МБОУ « Притыкинская основная общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Методическая разработка по обществознанию
Выполнила: Малаева Айягоз Садвакасовна
учитель истории первой квалификационной
категории МБОУ « Притыкинская основная
общеобразовательная школа»
с.Притыка, 2012г.
Тема урока: « У роковой черты»
Эпиграф к уроку :
Человек – часть природы, грозящая
погубить ее всю.
А. Круглов
Тип урока: комбинированный.
Цель : показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы.
Учащиеся должны знать, что :
1)негативно воздействуя на природу человек сам становится жертвой необдуманных действий;
2)возрастание масштабов производственной деятельности человека является одной из главных причин экологического кризиса;
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
-
Какое из суждений более точно отражает соотношение природы и общества:
А)общество- часть природы
Б)природа – часть общества
В) общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир.
2. Закончите предложение:
А) земная оболочка , охваченная жизнью,-это…( биосфера)
Б) область планеты, охваченная активность человека, его разумной деятельность, это…( ноосфера)
3. Обобщите одним понятием следующие определения:
а) ….. -естественная среда обитания человека
б)…..-кладовая ресурсов — (природа)
в)…..-источник эстетического наслаждения
2.Изучение нового материала.
Постановка проблемного задания.Можно ли нам построить в будущем страну «Экологическая гармония»? (учащиеся должны дать ответ в конце урока).
Учитель: В эпоху индустриализации человечество создало огромное количество промышленных объектов, которые позволили войти в эпоху резкого роста потребления и хищнического обращения с природой. В итоге сегодня мы имеем сложно решаемые экологические проблемы как последствие деятельности человека по отношению к природе.
В тетрадях записываем тему и план урока.
Выступления учащихся по теме « Экология и здоровье человека»
Просмотр фильмов «Влияние человека на природу.» Приложение.
Учитель : В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.
Общество пытаясь максимально удовлетворить свои материальные потребности, забывает о том, что возможности природы ограничены , так как ее ресурсы с каждым годом быстрыми темпами уменьшаются, а потребности человека возрастают и возрастают.
Учащиеся анализируют последствия влияния деятельности человека на экологию, сопровождая свой ответ примерами (Авария на Чернобыле, загрязнение мирового океана, мутации флоры и фауны, мутации самого человека).
Учащиеся записывают последствия деятельности, отражающиеся на экологию в виде схемы
Глобальная угроза человечеству
(записываем в тетради определение)
Подводим итоги по уроку. Итак мы не смогли найти страну «Экологическая гармония», но в наших силах сделать все , чтоб превратить весь мир в цветущий край. Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе, только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана .Безусловно государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству ,чтоб защитить природу законом .Наука должна приложить все усилия ,чтоб помочь в решении экологических проблем .Мы должны помнить о том , что нельзя пилить сук на котором сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него и может быть не сможешь подняться. Берегите природу , цените нашу замечательную планету под названием –Земля.
3.Тест. Для закрепления новой темы.
-
К экологическим проблемам относится:
1). Опасность распространения ядерного оружия
2). Охрана здоровья
3). Борьба с международным терроризмом
4). Исчезновение многих видов животных и растений
-
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:
А). Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно
негативное воздействие на природу
Б). Общество как творец культуры развивается независимо от природы
1). верно только А
2). верно только Б
3). верны оба суждения
4). оба суждения неверны
4. Домашнее задание. Нарисовать плакат по теме «Защитим природу»