Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Оренбургской области
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Буквы н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Крутоголова Людмила Николаевна
Соболево
2012
Урок русского языка в 6 классе на тему: « Буквы н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных».
Крутоголова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Буквы н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»
Цели урока:
обучающие:
а) повторить умение определять способ образования слов, учитывая лексическое значение и последовательность присоединения морфем;
б) научить умению осмысливать значение суффиксов прилагательных и сознательно использовать при письме;
развивающие:
а) закрепление умения проводить словообразовательный разбор, умения определить, от какого слова образовано данное;
б) формирование умения сознательно выбирать написание н, нн в прилагательных, используя алгоритм;
в) повторение умения определить, в прямом или переносном значении употреблено слово, раскрывать значение фразеологизмов, видеть другие орфограммы;
общепредметные цели:
а) развивать логическое мышление на примере составления таблиц, творческого диктанта;
б) воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе, животным;
Оборудование: проектор, запись темы на доске, игрушка-кукла, таблица для объяснения нового материала, фразеологический словарь.
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент.
— Приветствие.
— Проверка готовности к уроку.
— Отметка присутствующих.
— Название цели урока: повторим изученное о прилагательном, изучим правило о правописание н, нн в прилагательных, научимся различать суффиксы прилагательных.
II. Проверка домашнего задания
1) Фронтальный опрос
— Назовите основные способы словообразования имен прилагательных.
(Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)
— От слов каких частей речи чаще всего образуются имена прилагательные? Приведите пример. ( От имен существительных и прилагательных:, задир-ист-ый- задира, без-грамотный- грамотный, за-мор-ск-ий- за море, научно-популярный- научный популярный, и др.)
— Перечислите случаи дефисного написания сложных прилагательных. Приведите примеры. (Если обозначает оттенки цветов, может быть заменено равноправными словами с союзами и, образованных от сложных существительных, которые пишутся через дефис, имеет усилительное значение путем повтора слов: ярко-красный, литературно- музыкальный, юго-восточный, хитрый-прехитрый).
2) Проверка письменного домашнего задания—самопроверка.
Правильно выполненное упражнение проецируется на доску, ученики самостоятельно проверяют свои работы.
Учитель: « Я возьму несколько работ после урока и поставлю оценку. Будьте внимательны».
Списать, заменяя запись в скобках сложным прилагательным.
Из-под земли показались бледно-зеленые лепестки растений. Близко лежащий лес состоит из хвойно-лиственных пород деревьев. Могучий столетний дуб раскинул свою необъятную крону. Северо-восточный ветер усиливался. Плодово-ягодный участок расположился на солнцепёке. Последний темно-фиолетовые цветы увядали. Синеглазые незабудки мелькали в траве.
III.Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Игра « Опишите куклу».
Учитель: «У каждого ребенка есть своя любимая игрушка. У девочек это чащё всего- кукла.
Посмотрите на куклу и опишите её, используя словосочетания, в состав которых входят прилагательные с суффиксами, имеющие н, нн». (Глиняная кукла, стеклянные глаза, кожаные башмачки, длинные волосы др.)
— Можем ли мы на слух определить, сколько н нужно написать в данных словах? (Нет)
На уроке мы научимся правильно писать н, нн в прилагательных.
IV. Изучение нового материала.
-
Слово учителя.
— Прилагательные могут образовываться от существительных при помощи суффиксов, в которых есть одна или две буквы н. Например, от существительного ночь можно образовать прилагательное ночной. При написание этого слова трудностей не возникает. Но если основа существительного оканчивается на н, например, в слове луна, то нужно помнить, что в этом слове мы напишем две буквы н: одна входит в корень другая в суффикс.
-
Запись в тетради:
—н-: луна+н — лунный
Запишем самостоятельно пример со словом туман.
Но есть прилагательное без суффиксов, например, синий, зеленый, юный.
-
Работа по учебнику. Поисковая работа и составление таблицы.п.13. стр.38-39.
