«Нравственные основы жизни человека».
Урок по обществознанию в 8 классе
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.
Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.
Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».
3. Изучение нового материала.
Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:
— Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.
Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.
Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):
— В каких значениях используется понятие любовь?
Задание
Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.
Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.
До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:
Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.
Вопрос после просмотра:
— Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?
3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.
К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.
У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.
Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.
9 июня
Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.
10 июня
Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.
20 июня
Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.
Вопрос:
Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?
Задание
Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?
Дальнейшая работа с текстом.
Стр. 31, 3-й абзац:
— На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)
— Почему любовь – это стремление к идеалу?
4-й абзац:
— В чем заключается нравственная сила любви?
Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.
— Почему любовь является высшей ценностью морали?
Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.
5-6-й абзац:
— Что еще такое любовь?
— Без чего не может существовать любовь?
— Что обязательно должно быть у влюбленных?
Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.
Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.
7-й абзац:
— Назовите черную тень любви.
— Почему возникает ревность?
— Как мораль помогает человеку победить ревность?
А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.
Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.
Вопрос:
— Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?
Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.
Дополнительная информация:
История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.
Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».
Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).
Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).
4. Первичное закрепление изученного материала.
— Какую тему изучили на уроке?
— Почему любовь – это стремление к идеалу?
— Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.
— Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?
— Как мораль помогает человеку победить ревность?
5. Подведение итогов.
Комментарии учителя, объявление оценок.
6. Домашнее задание.
Стр. 31-32, читать, отвечать на вопросы, задание №5 сделать устно.
Нравственные основы жизни человека (любовь и мораль)
Понятие любовь многозначно: любовь к Родине, любовь к матери, отцовская любовь, любовь к музыке, любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине, любовь к своему делу любовь к жизни и т.д. Но всегда любовь означает чувство самоотверженности, привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство.
Задание
Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.
Мораль ориентируется на идеал. Любовь – это тоже стремление к идеалу. Потому что, когда человек влюбляется в другого, то для него он (или она) является идеалом. Влюбившись, человек начинает видеть в любимом человеке только достоинства, а любые недостатки забываются.
Любовь помогает людям победить ненависть. И в этом миротворчестве нравственная сила любви. Любовь является высшей ценностью морали, потому что несет людям мир и спокойствие.
А еще любовь – это духовный союз влюбленных. Конечно, любовь имеет природную, биологическую основу – влечение полов, сексуальное чувство. Но в равной мере любовь – чувство духовное и не может существовать без теплой дружбы, без общих целей, интересов, стремлений влюбленных.
А бывает и так: встретились двое, увлеклись, полюбили, поженились, стали жить вместе. А жизнь не складывается. Скучно, тоскливо, пусто. Почему? Ведь любят друг друга? Да, вроде любят. Но если между молодыми нет духовной близости, все остальное превращается в однообразие. То есть самое главное, чтобы у влюбленных была гармония душ.
Но у любви есть и своя черная тень – ревность. Где любовь – там и ревность. Почему она возникает? Потому что нас всегда преследует страх потерять любовь – свое счастье. Ревность способна толкнуть человека на безрассудный и жестокий поступок. И тут на помощь приходит мораль. Мораль – это призыв к добру и милосердию. Она учит нас терпеть и прощать. И если мы прислушаемся к голосу морали внутри нас, боль ревности утихает. Не сразу, но утихает.
Словарь к уроку:
1. Миротворчество – поддержание мира.
2. Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.
Вопросы и задания:
1. Почему любовь – это стремление к идеалу?
2. Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.
3. Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?
4. Как мораль помогает человеку победить ревность?
5*. Внимательно прочитайте высказывание русского просветителя
Н. Добронравова и устно ответьте на вопрос: — О какой черте любви говорится в высказывании?
«Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих…».