ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Искусство ведения хозяйства
ФИО (полностью)
Голуб Инна Вахтанговна
Место работы
МБОУ СОШ №1 г. Энгельса
Должность
Учитель истории и обществознания
Предмет
Обществознание
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Искусство ведения хозяйства. Урок №19
Базовый учебник
Учебник «Обществознание. Зачем изучать общество» (авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, М. Е. Турчина)
8. Цели урока:
Умение понимать связи между людьми в обществе – представление об экономике, которая объединяет деятельность многих людей.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание значения основ экономики для планирования семейного бюджета и ведения домашнего хозяйства.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание того, что при организации экономической деятельности нужно действовать с учётом моральных норм и требований закона.
9. Задачи:
— раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности. Познакомить учащихся с понятием ресурсы и их виды.
— создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся.
— благоприятствовать воспитанию уважения к труду как необходимому элементу организации быта.
10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.
13. План урока:
Проблема урока.
Зачем нужна наука экономика?
Поиск решения проблемы:
-
как научиться правильно распоряжаться деньгами;
-
какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;
-
как и где можно использовать знание экономики.
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
-
объяснение того, как правильно распоряжаться деньгами;
-
сравнение экономических рекомендаций о правильном ведении домашнего хозяйства;
-
преобразование информации об экономических знаниях, используемых в повседневной жизни.
Вывод по проблеме урока:
Экономика помогает людям наладить отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Даёт возможность лучше обустроить своё хозяйство.
Комментирование домашнего задания.
14. Структура и ход урока:
I. Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Время (в мин.)
Предлагает учащимся рассмотреть ситуацию:
– Допустим, у вас есть деньги на карманные расходы. Опишите свои дальнейшие действия.
Записывает варианты ответов на доске.
Возможные ответы:
– потрачу на что-нибудь;
– отложу на нужную вещь, потом куплю её;
– куплю что-нибудь себе и другу;
– одолжу под проценты;
– буду копить и т.д.
Имеющиеся знания и опыт;
фронтальная.
Определение собственных действий.
5 мин.
– Разделите предложенные действия на две группы и назовите признак, по которому их разделили.
Записывает варианты деления действий по группам на доске.
Могут разделить так:
– деньги потрачены обдуманно/бездумно;
– деньги потрачены сразу/вначале накоплены;
– деньги потрачены для себя/для других и т.д.
Варианты ответов учащихся, записанные на доске;
фронтальная.
Систематизация
информации.
Просит учащихся прочитать диалог и выделить информацию о том, как распорядился деньгами Антошка.
– Определите, в чём ваши действия оказались схожи с действиями Антошки, а в чём – нет.
Записывает ответы на доске.
– К каким последствиям могут привести необдуманные расходы?
Читают диалог, выделяют искомую информацию.
Сравнивают её со своими вариантами действий.
Возможны такие ответы:
– сходство в том, что мы тоже предлагали потратить деньги на то, что захотелось;
– различие в том, что мы предлагали вначале решить, как лучше потратить деньги.
Вероятно, отметят, что это приведёт к нехватке денег, к невозможности купить нужную вещь, к осложнению отношений с родными, друзьями и т.д.
Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;
индивидуальная.
Выбор необходимой информации.
Формулирование
суждений. Соотнесение информации.
– Какой проблемный вопрос можно задать на основании ваших ответов?
Просит найти в тексте, какой вариант решения возникшей у Антошки проблемы предложила его мама и как отнёсся к её словам Антон.
– Какой проблемный вопрос можно задать на основании выделенной вами информации?
Записывает варианты проблемных вопросов на доске.
Могут задать вопросы:
– как научиться планировать свои расходы?
– как правильно распорядиться деньгами?
Находят необходимую информацию.
Определяют противоречие: мама сказала о полезности экономики в домашнем хозяйстве, а Антон ответил, что у них и без экономики всё хорошо.
Могут задать вопросы:
– поможет ли экономика правильно расходовать деньги?
– нужна ли экономика для семейного бюджета?
Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;
фронтальная.
Выявление противоречий.
Формулирование проблемного вопроса.
2 мин.
Предлагает учащимся прочитать проблемные вопросы и выявить их общую основу.
– Какую проблему вам предстоит решить сегодня на уроке?
Определяют, как взаимосвязаны проблемные вопросы.
Возможен такой вариант проблемы:
Как экономика может помочь правильно распоряжаться деньгам?
Записывают проблему в тетради.
Проблемные вопросы, записанные на доске.
Установление взаимосвязи.
Формулирование проблемы урока.
II. Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Вспомните, что вам известно о таких экономических понятиях, как труд и деньги.
– Какие из предложенных вами пословиц, поговорок (или примеров из литературных произведений) могли бы помочь в решении проблемы урока?
Отвечают на вопросы или выполняют задание.
Определяют своими словами, что такое труд, деньги, и выявляют различное отношение к ним людей.
Ответы будут зависеть от предложенной ребятами информации, но в любом случае что-то подойдёт к решению проблемы, а что-то – нет, поэтому придётся планировать поиск недостающей информации.
Учебник, с. 83, вопросы для повторения; Рабочая тетрадь, задание 1. Работа фронтальная или групповая.
