МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
«Роль пунктуации в письменном общении»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
Тема: «Роль пунктуации в письменном общении»
Цели:
-
организовать деятельность учащихся по обобщению и углублению знаний учащихся о пунктуации как системе правил;
-
помочь учащимся понять роль знаков препинания в письменной речи;
-
содействовать развитию у школьников способности устанавливать зависимость: смысл – интонация – пунктуация;
-
обеспечить закрепление навыков постановки знаков препинания в трудных пунктуационных случаях.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания:
-
упражнение 265 (1): фонетический разбор слова сделать, разбор по составу и словообразовательный разбор слова сделал, морфологический разбор слова отвлеченный, полный синтаксический разбор первого предложения из текста упражнения.
2. Разминка:
-
Расставить знаки препинания и составить схему предложения: Пунктуационные умения и навыки – это почти всегда в разной степени осознанные действия, при выполнении которых одна операция следует за другой, а изменения условий пунктуационной нормы требуют изменения действий, их сочетания и последовательности.
-
Объяснить правописание слов: пунктуационные, осознанные, при
выполнении, операция, изменения, последовательности объектов.
-
Найти в записанном предложении синонимы (действия – операция), подобрать антонимы к слову осознанные.
-
Определите стиль речи записанного ранее предложения.
3. Мотивация.
-
На доске записано упражнение, расставьте в нем знаки препинания. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
-
Учитель читает текст, интонацией выделяя смысловой отрезок жизнь строишь правильно, показывая выражение следствия того, о чем говорилось в начале предложения: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, — жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!
-
Изменились ли смысл и пунктуация предложения после использования особой интонации чтения? Почему?
-
Как вы думаете, о каких особенностях пунктуации как системы правил мы будем говорить?
4. Объявление темы и целей урока.
5. Актуализация субъектного опыта учащихся.
-
Перед вами таблица, заполните ее первую колонку известной вам информацией о пунктуации как системе.
Узнал | Хочу узнать | |
|
|
|
-
Обсуждение информации первой колонки таблицы (входе обсуждения учащимся предлагается пунктиром отчертить записанную самими информацию и дополнить вместе информацией предложенной товарищами).
6. Организация восприятия.
-
Учащимся предлагается чтение текста с пометками: + — «знаю», V -«узнал», ! – «хочу узнать»
До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основы русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, треть – синтаксический. При сопоставлении принципов русской пунктуации (интонационного, смыслового и синтаксического) умалялась или преувеличивалась роль интонации или смысла в изучении пунктуации.
Сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же явления, способную удовлетворить все нужды пишущего и читающего.
В немногих правилах интонация выступает как условие постановки знака препинания (например, в правилах об употреблении восклицательного знака). В ряде правил интонация сочетается с другими условиями. Например, тире между подлежащим и сказуемым ставится при наличии нулевой связки, выражении именной части существительным, количественным числительным или инфинитивом, а также паузой на месте нулевой связки. Существует интонация перечисления, противопоставления или сопоставления, пояснения, причины, мотивации, повышающая или понижающая интонация и пауза. Наблюдения над интонацией при изучении пунктуации могут помочь определить место знака и его выбор.
Все пунктуационные знаки выполняют смысловую нагрузку. Без них невозможно быстро, правильно прочитать, а главное – понять смысл текста.
Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что даже в бессловесной письменной речи они могут многое выразить. Вот как обыгрывает это свойство пунктуационных знаков в своей знаменитой сказке «Винни-Пух и все-все-все» А.А.Милтон:
«…Наш Вини-Пух сказал такую мудрую вещь, что Кристофер Робин смог только вытаращить глаза и открыть рот, не понимая – неужели это тот самый медведь с опилками в голове, которого он так давно знает и любит.
— Мы поплывем в твоем зонтике, — сказал Пух.
— ??
— Мы поплывем в твоем зонтике, — сказал Пух.
— ???
— Мы поплывем в твоем зонтике, — сказал Пух.
-!!!
Да, Кристофер Робин вдруг понял, что это возможно. Он открыл зонтик и опустил его на воду».
Нарушение закономерности пунктуационного оформления текста порождает различные недоразумения, ошибки в письменном общении.
Синтаксический принцип, лежащий в основе русской пунктуации, предлагает деление знаков препинание на две группы: разделяющие и выделяющие. Знаки первой группы служат для разделения членов и частей предложения: однородных членов, простых предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения, однородных придаточных предложений, простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
Вторая группа знаков употребляется для выделения обособленных, уточняющих членов, придаточных предложений, вводных слов и обращений.
Синтаксический принцип (особенности построения предложения, его структура, характер связи членов и частей предложения) придает особую четкость и стройность системе пунктуационных правил.
7. Организация осмысления.
