долгих столетий.

Вывод: 10 декабря в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека». Это уникальный, не имеющий аналогов в истории человечества международный документ. Принятие Декларации является переломом в мировом и правовом развитии, возрождением естественного права, причем возрождением качественно новым, т.к. основные идеи этого документа вошли в содержание национальных конституций многих стран мира. Она определила целостную единую систему естественных прав человека.

Приложение №1

I группа.

Запись в бортовом журнале. «15 сентября 2006 года. 14.25 по бортовому времени. Афины 5в.до н.э. Присутствовали на заседании народного собрания в Афинах. Выступал Перикл с предложением реформировать систему государственного управления Афин. Проводились выборы стратегов и народных судей. Выборные лица, занимающие государственные должности, отчитывались о своей деятельности».

Групповое задание: подготовьте речь Перикла в народном собрании Афин, покажите народное собрание с выступлением на нем Перикла и принятием важнейших решений.

Справочный материал: политическое устройство Афинского полиса в 5 в. до н.э.

II группа.

Запись в бортовом журнале. «15.00 по бортовому времени. Древний Рим I в н.э. Искупались в Средиземном море. Нечаянно подслушали разговор философа Сенеки и императора Нерона. Обрадовались, убедившись, что и в древности были философы, считавшие всех людей, включая рабов, свободными и равными».

Групповое задание: инсценируйте диалог императора Нерона и философа Сенеки.

Справочный материал: Луций Аней Сенека, император Нерон.

III группа. Запись в бортовом журнале. «16.00 по бортовому времени, Англия XVII в. Слушали лекцию философа Джона Локка, одного из «апостолов» прав человека. Мы заметили, что он заимствовал у античных философов идею естественных прав, а у христианства – идею равенства и свободы всех людей»

Групповое задание: подготовьте лекцию и произнесите её от имени Джона Локка так, чтобы её содержание отражало взгляды знаменитого философа-просветителя о правах человека.

Справочный материал: тексты «Эпоха Просвещения», «Взгляды просветителей».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here