План- конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе «Б» «Религия».
Учитель Морозова Юлия Александровна,
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 101
Дзержинского района г. Волгограда
Цель: Объяснить обучающимся значение религии в жизни общества , познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований, сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей.
После изучения темы учащиеся должны:
-
Знать, что такое религия.
-
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества
-
Знать некоторые особенности мировых религий
-
Давать определение следующим понятиям: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии.
План урока.
1.Что такое религия?
2 Архаичные религии.
3. Мировые религии.
4.Подведение итогов урока:
-Тестирование.
-Составление КЛАЙСТЕРА.
Ход урока:
№ п/п
Этапы работы:
Содержание этапа
I
Организационный момент включающий:
-
Постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока ( что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективна)
Объявление темы урока (СЛАЙД 1).
Сегодня я хотела бы начать урок со стихотворения неизвестного мне автора , но на очень актуального сегодня:
В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? — иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!
И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней, кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, — до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах…. Один кричит: «Над нами Божий Сын!»,
Ему в ответ: «Аллах всех круче!»,
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше. Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.
Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равнО,
Не глядя на наряды и отличья.
-
Так как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?
-
-Что же такое «РЕЛИГИЯ»?
— совокупность моральных принципов , регулирующих образ жизни и поведения людей, разделяющее данное верование.
-
Какие характерные черты лежат в основе определения сущности религии?
(слайд 3)
II
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
-
Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока ( какой результат должен быть достигнут обучающимися);
1. Работа со схемой ( слайд 4)
Индивидуальная работа на доске:
Давайте вспомним основные подходы к классификации религий (Ученик немного ранее получил задание прикрепить к магнитной доске карточки — понятия объединив их по группам. Обосновать свой выбор
Работа в группах: ( опора на слайды 5-10)
2.Основная характеристика религий.
(Класс разделен на 6 групп. Каждая группа получает карточку с названием религии – и задание:
Необходимо подчеркнуть, что у каждой религии есть своя особенность… Я предлагаю воспользовавшись материалом из П.44 (20), своими знаниями по истории, дополнительным материалом и ответить на вопросы:
-
— Что вы знаете об этой религии?
-
— В чем ее особенность?
— 5 минут на самостоятельную работу с учебником и дополнительным материалом ( в т.ч. материалами ИНТЕРНЕТ)
— по 2-3 минуты на представление командами своих религий в соответствии с вопросами.
III
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
-
Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися
Значение религии в жизни общества
— Какое значение имеет религия для общества?
Религия выполняет в жизни общества, отдельных групп и личностей , по крайней мере, две специфические функции: — Связи человека с Богом, богами, Священным, сверхъестественным, или тем, что так называют.
— Функцию сакрализации— ввода людей и вещей в сферу религиозной жизни, предания им качества святости
— мировоззренческая
-коммуникативная
— регулятивная
-политическая
— культурная
-социализация.
— интеграционную
Кроме этого может выполнять множество других функций- ролей:
Посмотрите на текст слайда, в котором представлены эти функции. (Слайд 11)
IV
Закрепление учебного материала, предполагающее:
-
Описание критериев позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.
1. РАЗНОУРОВНЕВОЕ Тестирование с самопроверкой.
А) У ребят на столе лежат конверты с тестами из которых необходимо выбрать задание для себя. Если Вы хорошо разобрались с темой, прочитали много дополнительного материала и готовы выполнить задание ( НА «5»)- возьмите задание на белом листе; если вы изучили материал в рамках школьного учебника- возьмите задание на зеленом листе (НА «4»); если вам еще трудно работать с терминами по данной теме- возьмите задание на синем листе ( НА «3»).Подпишите бланки. Выполняют работу – отмечая свои ответы. Предупреждаю ребят, что работаем в тесте аккуратно, исправления засчитываю как ошибку.
Б) Проверяем основные, наиболее важные и сложные термины: ( слайды 12-14)
На слайдах, через определенное время высвечиваются термины и правильные ответы на наиболее сложные вопросы.
Обучающиеся осуществляют самопроверку.
2.Подведение итогов. СИНКВЕЙН. (слайд 15)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Религия.
Архаичная, мировая.
Объединять, разъединять, быть.
Регулирует образ жизни и поведение людей!
Уважать!
3.Сегодня я начала урок со стихотворения, в котором есть ещё несколько строк, которыми я хочу закончить урок:
Поймите! Бог — не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог — состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!
V
Задание на дом, включающее:
-
Постановку целей самостоятельной работы для обучающихся ( что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
Домашнее задание. П.44 (20);
В тетради, нарисовать таблицу (См. на доске), в которой на «3» — найти общие черты, на «4»+ найти главное отличие, на «5» + записать основные символы.
Таблица по теме : РЕЛИГИЯ.
Архаичные религии
Мировые религии
А
Н
И
М
И
З
м
Т
О
Т
Е
М
И
З
м
Ф
Е
Т
И
Ш
И
З
м
Б
У
Д
д
и
з
м
Х
Р
И
С
Т
И
А
Н
С
т
в
о
И
С
Л
А
м
Общие черты:
—
—
—
Общие черты:
—
—
—