МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20 – 903, эл. адрес: [email protected]
Мастерская вдохновения
« …И жизнь, и слезы, и любовь»
( Классный час в 9 классе)
подготовила классный руководитель
Чернова Марина Владимировна
г. Исилькуль, 2012 г.
Цель мероприятия:
-
Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, её многоликости.
-
Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.
Оформление доски: портреты А. Пушкина, Н.Гончаровой, А.Керн; картины учеников.
Ход классного часа
Фрагмент из кинофильма «Ирония судьбы» — исполнение песни «Мне нравится, что вы больны не мной».
Учитель: Тема нашего разговора — любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Любовь — это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза. Каждый человек ждет любви…. Но любовь ждет к себе особого внимания, ведь любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста. Любовь ждет особых поступков, тонких созвучных слов, ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.
Ученица: Я гитару настрою на лирический лад,
И знакомой тропинкой уйду в звездопад.
Быть красивой как песня прошу я ее.
И гитара взорвется как сердце мое.
К долгожданной гитаре я тихо прильну,
Осторожно и бережно трону струну.
И она отзовется, призывно звеня…
Добротою наполнит тебя и меня.
Исполнение песни Булата Окуджавы «Пожелание друзьям»
1. Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
2. Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо предавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
3. Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем, друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
Ученица: Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она — источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюбленности многие ученные делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, поэты слагали стихи, художники писали картины…
Учитель: Вот и сегодня мы представляем галерею вдохновенных работ ребят нашего класса: Карбаиновой Марины и Качановой Насти (рассказ учениц по своим работам).
И, конечно, талисман класса.( Ветка дерева, в соответствии с тематикой классного часа, украшена цветами из материи)
Ученица: Благодаря теплу каждого, заботе друг о друге, веры в лучшее и любви к прекрасному, сегодня оно выглядит вот так — дерево Веры, Надежды и Любви.
Айседора Дункан, Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова.. .Им посвящали стихи великие поэты. Как красиво, нежно и восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой. Еще бы! Натали…первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…
Учитель: Но в жизни Пушкина была еще одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.
Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной в доме президента Академии художеств А.Н.Оленина. Шли годы…Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности он заметил в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей. Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал…. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, она коснулась его своей ножкой. Горела свеча…(ученица зажигает свечу) В раскрытое окно влетали ночные бабочки, и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки…
Ученик:
Александр Сергеевич Пушкин
Я помню чудное мгновенье;
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье;
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ученица: Великий Пушкин писал. А свеча всё горела. Свеча… В ней всегда какая -то тайна, какая — то загадка, что — то величественное…, и вечное…. Свеча — от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч… Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака.
Ученица:
Борис Пастернак «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле.
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел,
Два крыла Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Учитель: Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…
Ученик и ученица:
Александр Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне»
-
Как больно, милая, как странно,
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями. -
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана –
Прольётся пламенной смолой. –
Пока жива, с тобой я буду. –
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду.
-Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесёшь с собой повсюду,
Ты понесёшь с собой, любимый-
Родную землю, милый дом.
А если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой.
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба —
я и ты.
— Но если я безвестно кану-
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану-
За звёздный пояс, млечный дым?
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал…
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали…
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда прощаетесь на миг!..
( Ученица гасит свечу)
Учитель: Всё пройдёт! Но это не значит, что мы не можем насладиться своим счастьем, пока оно у нас есть! Не бойтесь любить! В жизни бывает много счастливых, радостных, чудесных минут!
Ученица: Чтобы Вам не грустить сейчас слишком, мы расскажем о другой любви. Хотя и в ней есть страдания, но, надеемся, вы, слушая это стихотворенье, улыбнётесь. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано…
Ученица:
Агния Барто «Первая любовь»
Каждый может догадаться-
Антонина влюблена!
Ну и что ж? Ей скоро двадцать,
А на улице весна.
Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: «Это он».
Стала ласковой и кроткой,
Ходит лёгкою походкой,
По утрам поет, как птица.
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет.
Говорит: «Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет».
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят.
Юрка? Слишком толстощёкий,
Петя — ростом маловат!
Вот Алёша — славный малый.
Я влюблюсь в него, пожалуй.
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюблённая за партой Нежно шепчет: «Алексей…»
Алик смотрит огорчённо:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится, как огня.
Он понять её не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подаёт ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко-
Отлупил после урока.
Так вот с первого свиданья Начинаются страданья.
Ученица: А когда «взрослеет любовь», она становится серьёзней. Романтичней бывает она.
Ученик:
Ярослав Смеляков
«Хорошая девочка Лида»
Вдоль маленьких домиков белых
Акация душно цветёт.
Хорошая девочка Лида
На улице Южной живёт.
Её золотые косицы
Затянуты, будто жгуты.
По платью, по белому ситцу,
Как в поле, мелькают цветы.
И вовсе, представьте, неплохо,
Что рыжий пройдоха апрель
Бесшумной пыльцою веснушек
Засыпал ей утром постель.
Не зря с одобреньем весёлым
Соседи глядят из окна,
Когда на занятия в школу
С портфелем проходит она.
В оконном стекле отражаясь,
По миру идёт не спеша
Хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
Что в доме напротив живёт.
Он с именем этим ложится
И с именем этим встаёт.
Недаром на каменных плитах,
Где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида»,
-в отчаянье он написал.
Не может людей не растрогать
Мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
Так Гейне, наверно, любил.
Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
Для этой огромной любви.
Преграды влюблённому нету:
Смущенье и робость — враньё!
На всех перекрёстках планеты
Напишет он имя её.
На полюсе Южном — огнями,
Пшеницей — в кубанских степях,
На русских полянах — цветами,
И пеной морской — на морях.
Он в небо залезет ночное,
Все пальцы себе обожжёт,
А вскоре над тихой Землёю Созвездие Лиды взойдёт…
(исполнение танца, музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)
Учитель: О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. Как звёзды рассыпаны на небе, так и имена поэтов, художников, учёных, музыкантов, а так же их возлюбленных, их муз разбросаны в жизненном калейдоскопе. Но есть в этой беспорядочности особая гармония — гармония чувства, которое «движет Солнце и светила». Оно, это чувство, — источник жизни на Земле. Ведь любовь есть всё! Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о «чудных мгновениях» любви достойными словами. Любите и будьте любимы!
Литература:
1.Дерекаеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. «Справочник классного руководителя ,10-11 классы», « Вако», Москва 2005г.
2.Савченко Е. В., Жиренко О.Е. « Мир школьных праздников6 5-11 классы», «5 за знания», Москва 2006г.