Отбор и преобразование информации.
Формулирование суждений.
5-7 мин.
– Какую ещё информацию вам необходимо получить для решения проблемы?
Записывает гипотезы на доске.
Предположения тоже будут зависеть от предыдущих суждений, однако вполне вероятны гипотезы, связанные с тем, какие полезные знания экономика может дать о доходах и расходах, а также о том, как их правильно регулировать.
Проблема урока, записанная в тетрадях;
фронтальная.
Выдвижение гипотез.
Предлагает учащимся составить план для решения проблемы урока.
Группы предлагают свои варианты, на основе чего составляется общий план, например, такой:
– как научиться правильно распоряжаться деньгами;
– какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;
– как и где можно использовать знание экономики.
Проблема урока и выдвинутые учащимися гипотезы;
работа в малых группах.
Планирование своей деятельности.
2 мин.
III. Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Для получения ответа по первому пункту плана вам необходимо выполнить задание.
Предлагает обменяться получившимися ответами.
Выбирают уровень задания и выполняют его.
Выявляют новое знание, например, такое:
– каждый в семье должен уметь расходовать деньги без ущерба для остальных;
– чтобы сэкономить деньги, надо правильно их тратить или научиться что-то делать самому.
Записывают выявленную информацию в тетради.
Рабочая тетрадь, задание 2, учебник, с. 83–84; индивидуальная.
Выбор необходимой информации.
Построение объяснения.
20 мин.
– Для поиска ответа на второй пункт плана вам потребуется выполнить сравнение.
Предлагает изучить информацию о сравнении, задаёт уточняющие вопросы, комментирует.
Читают раздел о выполнении сравнения.
Отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы.
Могут записать алго-ритм нового учебного действия в тетради.
Рабочая тетрадь, раздел «Обучение учебному действию»; индивидуальная и фронтальная.
Выделение главного.
Формулирование суждений.
– Теперь вы можете приступить к выполнению второго пункта плана.
Выбирают уровень, выполняют задание. Узнают, что экономика была важна в разные времена и выполняла важные функции. Выявляют новое знание: при правильной организации хозяйства (в том числе и домашнего) расходы и доходы должны разумно сочетаться.
Делают запись в тетради.
Рабочая тетрадь, задание 3, учебник, с. 83–84, работа в парах.
Выполнение сравнения.
Выбор необходимой информации.
Предлагает учащимся поработать над третьим пунктом плана.
Организует обсуждение результатов, полученных группами.
Выбирают уровень задания, объединяются в группы и выполняют его.
Выявляют экономические понятия, которые можно использовать в повседневной жизни.
Получают новое знание: экономические знания нужны всем, потому что каждый человек вовлечён в экономическую деятельность.
Записывают выявленное знание в тетради.
Рабочая тетрадь, задание 4, учебник, с. 85–86;
возможна работа малыми группами.
Выделение главного.
Преобразование информации.
– Прочитайте новую информацию, выявленную вами в ходе урока, и сформулируйте вывод по проблеме.
Предлагает сравнить полученный вывод с авторским и внести необходимые дополнения в свои записи.
Могут предложить такой вариант вывода: экономика учит планированию расходов и доходов, что помогает правильно распорядиться своими средствами.
Записывают вывод в тетради, вносят в него нужные дополнения.
Новая информация по теме и проблема урока, записанные в тетради; фронтальная.
Обобщение информации.
Формулирование вывода.
IV. Этап урока: применение нового знания, домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– А теперь попробуйте применить полученные вами знания.
Предлагает выполнить задание из учебника или Рабочей тетради.
Выполняют предложенное задание, рассматривают пословицы и поговорки с экономической точки зрения, учатся использовать в ответе экономические понятия.
Учебник, с. 87, учебное задание 1; Рабочая тетрадь, задание 5; работа индивидуальная или в парах.
Определение смысла высказывания.
Построение доказательства.
7 мин.
Предлагает провести взаимопроверку результатов выполнения задания.
– Как бы вы определили роль экономики в жизни человека? Ответ представьте в форме суждения.
Проводят взаимопроверку, дополняют, уточняют ответы друг друга, могут их сравнить и оценить, после чего можно дать самооценку результатов выполнения своего задания.
Формулируют суждения о роли экономики. Убеждаются в значимости экономической деятельности и знаний для жизни людей.
Рабочая тетрадь, выполненное задание 5; критерии оценивания задания, записанные на доске.
Навык оценивания.
Самооценка.
Формулирование суждений.
Предлагает учащимся ознакомиться с домашним заданием. Может кратко прокомментировать его.
Желательно обратить внимание учащихся на учебные действия, необходимые для выполнения домашнего задания.
Просматривают задания, выбирают то, что будут выполнять дома:
-
Сказка «Мороз Иванович» – сравнить Ленивицу и Рукодельницу; задать к тексту вопросы разного вида;
-
решение жизненной задачи;
-
выполнение проекта.
-
Учебник, с. 89–90 (дополнительная информация);
-
учебник, с. 87–88;
-
учебник, с. 88–89.
Выполнение сравнения.
Формулирование вопросов разного вида к тексту.
Построение объяснения и доказательства.