Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

городского округа город Камышин Волгоградской области

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Всегда ли уголовный приговор

соответствует правосудию»

подготовила

учитель истории и обществознания

Мысякина Елена Григорьевна

г. Камышин
2014

Урок – практикум «Дебаты» с использованием метода кейс-стади (45 мин.)

Тема урока: Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию

Цель урока. Обобщение, углубление и конкретизация знаний об уголовно процессуальной системе, развитие умений правильно поставить проблему общественной ситуации, развитие умений поиска и обработки аргументации для обоснования поставленной проблемы при написании эссе, формирование коммуникативной культуры, умения вести дискуссию, формулировать и корректно отстаивать собственную позицию.

Задачи урока:

  • Определить проблему общественной ситуации

  • Определить противоречивость общественной ситуации

  • Для обоснования противоположных точек зрения найти аргументы

  • Грамотно сформулировать и изложить аргументы обосновываемой точки зрения

Оборудование: Уголовный кодекс РФ, Комментарии к УК РФ, Раздаточный материал (Приложения к уроку 1,2,3,4,5,6), мультимедийный проектор, презентация.

Организация работы:

Класс сразу рассаживается по группам

1 группа: 6-7 человек — команда «Утверждения»

2 группа: 6-7 человек – команда «Отрицания»

3 группа: эксперты

Ведущий (ученик или учитель)

Ход урока:

Учитель: Вам предлагается рассмотреть следующую общественную ситуацию:

«Ветеран Великой Отечественной войны во время прогулки увидел, как два молодых человека распивали спиртные напитки и слушали громкую молодёжную музыку у памятного знака расположенного на братской могиле погибших в годы войны. Ветеран сделал им замечание, что данная территория не может являться местом увеселения и развлечения. Молодые люди, избили ветерана и предупредили, чтобы он их больше не «доставал» иначе закопают вместе с другими в могилу. Ветеран взял дома хранившееся у него с войны именное наградное оружие. Вернувшись к монументу, угрожая оружием, предложил молодым людям уйти по хорошему. Но уже нетрезвые молодые люди на угрозы не отреагировала, и пытались снова напасть на ветерана. Ветеран выстрелил одному в ногу, ранив его. Второй испугавшись, убежал. Ветеран вызвал скорую помощь и ушёл»

Учащимся для повторения основных понятий уголовного процесса предлагаются следующие задания:

1 команда «УТВЕРЖДЕНИЯ» – Назовите основные признаки и категории преступления и прокомментируйте их.

Ответ:

Признаки преступления:
1.
Виновность – это факт совершения общественно опасного деяние умышленно или по неосторожности.

2. Общественная опасность – действие или бездействие, которое представляет реальную угрозу обществу или личности (угрозу стабильности общественных отношений влекущих за собой угрозу жизни или здоровью личности)

3. Противоправность – деяния запрещённые законом, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность.

4. Наказуемость – это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения

По категории преступлений делятся небольшой тяжести; средней тяжести; тяжкие; особо тяжкие.

Основные признаки фиксируются на доске (виновность, общественная опасность, противоправность, )

2 команда «ОТРИЦАНИЯ» – Назовите, каким требованиям должен соответствовать приговор. Что такое судебный прецедент?

Ответ:

Законность

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством.

Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов.

Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Справедливость

Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Но если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Нарушение справедливости является основанием для отмены приговора

Суде́бный прецеде́нт — решение определённого суда по конкретному делу

Основные требования фиксируются на доске (законность, обоснованность. справедливость)

Учитель: Для дальнейшего проведения дебатов необходимо исходя из содержания ситуации определить проблему, в чём её противоречивость, для обоснования и поиска аргументов противоположных точек зрения.

После определения проблемы учащимися в командах учащиеся судьи оглашают условия проведения дебатов и критерии судейской оценки участников дебатов.

Учитель: Главным в обосновании свое точки зрения является аргумент. Видеосюжет значения аргумента из кинофильма «Улицы разбитых фонарей»

УСЛОВИЯ (РЕГЛАМЕНТ) ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ

время

Содержание

Организационная подготовка

1

2-3 мин.

Определение проблемы дебатов. (Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора — всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента)

Первый раунд дебатов

2

3 мин.

Выступление представителя команды №1 «Утверждения» обосновывает ситуацию с точки зрения законности

3

2 мин.

Выступление представителя команды № 2 «Отрицания» обосновывает ситуацию с точки зрения справедливости

Второй раунд дебатов

4

2 мин.

Команда №1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 2

5

2мин.

Команда №2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции команды 1

6

2 мин.

Выступления и ответ на критику команды №1

7

2 мин.

Выступления и ответ на критику команды №2

Завершающий раунд дебатов

8

2 мин.

Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1

9

2 мин.

Финальная речь «мы победили, т.к……….» или «мы согласна с некоторыми доводами наших противников в …..» команды №1

Выступление судей.

Критерии оценки для судей

1.     Число аргументов (плюс 1 баллу)

2.     Содержание аргументов (плюс1-2 балла)

3.     Командность (все члены команды активно участвуют и выступают) (минус 1 балл за пассивного участника)

4.     Корректность (по отношению к противнику ( плюс или минус1-3 балла)

5.     Соблюдение регламента (не разводить демагогию и заканчивать по замечанию ведущего — учителя) (минус 1 балл)

6.     Речь (свободная, эмоциональная, грамотная) (плюс 1-3 балла)

СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ ДЕБАТОВ

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:

1)    Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность

4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь

Команда № «ОТРИЦАНИЯ»

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1.

3.

2.

4

4.

6

5.

Команда № «УТВЕРЖДЕНИЯ»

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1.

3.

2.

4

4.

6

5.

Определение темы урока

  • Для подведение итогов дебатов необходимо вернуться к определению проблем: Какие факты, прежде всего, будет учитывать суд при вынесении приговора — всеобщую законность или справедливость используя право судебного прецедента.

  • Исходя из определения проблемы и по результатам обсуждаемой ситуации учащимся необходимо определить тему урока «Всегда ли уголовный приговор соответствует правосудию»

Подведение итогов учителем:

  • Если вам понравилось участвовать в дебатах, вы сможете продолжить дискутировать за пределами школы.

  • Рефлексия (все заполняют анкеты и 2-3 человека выступают),

  • Характеристики участников,

  • Оценки

Определение домашнего задания:

  1. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка». Б. Кистяковский

  2. «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного». Аксиома права

  3. «Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом». Р. Йеринг

Список использованной литературы

  1. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

  2. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

  2. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.pandia.ru

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here