Пояснительная записка
Цели и задачи
Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.
Главная задача – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания
1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.
2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции.
4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.
5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур.
Курс «Обществознание» в 5–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания. Курс выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Основным содержанием курса в 8 классе является:
-
— развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста.
8 класс
Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, М.: «Просвещение», 2011
Обществознание
8 класс
34 ч.
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Основные понятия
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь)
Вид контроля
Домашнее
задание
План
Факт
1
Вводный урок. Обществознание. Науки, изучающие общество (1ч)
Общество, страна, государство, сферы общества
Изучение нового материала, лекция
Объяснять значение понятий; соотносить различные значения слова «Общество».
Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно»
Личность и общество (6ч)
2
Быть личностью
Личность
Урок — рассказ с элементами беседы
Анализ ситуативных задач. Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека.
Устный опрос
3
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество.
Изучение нового материала, лекция
Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах.
Устный опрос
4
Развитие общества
Общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция.
Урок — беседа
Называть ступени развития общества, исторические типы общества.
Понятийный диктант
5
Основные закономерности развития общества
Социальные изменения и их формы.
Урок-дискуссия
Характеризовать изменчивость и стабильность общества. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами.
Устный опрос
6
Социализация: содержание и стадии процесса
Социум
Урок — беседа
Анализировать проблемную ситуацию.
Устный опрос
7
Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье
Семейные ценности
Урок обобщения
Контроль знаний учащихся.
Проверочная
работа
Составить кроссворд по разделу
Сфера духовной жизни (8 ч)
8
Сфера духовной жизни
Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Урок — беседа
Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести. Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения. Называть основные функции религии; раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.
Устный опрос
9
Мораль
Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Урок — беседа
Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.
Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.
Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».
Устный опрос
10
Долг и совесть
Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Урок — беседа
Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.
Устный опрос
11
Моральный выбор – это ответственность
Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Урок — дискуссия
Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.
Устный опрос
12
Образование
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Урок — беседа
Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.
Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.
Устный опрос
13
Наука в современном обществе
Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство.
Урок — беседа
Объяснять понятия наука, этика науки.
Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;
называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;
Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире.
Устный опрос
14
Религия как одна из форм культуры
Религия. Свобода совести.
Урок – практикум (работа с документами, материалами СМИ)
Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.
Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.
Называть основные функции религии;
раскрывать основные идеи мировых религий.
Устный опрос
15
Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества
Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Урок — беседа
Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения.
Контроль знаний учащихся.
Понятийный диктант, тест
Экономика (12 ч)
16
Экономика и её роль в жизни общества
Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль
Урок — беседа
Выявить общее и особенное в развитии современного общества.
Устный опрос
17
Главные вопросы экономики
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Урок — беседа
Рассказывать об отношении к труду в современном обществе.
Понятийный диктант
18
Собственность
Имущественные отношения, собственность, право собственности.
Урок-дискуссия
Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.
Тест
19
Рыночная экономика
Рынок, его виды, эволюция. Основные
функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Урок — беседа
Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар.
Устный опрос
20
Производство – основа экономики
Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Урок — беседа
Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни.
Устный опрос
21
Предпринимательская деятельность
Предпринимательство. Предприниматель: экономический статус, поведение. Функции.
Урок — беседа
Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере.
Устный опрос
22
Роль государства в экономике
Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз.
Урок — беседа
Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Устный опрос
23
Распределение доходов
Доход
Урок — беседа
Уметь анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.
Устный опрос
24
Потребление
Потребление, семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование.
Урок — практикум
Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.
Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.
Работать с материалами СМИ.
Устный опрос
25
Инфляция и семейная экономика
Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Урок — лекция
Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.
Устный опрос
26
Безработица, ее причины и последствия
Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз.
Урок — беседа
Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.
Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами.
Устный опрос
27
Мировое хозяйство и международная торговля
Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Урок – беседа
Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм.
Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.
Устный опрос
Социальная сфера (6ч)
28
Социальная структура общества
Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.
Урок — беседа
Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью.
Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы.
Устный опрос
29
Строение общества
Строение общества
Урок — беседа
Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества.
Устный опрос
30
Социальные статусы и роли
Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Урок — беседа
Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий.
Устный опрос
31
Нации и межнациональные отношения
Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность.
Урок — беседа
Давать определение понятий: нации, межнациональные отношения
Устный опрос
32
Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе
Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические конфликты.
Урок — беседа
Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость.
Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты.
Устный опрос
33
Отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Урок — беседа
Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности.
Устный опрос
34
Итоговое повторение (1ч)
Основные понятия курса
Итоговый повторительно — обобщающий
урок
Контроль знаний учащихся. Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия.
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их.
Контрольная работа