Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
городского округа город Камышин Волгоградской области
Конспект урока по обществознанию
в 11 классе
«Всегда ли уголовный приговор
соответствует правосудию»
подготовила
учитель истории и обществознания
Мысякина Елена Григорьевна
г. Камышин
2014
Урок – практикум «Дебаты» с использованием метода кейс-стади (45 мин.)
Тема урока: Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию
Цель урока. Обобщение, углубление и конкретизация знаний об уголовно процессуальной системе, развитие умений правильно поставить проблему общественной ситуации, развитие умений поиска и обработки аргументации для обоснования поставленной проблемы при написании эссе, формирование коммуникативной культуры, умения вести дискуссию, формулировать и корректно отстаивать собственную позицию.
Задачи урока:
-
Определить проблему общественной ситуации
-
Определить противоречивость общественной ситуации
-
Для обоснования противоположных точек зрения найти аргументы
-
Грамотно сформулировать и изложить аргументы обосновываемой точки зрения
Оборудование: Уголовный кодекс РФ, Комментарии к УК РФ, Раздаточный материал (Приложения к уроку 1,2,3,4,5,6), мультимедийный проектор, презентация.
Организация работы:
Класс сразу рассаживается по группам
1 группа: 6-7 человек — команда «Утверждения»
2 группа: 6-7 человек – команда «Отрицания»
3 группа: эксперты
Ведущий (ученик или учитель)
Ход урока:
Учитель: Вам предлагается рассмотреть следующую общественную ситуацию:
«Ветеран Великой Отечественной войны во время прогулки увидел, как два молодых человека распивали спиртные напитки и слушали громкую молодёжную музыку у памятного знака расположенного на братской могиле погибших в годы войны. Ветеран сделал им замечание, что данная территория не может являться местом увеселения и развлечения. Молодые люди, избили ветерана и предупредили, чтобы он их больше не «доставал» иначе закопают вместе с другими в могилу. Ветеран взял дома хранившееся у него с войны именное наградное оружие. Вернувшись к монументу, угрожая оружием, предложил молодым людям уйти по хорошему. Но уже нетрезвые молодые люди на угрозы не отреагировала, и пытались снова напасть на ветерана. Ветеран выстрелил одному в ногу, ранив его. Второй испугавшись, убежал. Ветеран вызвал скорую помощь и ушёл»
Учащимся для повторения основных понятий уголовного процесса предлагаются следующие задания:
1 команда «УТВЕРЖДЕНИЯ» – Назовите основные признаки и категории преступления и прокомментируйте их.
Ответ:
Признаки преступления:
1. Виновность – это факт совершения общественно опасного деяние умышленно или по неосторожности.
2. Общественная опасность – действие или бездействие, которое представляет реальную угрозу обществу или личности (угрозу стабильности общественных отношений влекущих за собой угрозу жизни или здоровью личности)
3. Противоправность – деяния запрещённые законом, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность.
4. Наказуемость – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения
По категории преступлений делятся небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие.
Основные признаки фиксируются на доске (виновность, общественная опасность, противоправность, )
2 команда «ОТРИЦАНИЯ» – Назовите, каким требованиям должен соответствовать приговор. Что такое судебный прецедент?
Ответ:
Законность
Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством.
Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованность
Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов.
Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Справедливость
Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Но если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.
Нарушение справедливости является основанием для отмены приговора
Суде́бный прецеде́нт — решение определённого суда по конкретному делу
Основные требования фиксируются на доске (законность, обоснованность. справедливость)
Учитель: Для дальнейшего проведения дебатов необходимо исходя из содержания ситуации определить проблему, в чём её противоречивость, для обоснования и поиска аргументов противоположных точек зрения.
После определения проблемы учащимися в командах учащиеся судьи оглашают условия проведения дебатов и критерии судейской оценки участников дебатов.
Учитель: Главным в обосновании свое точки зрения является аргумент. Видеосюжет значения аргумента из кинофильма «Улицы разбитых фонарей»
УСЛОВИЯ (РЕГЛАМЕНТ) ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ
№
время
Содержание
Организационная подготовка
1
2-3 мин.
Определение проблемы дебатов. (Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора — всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента)
Первый раунд дебатов
2
3 мин.
Выступление представителя команды №1 «Утверждения» обосновывает ситуацию с точки зрения законности
3
2 мин.
Выступление представителя команды № 2 «Отрицания» обосновывает ситуацию с точки зрения справедливости
Второй раунд дебатов
4
2 мин.
Команда №1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 2
5
2мин.
Команда №2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 1
6
2 мин.
Выступления и ответ на критику команды №1
7
2 мин.
Выступления и ответ на критику команды №2
Завершающий раунд дебатов
8
2 мин.
Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1
9
2 мин.
Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1
Выступление судей.
Критерии оценки для судей
1. Число аргументов (плюс 1 баллу)
2. Содержание аргументов (плюс1-2 балла)
3. Командность (все члены команды активно участвуют и выступают) (минус 1 балл за пассивного участника)
4. Корректность (по отношению к противнику ( плюс или минус1-3 балла)
5. Соблюдение регламента (не разводить демагогию и заканчивать по замечанию ведущего — учителя) (минус 1 балл)
6. Речь (свободная, эмоциональная, грамотная) (плюс 1-3 балла)
СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ ДЕБАТОВ
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:
1) Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность
4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь
Команда № «ОТРИЦАНИЯ»
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
1.
3.
2.
4
4.
6
5.
Команда № «УТВЕРЖДЕНИЯ»
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
1.
3.
2.
4
4.
6
5.
Определение темы урока
-
Для подведение итогов дебатов необходимо вернуться к определению проблем: Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора — всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента.
-
Исходя из определения проблемы и по результатам обсуждаемой ситуации учащимся необходимо определить тему урока «Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию»
Подведение итогов учителем:
-
Если вам понравилось участвовать в дебатах, вы сможете продолжить дискутировать за пределами школы.
-
Рефлексия (все заполняют анкеты и 2-3 человека выступают),
-
Характеристики участников,
-
Оценки
Определение домашнего задания:
-
«Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский
-
«Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права
-
«Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг
Список использованной литературы
-
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
-
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
-
Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.pandia.ru