Муниципальное казённое образовательное учреждение
Сурковская средняя общеобразовательная школа
Тогучинского района Новосибирской области
Тема урока:
Выборы в демократическом обществе (2 ч.).
Тип урока: урок-практикум
Класс: 11
Автор: учитель истории
МКОУ Тогучинского района
Сурковской СОШ
Залевская Наталья Ивановна
Адрес: 633423
Новосибирская область
Тогучинский район
с. Сурково
с. Сурково.
Цель урока: Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
Задачи урока:
Образовательная задача:
-
Расширить знания обучающихся о сущности демократических выборов;
-
Познакомить с принципами избирательного права;
-
Сформировать представления об избирательном процессе и избирательных системах.
Развивающая задача:
-
Продолжить формирование у учащихся умений использовать дополнительные источники, делать обобщения, выводы, формулировать и аргументировать свою точку зрения;
-
Развивать умение оперировать терминами и понятиями по данной теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические понятия и приводить примеры явлений, действий, ситуаций связанных с реализацией избирательного права.
Воспитательная задача:
-
Формировать отношение обучающихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям;
-
Способствовать формированию активной жизненной позиции и пониманию обучающимися необходимости активного участия в выборах;
-
Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга
Ожидаемые результаты:
В области знаний:
— Обучающиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе.
— Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и избирательных системах.
В области умений:
— Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы.
— Проанализируют информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных критериев.
— Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании.
— Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании 2013 г. и соотнесут их с нормами избирательного права.
В области опыта:
— Обучающиеся получат опыт встреч с членами муниципальной избирательной комиссии.
— Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций, возникающих во время избирательной кампании.
— Приобретут навыки работы с разного рода информацией.
— Смогут обобщить статистические данные по результатам опроса части ученического и педагогического коллективов.
В области отношений, ценностей, внутренних установок:
— Высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны.
План урока:
Первый этап — организационный момент.
Второй этап – проверка домашнего задания. На этом этапе идет обсуждение результатов опроса среди учащихся и педагогов «Знакомы ли вам эти люди?», результаты анкетирования среди педагогов. В результате анализа данных учащиеся определяют противоречие в ценностных установках и делают вывод о том, как это может повлиять на развитие государства и общество в целом. Также здесь формируются основные проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: «Что мы знаем о выборах? Нужно ли идти на выборы? Почему граждане не хотят воспользоваться своим правом избирать и быть избранным? Что будет, если выборы не состоятся?» и т.п.
Третий этап – актуализация знаний. На этом этапе идет обсуждение результатов опроса и используется ролик «Что такое выборы?» с целью создания «метафорического контекста» для изучения процедуры выборов, знакомства с избирательным процессом в целом.
Четвертый этап — основной. Он построен на основе деятельностного подхода. Учащиеся, опираясь на представленные схемы и таблицы, аудиозаписи, презентации, определяют основные действия в рамках ролевой позиции избирателя.
Пятый этап – закрепление изученного материала (практический этап). Здесь идет обсуждение высказываний исторических и политических деятелей о выборах, а также идет решение практических задач. Школьники обсуждают ситуации, предлагают решения, не нарушающие избирательное законодательство.
Шестой этап — рефлексия. В ходе заключительной части урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную позицию и отношение к выборам и избирательному процессу.
Седьмой этап – получение домашнего задания. Здесь учащимся предлагается самостоятельно выбрать домашнее задание различного уровня сложности.
Оборудование урока: доска, мультимедийный проектор, ПК, документы, карточки с ситуациями.
Предварительная подготовка: учащиеся проводят опрос и анкетирование, готовят сообщения по теме урока; учитель готовит необходимые печатные материалы, аудио-видеозаписи, приглашает председателя УИК.
Методика проведения урока: используются элементы урока-лекции, элементы игры (учащиеся выполняют роль социологов, юристов), приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход, технология уровневой дифференциации.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель (зачитывает эпиграф к уроку): “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Как эти слова соотносятся с темой нашего урока: «Выборы в демократическом обществе?» (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой на этом уроке?
(учащиеся высказывают свое мнение; н-р, выяснить, как проходит процедура выборов в демократическом обществе, чем она отличается от процедуры выборов при других политических режимах и т.д.).
-
Проверка домашнего задания.
Учитель: «Мы выбираем. Нас выбирают…» — так пелось в одной хорошей песне. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить о демократических выборах, об избирательном праве и избирательных системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов и многое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников — избирателей, кандидатов, членов избиркомов, наблюдателей. Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане пользуются своим правом избирать. Почему? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне выборов, которые состоятся 10 марта 2013 г. Для начала выслушаем главного социолога и узнаем результаты опроса, который вы провели.
Ученик (в роли социолога) рассказывает о том, как проходил опрос, каковы его результаты (диаграммы на слайде, Приложение №1).
-
Актуализация знаний.
Учитель: Так что же такое выборы? Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, где на этот вопрос пытаются ответить маленькие дети (демонстрация ролика, Приложение №2).
Учитель: А какой вы вкладываете смысл в понятие «выборы?» (учащиеся высказывают свое мнение).
-
Основной этап.
Учитель: За годы существования РФ избирательное право сложилось как часть конституционного права. В узком смысле, избирательное право понимается как право избирать (активное право) или быть избранным (пассивное право). О сути избирательного права в широком смысле расскажет группа «юристов». Ваша задача – записать основные тезисы рассказа.
Ученик (в роли юриста): Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, чтобы большая часть населения приняла участие в выборах и имела к ним доступ независимо от пола, расы, национальности, положения в обществе. Таким образом, главные принципы демократических выборов: 1) выборы должны быть всеобщими (участвуют все граждане с 18 лет), равные (независимо от пола, национальной принадлежности). Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель — один голос. Прямые (каждый избиратель голосует непо-средственно за избираемого кандидата без посредников), с тайным голосованием (такой порядок, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей, чтобы избежать давления различных политических сил). Таким образом, выборы являются представительными, т.е. это выборы, в которых участвует большинство населения. Но человеческое общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы, столкнулось с проблемой неявки на выборы электората (избирателей) — абсентеизмом (от лат. absens (absentis) — «отсутствующий», уклонение избирателей от участия в
Лицо №2.
Лицо №3. Результаты опроса учащихся. Были опрошены учащиеся: 8 класс – 12 человек 9 класс – 7 человек 11 класс – 8 человек Лицо №1 и №2 не назвал никто. Лицо №3 узнали 11 из 27 человек, что составило менее 50%.
Результаты опроса среди педагогов Были опрошены 10 из 18 педагогов (из них 2 человека – члены избирательных комиссий).
Анкета для педагогов Вопросы: 1. Ходите ли вы на выборы? 2. Какие выборы состоятся 10 марта 2013 г.? 3. Хотели бы вы поучаствовать в выборах в качестве: а) кандидата; б) наблюдателя; в) члена комиссии? Результаты анкетирования: №1. «Да» — 10 человек (100%) «Нет» — 0 человек №2. «Выборы Главы Сурковского сельсовета» — 10 человек (100%) №3. «В качестве кандидата»: «да» — 2 человека (20%) — «нет» — 8 человек (80%) «В качестве наблюдателя»: «да» — 8 человек (80%) — «нет» — 2 человека (20%), т.к. являются членами избирательной комиссии. «В качестве члена избирательной комиссии»: «да» — 7 человек (70%) «нет» — 3 человека (30%) Приложение №2 (См. на электронном носителе) Приложение №3. Схема №1. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Приложение №4 (См. на электронном носителе) Приложение №5 (См. на электронном носителе) Приложение №6 (См. на электронном носителе) Приложение №7