Заполнение таблицы дополняется словами учителя. Все используемые слова записаны на доске и заносятся в тетрадь учащимся.
ПИШИ
НН | |
1)-ин: комариный… 2)-ан(-ян): кожаный, дровяной.. | 1)-онн: станционный… 2)-енн: лекарственный 3)…н+н: осенний 4) слова исключения с –янн: оловянный, стеклянный, деревянный |
-
Объяснения учителя.
— Обратите внимание, что суффиксы –ин-, -онн-, обычно находятся в ударном положении, имеют соответственно одну или две буквы н.
— Какое значение имеет суффикс –ин-? Приведите примеры.( значение принадлежности определённому животному: мышиный, воробьиный)
— Слова с суффиксом –онн— чаще всего образованы от существительных на —ция: авиационный, конституционный, операционный…
— Какое значение имеет суффикс –ан-, -ян-?(значение «сделанный из …», «предназначенный для…»: кожаный, берестяной, нефтяной, костяной…)
— Но есть прилагательные, в которых нет суффиксов, но есть похожее сочетание букв, например, свиной, румяный.
— Для прилагательных с суффиксом –енн- характерно стечение согласных перед суффиксом: восторженный, обеденный, соломенный, письменный…
— Здесь есть слово исключение: ветреный.
— Чтобы запомнить прилагательные-исключения с суффиксом –янн- , посмотрите на окно- стекло, деревянная рама, и металлическая (хотя и не оловянная, но все же) ручка подскажут слова.
5) Обработка алгоритма действий.
а) найти орфограмму в слове;
б) найти существительное, от которого образовано данное прилагательное;
в)определить словообразующий суффикс;
г)применить необходимый пункт орфографического правила, выбирая н или нн.
V. Закрепление
(Обучение полученным знаниям на практике)
Первичное закрепление.
-
Комментируемое письмо (упр. 92)- у доски, используя алгоритм, (2 строки), остальные самостоятельно.
Слюдяное окно, торфяной склад, оловянный солдатик, журавлиный крик, платяной шкаф, комариный писк, земляное укрепление, водяной насос, ястребиный клюв, шерстяной свитер, деревянная походка, стеклянные бусы, лошадиный топот, орлиный взгляд.
— Назовите словосочетания, имеющие переносное значение, составьте предложения.
Вторичное закрепление.
-
Выборочно-распределенное списывание (упр. 93).
Задание: выписывать прилагательное и распределить их соответственно словообразовательным моделям.
-ан-(-ян-) ый | |
мышиный голубиный осиный гусиный | земляной глиняный травяной овсяной стеклянный |
У доски работают два ученика.
Проверка написанного на доске и в тетради.
-
Диктант на замену (самостоятельно).
Образец: Растения, которые собирают для приготовления лекарств – лекарственные травы.
Охота, которая ведется с помощью соколов(соколиная).
Шкаф для хранения верхнего платья (платяной).
Завод, на котором строятся самолеты (авиационный).
Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденный).
Проверка с помощью консультантов.
-
Творческая работа. Работа с фразеологизмами.
Задание: раскрыть смысл данных фразеологических выражений, в случае затруднения обращаться к фразеологическому словарю:
Львиная доля (самая большая лучшая часть чего-то), ястребиный взгляд (пристальный), мышиная возня(беготня, суета), стреляный воробей (опытный), синяя птица (символ неуловимого счастья).
VI. Итог урока
Назовите тему, над которой мы сегодня работали.
В каких случаях надо писать одну букву н, а в каких две буквы нн?
(При ответе используется опорная таблица).
VII. Домашнее задание.
П.13 стр. 38-39, упр. 96, (индивидуально подготовить 20-25 слов для словарного диктанта на изученное правило).
Список использованной литературы.
1.М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.,2006
2. М.М.Разумовская. Методические рекомендации к учебнику
«Русский язык 6 класс» М.,2008