ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Искусство ведения хозяйства

ФИО (полностью)

Голуб Инна Вахтанговна

Место работы

МБОУ СОШ №1 г. Энгельса

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Искусство ведения хозяйства. Урок №19

Базовый учебник

Учебник «Обществознание. Зачем изучать общество» (авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, М. Е. Турчина)

8. Цели урока:

Умение понимать связи между людьми в обществе – представление об экономике, которая объединяет деятельность многих людей.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – понимание значения основ экономики для планирования семейного бюджета и ведения домашнего хозяйства.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – осознание того, что при организации экономической деятельности нужно действовать с учётом моральных норм и требований закона.

9. Задачи:

раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности. Познакомить учащихся с понятием ресурсы и их виды.

— создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся.

— благоприятствовать воспитанию уважения к труду как необходимому элементу организации быта.

10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

13. План урока:

Проблема урока.

Зачем нужна наука экономика?

Поиск решения проблемы:

  1. как научиться правильно распоряжаться деньгами;

  2. какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;

  3. как и где можно использовать знание экономики.

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. объяснение того, как правильно распоряжаться деньгами;

  2. сравнение экономических рекомендаций о правильном ведении домашнего хозяйства;

  3. преобразование информации об экономических знаниях, используемых в повседневной жизни.

Вывод по проблеме урока:

Экономика помогает людям наладить отношения между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Даёт возможность лучше обустроить своё хозяйство.

Комментирование домашнего задания.

14. Структура и ход урока:

I. Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Время (в мин.)

Предлагает учащимся рассмотреть ситуацию:

Допустим, у вас есть деньги на карманные расходы. Опишите свои дальнейшие действия.

Записывает варианты ответов на доске.

Возможные ответы:

потрачу на что-нибудь;

отложу на нужную вещь, потом куплю её;

куплю что-нибудь себе и другу;

одолжу под проценты;

буду копить и т.д.

Имеющиеся знания и опыт;

фронтальная.

Определение собственных действий.

5 мин.

Разделите предложенные действия на две группы и назовите признак, по которому их разделили.

Записывает варианты деления действий по группам на доске.

Могут разделить так:

деньги потрачены обдуманно/бездумно;

деньги потрачены сразу/вначале накоплены;

деньги потрачены для себя/для других и т.д.

Варианты ответов учащихся, записанные на доске;

фронтальная.

Систематизация

информации.

Просит учащихся прочитать диалог и выделить информацию о том, как распорядился деньгами Антошка.

Определите, в чём ваши действия оказались схожи с действиями Антошки, а в чём – нет.

Записывает ответы на доске.

К каким последствиям могут привести необдуманные расходы?

Читают диалог, выделяют искомую информацию.

Сравнивают её со своими вариантами действий.

Возможны такие ответы:

сходство в том, что мы тоже предлагали потратить деньги на то, что захотелось;

различие в том, что мы предлагали вначале решить, как лучше потратить деньги.

Вероятно, отметят, что это приведёт к нехватке денег, к невозможности купить нужную вещь, к осложнению отношений с родными, друзьями и т.д.

Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;

индивидуальная.

Выбор необходимой информации.

Формулирование

суждений. Соотнесение информации.

Какой проблемный вопрос можно задать на основании ваших ответов?

Просит найти в тексте, какой вариант решения возникшей у Антошки проблемы предложила его мама и как отнёсся к её словам Антон.

Какой проблемный вопрос можно задать на основании выделенной вами информации?

Записывает варианты проблемных вопросов на доске.

Могут задать вопросы:

как научиться планировать свои расходы?

как правильно распорядиться деньгами?

Находят необходимую информацию.

Определяют противоречие: мама сказала о полезности экономики в домашнем хозяйстве, а Антон ответил, что у них и без экономики всё хорошо.

Могут задать вопросы:

поможет ли экономика правильно расходовать деньги?

нужна ли экономика для семейного бюджета?

Учебник, с. 82–83, проблемный диалог;

фронтальная.

Выявление противоречий.

Формулирование проблемного вопроса.

2 мин.

Предлагает учащимся прочитать проблемные вопросы и выявить их общую основу.

Какую проблему вам предстоит решить сегодня на уроке?

Определяют, как взаимосвязаны проблемные вопросы.

Возможен такой вариант проблемы:

Как экономика может помочь правильно распоряжаться деньгам?

Записывают проблему в тетради.

Проблемные вопросы, записанные на доске.

Установление взаимосвязи.

Формулирование проблемы урока.

II. Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Вспомните, что вам известно о таких экономических понятиях, как труд и деньги.

Какие из предложенных вами пословиц, поговорок (или примеров из литературных произведений) могли бы помочь в решении проблемы урока?

Отвечают на вопросы или выполняют задание.

Определяют своими словами, что такое труд, деньги, и выявляют различное отношение к ним людей.

Ответы будут зависеть от предложенной ребятами информации, но в любом случае что-то подойдёт к решению проблемы, а что-то – нет, поэтому придётся планировать поиск недостающей информации.

Учебник, с. 83, вопросы для повторения; Рабочая тетрадь, задание 1. Работа фронтальная или групповая.