-
Какие сведения о роли пунктуации в письменном общении, представленные в тексте, вы уже знали?
-
Что нового вы узнали из текста?
-
Учащимся предлагается заполнить колонку «Узнал», а сильным ученикам составить алгоритм на основе текста и упр. 197.
«Роль пунктуации в письменном общении»
-
Смыслоразличительная
-
Интонационная
-
перечисление
-
противопоставление
-
пояснение
-
причина
-
мотивация
-
повышающая или понижающая интонации
-
пауза
-
-
Синтаксическая
разделяющие знаки выделяющие знаки
-
однородные члены — обособленные члены
-
простые предложения — уточняющие члены
в составе сложного — придаточные предложения
-
однородные придаточные — вводные слова
-
простые предложения — обращения
в составе бессоюзного
сложного предложения
8. Первичная проверка понимания.
-
Чтение лингвистической сказки (Перед учащимися ставится задача: объяснить, какая роль знаков препинания обыгрывается в сказке).
Знаете ли вы, что запятая может спасти жизнь человеку? Не верите? Тогда слушайте, расскажу я вам одну сказку, да не простую. В ней намек да грамматический урок.
Было это много-много лет назад, так давно, что уж никто и не помнит, с кем это произошло. Заблудился раз в лесу мальчик. Долго бродил по темным густым рощам, по болотам и лесным зарослям. Вдруг видит: мост! Значит, люди близко! Обрадовался мальчонка, подбежал к мосту, но тут услышал странный звук; сначала тихий, он с каждой секундой нарастал все сильнее и сильнее. Хотел вбежать мальчик на мост, но дорогу преграждал огромный камень, из-под которого неожиданно появился старичок и сказал: «Тебе страшно? Тогда не теряй ни одной минуты и вот этой палочкой поставь запятую в том предложении, которое написано на камне».
Не успел удивиться мальчишка, как старик исчез, а в руке оказался обыкновенный прутик. Смотрит мальчик на камень, читает странную и непонятную фразу: «Прейти нельзя остаться».
А шум нарастает все сильнее, и видно уже – страшный зверь приближается к мосту. И тут решился мальчик и поставил запятую, и камень как бы сказал: «Перейти, нельзя остаться».
Вдруг камень исчез, как тот старик-волшебник, мальчонка вбежал на мост, быстро перебрался через бурную реку на другой берег. Как только зверь ужасный попал на мост, тот …рухнул.
Вот как запятая спасла мальчика. А вы не верили, что так может быть!
(Сказка составлена учеником).
-
На какую роль знаков препинания обратил школьник, составляя сказку?
-
Какие признаки могут помочь определить постановку знаков препинания? (Смысл, интонация, грамматика).
9. Организация первичного закрепления.
-
На доске записаны предложения. Без знаков препинания они имеют двоякий смысл. Запишите предложения дважды и расставьте знаки препинания так, чтобы передать этот смысл.
Иду с трудом руками разбирая пшеницу. – 1) «Идти трудно, чувствуется большая усталость». 2) «Приходится руками освобождать себе дорогу в пшеничном поле».
Это произведение должно быть известно вам. – 1) «Вы обязаны знать это произведение». 2) «Может быть, вы знаете что-то об этом произведении».
-
В чем состояла особенность этой лингвистической задачи? (По одному показателю (смысл) догадаться о двух других (знаки препинания, интонация))
10. Предметная рефлексия.
-
Учащимся выданы карточки (по одной) разного цвета с заданием, нужно поставить знаки препинания на ней в соответствии со смыслом предложения, указанным на карточке.
Карточка №1 (зеленая)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. – «Если успею выучить, то уверена, что пошлют на конкурс».
Карточка №2 (красная)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. –
«Меня уже послали на конкурс, нужно учить произведение».
Карточка №3 (желтая)
Буду учить наизусть стихотворение поеду на районный конкурс чтецов. –
«Расскажу тебе, чем стану заниматься завтра. Во-первых, надо выучить стихотворение, потом я уезжаю».
-
Учащимся предлагается прикрепить карточки на доске в три колонки в соответствии со знаками препинания: тире, двоеточие, запятая (знаки колонок написаны на доске). Цвет поможет определить правильность выполнения задания всеми учащимися: в колонке с тире должны оказаться карточки зеленого цвета, в колонке с двоеточием – красные, с запятой – желтые.
11. Домашнее задание: упр.271, подобрать примеры к опорному конспекту, составленному на уроке.
12. Рефлексия.
-
Учащимся предлагается выбрать карточку того цвета, которая соответствует их настроению на уроке (карточки заранее лежат на столах у детей)
Используемая литература
1. Козловская Н.В. Русский язык: анализ текста. – СПб, 2005
2. Пахнова Т.М. Готовимся к письменному и устному экзамену по русскому языку. – М., 2003
3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008