Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №12 г.Челябинска

Конспект урока по обществознанию в 11 классе

«Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора»

Подготовила учитель истории

и обществознания

Савина Наталья Николаевна

г.Челябинск

2014

Урок обществознания в 11 классе

Тема «Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора»

Тип урока: изучение нового материала с использованием анализа конкретных ситуаций.

Цели и задачи:

— сформировать представление о трудовом праве ;

— познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений;

— научить применять полученные знания на практике;

— воспитывать уважение к труду.

Формы организации учащихся: групповая, индивидуальная

Основные понятия: трудовые правоотношения, субъекты трудового права, работодатель, работник.

Оборудование урока:

1. компьютер и проектор, CD, раздаточный материал, оценочные листы учащихся.

2. Конституция РФ

3. Учебник: Обществознание 11 класс. [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, изд-во «Просвещение»

Ход урока

Название

этапа

Ведущая деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Учитель знакомит со структурой урока, делит учащихся на группы

Учащиеся записывают тему в тетради

Этап изучения нового материала

Закрепление изученного материала: анализ конкретных ситуаций

Этап инструкта-

жа по выполне-

нию домашнего

задания

Подведе-

ние

итогов

урока

Скажите, пожалуйста, какие пословицы о труде вам известны? Назовите несколько из них.

Труд является одним из видов деятельности человека, который применялся в разные времена. В традиционном обществе это был труд раба, крепостного крестьянина. Сегодня речь идет о труде свободного человека.

Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства». Как вы понимаете это высказывание?

Соответствующее положение закреплено и в Конституции РФ, в ст.37

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права.

Возникают трудовые правоотношения – это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового договора.

Как возникают и развиваются трудовые правоотношения в нашем государстве, нам предстоит сейчас выяснить, работая в группах. У каждого из вас есть оценочный лист, вы его будете заполнять в процессе работы и в конце урока получите отметку.

Лист самооценки

Ф.И.ученика

Участие в работе на уроке

баллы

«Я»

1. Ответы на поставленные вопросы

6

2. Моноответ

6

3. Дополнение и исправление ответа других учащихся

3

4. Результат выполнения практического задания

3

Задание 1 группе: Права и обязанности работника, как участника трудовых отношений.

Работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Задания 2 группе: Права и обязанности работодателя, как участника трудовых отношений.

Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Задание 3 группе: Необходимые документы при устройстве на работу и дополнительные сведения о работнике.

Презентация учащегося: Особенности труда несовершеннолетних. Особенности заключения договора с несовершеннолетними.

Задание 4 группе: Трудовой договор. Существенные условия трудового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем.

Задание 5 группе: Условия прекращения и расторжения трудового договора

Я вам предлагаю поразмышлять над задачами. Каким образом можно разрешить тот или иной конфликт.

Задача 1. Повар Захарова работала в кафе по бессрочному договору. Неудовлетворенная условиями труда, она подала письменное заявление об увольнении по собственному желанию. Рассмотрев заявление, директор кафе принял решение о ее увольнении через два месяца в связи с производственной необходимостью.

Правомерно ли решение директора? Каков порядок расторжения бессрочного трудового договора по инициативе работника?

Задача 2: Выпускник колледжа пришел впервые поступать на работу по полученной специальности. Принимая его документ, начальник отдела кадров сказал6 «Паспорт и диплом в порядке. Не хватает только характеристики, подписанной директором колледжа, и справки о том, что ты не состоишь на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Принесешь недостающие документы, и мы заключим трудовой договор. Но имей ввиду, тебе придется пройти испытательный срок в течение 3 месяцев, после чего мы окончательно решим вопрос о приеме на работу». Какие действия начальника отела кадров не соответствуют трудовому законодательству?

Задача3. 16-летний Николай и 20-летний Сергей были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении трех месяцев обоих уволили как не выдержавших испытательного срока. Объясните, правомерны ли действия администрации в отношении несовершеннолетнего Николая. Объясните, правомерны ли действия администрации в отношении двадцатилетнего Сергея:

Задача 4. Какие документы должен представить при заключении трудового договора 25-летний Леонид Иванович, который устраивается на работу в районную поликлинику на должность врача-рентгенолога?

Задача 5: Андрей подал заявление о расторжении трудового договора. По истечении двух недель директор завода сказал Андрею, что уволить его не может, так как на место Андрея еще не найден новый работник.

«А если ты не выйдешь на работу завтра, — пригрозил директор, — я уволю тебя за прогул!»

Должен ли Андрей работать до тех пор, пока не будет найден новый работник на его место? Может ли директор уволить Андрея за прогул, если он не выйдет на работу по истечении двухнедельного срока?

Домашнее задание: параграф 24, написать эссе по теме «Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства». К.Д.Ушинский

Подсчет баллов в оценочных листах.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Учащиеся вспоминают другие виды деятельности (игра, учение, общение)

Высказывают свое мнение

Работают с текстом Конституции и зачитывают: Статья 37
       1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
       2. Принудительный труд запрещен.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учащиеся записывают свои фамилии в листы самооценки

права работника: право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; право на отдых; право на защиту своих трудовых прав.

Обязанности работника:

Добросовестное выполнение своих трудовых функций, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, выполнение норм труда.

Права работодателя: требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу, поощрять работников и привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Обязанности работодателя: требование соблюдения законов и норм трудового права, справедливой оплаты труда работников в соответствии с их трудовым вкладом, создание безопасных условий оплаты труда работников в соответствии с их трудовым вкладом, создание безопасных условий труда

Паспорт;

Трудовая книжка;

Страховое свидетельство государственного страхования;

Документы воинского учета (для военнообязанных и подлежащих призыву на военную службу), документы об образовании и квалификации.

Льготы и гарантии, запрет использования труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда; запрещено отправлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие дни и т.д.

Не допускается установления испытательных сроков для несовершеннолетних, могут быть установлены пониженные нормы выработки.

— Место работы;

— Дата начала работы;

— Наименование должности, специальности, профессии;

— Права и обязанности работника;

— Права и обязанности работодателя;

— Характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях.

По инициативе работодателя:

— работник отсутствовал на рабочем месте более 4 часов без уважительной причины;

— в организации происходит сокращении штата работников, а перевести работника на другую работу невозможно;

— если работник появился на рабочем месте в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения.

По инициативе работника:

— имеет право за две недели до расторжения трудового договора предупредить письменно работодателя.

Ответ к задаче 1: Решение директора незаконно. Работники имеют право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели.

Ответ к задаче 2: Не соответствуют трудовому законодательству требования принести характеристику с места работы, справку из комиссии по делам несовершеннолетних, а также требование о прохождении испытательного срока для выпускника колледжа, впервые поступающего на работу по специальности.

Ответ к задаче 3: действия администрации в отношении несовершеннолетнего Николая неправомерны, так как в отношении несовершеннолетних испытательный срок не допускается. В отношении двадцатилетнего Сергея действия администрации правомерны.

Ответ к задаче 4: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство, документы воинского учета, документ об образовании.

Ответ к задаче 5: Нет.

Статья 80 Трудового кодекса РФ: Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Список использованной литературы

  1. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 кл. В 2-х книгах. Кн.2./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская и др., Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе» Серия «Основы правовых знаний» -М., 2002.

  2. Оценивание достижений учащихся в области правового образования: Сборник заданий/Авт. – сост.: Н.Г.Суворова, Т.В.Петрова/ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». –М., 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here