Отбор и преобразование информации.

Формулирование суждений.

5-7 мин.

Какую ещё информацию вам необходимо получить для решения проблемы?

Записывает гипотезы на доске.

Предположения тоже будут зависеть от предыдущих суждений, однако вполне вероятны гипотезы, связанные с тем, какие полезные знания экономика может дать о доходах и расходах, а также о том, как их правильно регулировать.

Проблема урока, записанная в тетрадях;

фронтальная.

Выдвижение гипотез.

Предлагает учащимся составить план для решения проблемы урока.

Группы предлагают свои варианты, на основе чего составляется общий план, например, такой:

как научиться правильно распоряжаться деньгами;

какие советы по вопросам расходов и доходов даёт экономика;

как и где можно использовать знание экономики.

Проблема урока и выдвинутые учащимися гипотезы;

работа в малых группах.

Планирование своей деятельности.

2 мин.

III. Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Для получения ответа по первому пункту плана вам необходимо выполнить задание.

Предлагает обменяться получившимися ответами.

Выбирают уровень задания и выполняют его.

Выявляют новое знание, например, такое:

каждый в семье должен уметь расходовать деньги без ущерба для остальных;

чтобы сэкономить деньги, надо правильно их тратить или научиться что-то делать самому.

Записывают выявленную информацию в тетради.

Рабочая тетрадь, задание 2, учебник, с. 83–84; индивидуальная.

Выбор необходимой информации.

Построение объяснения.

20 мин.

Для поиска ответа на второй пункт плана вам потребуется выполнить сравнение.

Предлагает изучить информацию о сравнении, задаёт уточняющие вопросы, комментирует.

Читают раздел о выполнении сравнения.

Отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы.

Могут записать алго-ритм нового учебного действия в тетради.

Рабочая тетрадь, раздел «Обучение учебному действию»; индивидуальная и фронтальная.

Выделение главного.

Формулирование суждений.

Теперь вы можете приступить к выполнению второго пункта плана.

Выбирают уровень, выполняют задание. Узнают, что экономика была важна в разные времена и выполняла важные функции. Выявляют новое знание: при правильной организации хозяйства (в том числе и домашнего) расходы и доходы должны разумно сочетаться.

Делают запись в тетради.

Рабочая тетрадь, задание 3, учебник, с. 83–84, работа в парах.

Выполнение сравнения.

Выбор необходимой информации.

Предлагает учащимся поработать над третьим пунктом плана.

Организует обсуждение результатов, полученных группами.

Выбирают уровень задания, объединяются в группы и выполняют его.

Выявляют экономические понятия, которые можно использовать в повседневной жизни.

Получают новое знание: экономические знания нужны всем, потому что каждый человек вовлечён в экономическую деятельность.

Записывают выявленное знание в тетради.

Рабочая тетрадь, задание 4, учебник, с. 85–86;

возможна работа малыми группами.

Выделение главного.

Преобразование информации.

Прочитайте новую информацию, выявленную вами в ходе урока, и сформулируйте вывод по проблеме.

Предлагает сравнить полученный вывод с авторским и внести необходимые дополнения в свои записи.

Могут предложить такой вариант вывода: экономика учит планированию расходов и доходов, что помогает правильно распорядиться своими средствами.

Записывают вывод в тетради, вносят в него нужные дополнения.

Новая информация по теме и проблема урока, записанные в тетради; фронтальная.

Обобщение информации.

Формулирование вывода.

IV. Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

А теперь попробуйте применить полученные вами знания.

Предлагает выполнить задание из учебника или Рабочей тетради.

Выполняют предложенное задание, рассматривают пословицы и поговорки с экономической точки зрения, учатся использовать в ответе экономические понятия.

Учебник, с. 87, учебное задание 1; Рабочая тетрадь, задание 5; работа индивидуальная или в парах.

Определение смысла высказывания.

Построение доказательства.

7 мин.

Предлагает провести взаимопроверку результатов выполнения задания.

Как бы вы определили роль экономики в жизни человека? Ответ представьте в форме суждения.

Проводят взаимопроверку, дополняют, уточняют ответы друг друга, могут их сравнить и оценить, после чего можно дать самооценку результатов выполнения своего задания.

Формулируют суждения о роли экономики. Убеждаются в значимости экономической деятельности и знаний для жизни людей.

Рабочая тетрадь, выполненное задание 5; критерии оценивания задания, записанные на доске.

Навык оценивания.

Самооценка.

Формулирование суждений.

Предлагает учащимся ознакомиться с домашним заданием. Может кратко прокомментировать его.

Желательно обратить внимание учащихся на учебные действия, необходимые для выполнения домашнего задания.

Просматривают задания, выбирают то, что будут выполнять дома:

  1. Сказка «Мороз Иванович» – сравнить Ленивицу и Рукодельницу; задать к тексту вопросы разного вида;

  2. решение жизненной задачи;

  3. выполнение проекта.

  1. Учебник, с. 89–90 (дополнительная информация);

  2. учебник, с. 87–88;

  3. учебник, с. 88–89.

Выполнение сравнения.

Формулирование вопросов разного вида к тексту.

Построение объяснения и доказательства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here